Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Зачем российским школьникам навязывают религиозную идеологию

09 декабря 2016, 14:14 | Игорь Серебряный

Группа родителей учеников столичной школы Nо 2065 обратилась в пятницу в Генпрокуратуру с жалобой на навязывание религиозной идеологии департаментом образования столицы.

Родители считают предмет «Истоки», внедренный в школах 62 регионов страны, антинаучной манипуляцией и давлением на детскую психику.

Авторы обращения подчеркивают, что курс является обязательным для всех учеников, среди которых есть также мусульмане, иудеи, католики и просто атеисты.

Заставь чиновника Богу молиться 

Акция инициативных родителей — это своего рода превентивная мера, такой способ участия в обсуждении действительно очень неоднозначной идеи с введением школьного курса религиоведения, говорит проректор по учебной работе РосНОУ Григорий Шабанов. 

«На данный момент беспокойство родителей больше основано на принципиальном неприятии курса основ религии, неважно, как конкретно он будет называться. Такие нововведения не осуществляются решением междусобойчика чиновников Минобрнауки. Введение нового предмета, тем более настолько социально противоречивого, может произойти только после широкого общественного обсуждения с участием экспертов самого разного профиля — педагогов, психологов, врачей, даже биологов. И, разумеется, родителей», — сказал он «Ридусу».

Ни школа, ни регион не имеют права заниматься отсебятиной и вводить какой бы то ни было предмет, группу предметов или образовательную систему по собственной инициативе, если таковые не включены в список ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов).

«Максимум, где возможна самодеятельность чиновников и дирекций школ, — это введение не перечисленных во ФГОС предметов факультативно, строго по желанию родителей. Никаких нормативных документов об обязательности таких предметов, в данном случае — православия, я не видел. Но допускаю, что какие-то особо ретивые чиновники в сфере образования решили поставить телегу впереди паровоза еще до получения заключения экспертного сообщества, явочным порядком», — говорит Шабанов.

«Я сама православная, но считаю, если уж что-то преподавать, то основы всех основных религиозных учений, а не какого-то одного. И только в сравнительно-культурологическом аспекте, а не как непогрешимую истину», — сказала «Ридусу» кандидат исторических наук, выпускница МГУ (и мама шестиклассника) Елена Дудалева.

Основы христианской культуры (в какой бы обертке эта тема не преподносилась) ползучим путем превращаются в России в аналог курса обществоведения в советских школах. Отвертеться от посещения этих уроков тогда было невозможно, но всегда оставался выход — не быть первым учеником.

Не достигли гармонии

Недовольство родителей вызывает не только введение в школах спорных отдельных предметов, но и целых образовательных систем. Таковых в России сейчас столько, что у неспециалиста глаза разбегаются: «Перспектива», «Гармония», «Бином», «Школа России» и еще полдюжины.

Глаза разбегаются, как выяснилось, не только у родителей, но и у самих педагогов.

Значительная часть педагогического сообщества в этом году солидарно выступила за отмену одной из этих систем — «Гармонии», обвиняя ее в нелогичности, заумности и неподъемности для младшеклассников.

Например, семейный психолог Ольга Еремеева ратует за отмену ОС «Гармония» на том основании, что эта система слишком «умна» для большинства первоклашек.

«Она достаточно сложна для детей. Она доступна далеко не каждому ребёнку из-за интенсивного темпа и организации деятельности учеников на уроке. Большая нагрузка и в работе, заданной на дом. К сожалению, современный школьник начальных классов не готов к самостоятельной переработке такого количества информации. Нельзя забывать, что ребенок, почувствовав себя неуспешным, теряет мотивацию на дальнейшее обучение», — пишет она на профессиональном форуме.

Подобное обоснование отмены ОС вряд ли звучит комплиментом и для школьников, и для педагогов, которых априори обвиняют в «тупости». Но если подходить к вопросу без эмоций, то приходится с сожалением признать, что такие аргументы вполне обоснованны, вздыхает Григорий Шабанов.

«Любая ОС имеет „срок годности“. Если за те годы, что „Гармония“ применялась в школах, выяснилось, что она не оправдала ожиданий, то вполне естественно, что часть преподавателей от нее отказывается. Другой вопрос, что ОС могла оказаться „слишком хороша“ для того контингента школьников, которые по ней учатся», — говорит он.

Если не прятать голову в песок, то факт этот почти общепризнан: уровень подготовки детей к школе с каждым годом снижается. Создатели ОС «Гармония» рассчитывали на более «идеальный» контингент, по принципу «думать о людях только хорошее», но реальность оказалась более прозаической.

Ребята, не умеющие формулировать мысли, боящиеся дискутировать и высказывать личное мнение, чувствуют себя в «гармоничной» среде не в своей тарелке. (Боязнь открытого обсуждения — это вообще черта современного российского общества, и если даже парламент — не место для дискуссий, так какой спрос с детей?)

«Моя сугубо личная точка зрения, что „Гармония“ тяжеловата не только для „среднестатистического“ школьника, но и для среднестатистического педагога. Те и другие предпочитают системы с меньшей нагрузкой на мозги. Хотя тяжело в учении — легко в бою. Чтобы быть физически крепким — нужно тренировать мышцы. Чтобы быть умным — надо тренировать мозг на решении нестрандартных задач, когда ученик должен проявлять инициативу, а не механически повторять за учителем. Общее снижение интеллектуальных способностей учеников при одновременном снижении качества подготовки учителей и сделало передовую „Гармонию“ падчерицей педагогического сообщества», — заключает ученый.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (2)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:
Small default

У детей должно быть счастливое детство, неомраченное всякой взрослой херней.

Всё гениальное просто. А тут, в обучении, навертели столько...., что сами не разберутся. Для чего это надо?