+1
Сохранить Сохранено 7
×

Кино: «Дама Пик» нашла в столице солидное подпольное казино


Кино: «Дама Пик» нашла в столице солидное подпольное казино

«Дама Пик»

Россия, реж. Павел Лунгин, в ролях: Иван Янковский, Ксения Раппопорт, Мария Курденевич, Игорь Миркурбанов, Владимир Симонов, Беник Аракелян, Наталья Коляканова, Алексей Колган, Дмитрий Куличков.

Страница фильма

Явно неуравновешенный молодой человек стоит под дождём с пистолетом в руках. Его сходство со сбежавшим из лечебницы психом подтверждают преследователи, почти ласково констатирующие, что бежать ему больше некуда.

Перемотав действие на три месяца назад, герой поясняет, что ещё недавно он служил в оперном театре и очень хотел исполнить партию Германна в новой постановке «Пиковой дамы» — её как раз затеяла великая София Майер, лучшее меццо-сопрано нашего времени, которую сравнивают с Марией Каллас и которая вернулась на родину после двадцати семи лет творческой эмиграции. Но открытого прослушивания примадонна не устроила, сразу отдав заветную роль худруку театра — вероятнее всего, по существовавшей заранее договорённости. Андрею, который своим голосом способен разбить электрическую лампочку, такой расклад не нравится — и он намерен добиться своего, разбив заодно даже Луну.

Трейлер фильма «Дама Пик»

Решив, видимо, что выполненная в соответствии с историческими реалиями экранизация «Пиковой дамы» — одновременно и повести Пушкина, и оперы Чайковского — не заинтересовала бы сегодняшнего зрителя в той мере, каковой она бы заслуживала, режиссёр Павел Лунгин применил к ней пару сценарных ходов, которые давно и неплохо уже показали себя на практике.

Во-первых, он перенёс действие в современные нам дни (как это у нас ранее было сделано, допустим, с «Дубровским» или «Кармен»). Во-вторых, позволил вариациям хорошо знакомого сюжета сосуществовать как в театральной, так и в «реальной» плоскостях, вплотную при этом пересекаясь друг с другом (тут можно вспомнить ту же «Кармен», но уже испанскую, 1983-го года, или чешских «Карамазовых»).

В довершении всего Лунгин снабдил картину собственными представлениями о прекрасном (передав, например, зачем-то привет «Охотнику на оленей») и, чтобы избежать нареканий со стороны ценителей классики, чьи чувства могли бы быть его действиями оскорблены, поменял заголовок с «Пиковой дамы» на «Даму Пик»: вроде бы то, да не то, как будто похоже — но в то же время «своё».

Назвать получившееся удачей можно с большой долей сомнения, разве что из уважения к заявленным в титрах именам. Но если честно и открыто, данный фильм — очередной провал хорошего, но крайне неровного режиссёра.

Кадр из фильма «Дама Пик»

Лунгин в свои 67 лет безусловно заслуживает того, чтобы проходить по разряду отечественных классиков, однако следует учесть, что самые признанные его работы («Такси-блюз», «Олигарх», «Остров») соседствуют с картинами довольно сомнительного качества («Ветка сирени», «Дирижёр», «Родина») — и последние в последнее время преобладают. Оставляя за художником право на высказывание, не следует всё же автоматически приравнивать каждый новый акт его самовыражения к шедевру — подобная оценка со сбившимися критериями может быть чревата как для самого автора (который останется искренне убеждённым в собственном величии), так и для всего кинопроцесса (который может воспринять этот «успех» в качестве некоего ориентира).

«Дама Пик» несовершенна, и в первую очередь потому, что величественный замысел тонет здесь из-за неубедительности воплощения. «Мы же простые ребята, у нас ни денег, ни родственников», — доказывает свою душевную близость с Германном артист, носящий фамилию Янковский. Не хочется, конечно, оспаривать его талантов, тем более что и в кино, и в театре довольно быстро становится понятно, кто здесь за отца и за деда, а кто — сам за себя. И тем не менее, концептуальность нарушена: коли уж Лунгин хотел показать, как роль может завладеть своим исполнителем, ему стоило брать совсем неизвестного артиста (к тому же Янковский тут отчего-то больно похож на Паля, что также порождает весьма неприятный эффект).

Кадр из фильма «Дама Пик»

Рушится применительно к современности и вся линия с тройкой-семёркой-тузом, в которую можно было поверить исключительно в рамках классического произведения. Здесь тоже есть казино (подпольное, глава попечительского совета театра прячет его в подсобках столичного супермаркета) и тоже есть 47 тысяч (но уже долларов). «Германн в третий раз проиграл», — напоминает Андрею София, но он, зная все обстоятельства того дела, как раз абсолютно уверен, что выиграет. И для большего шика хочет взять с богача даже не пушкинские 376 тысяч, а весь миллион — для чего в сюжет вводится прикрывающийся автосервисом армянский криминалитет. Решающая игра проходит аккурат в день оперной премьеры — и герой по какой-то нелепости убеждён, что именно победа, а не поражение окончательно сблизит его с заветной ролью.

Если Андрею, чтобы обрести уникальный голос, понадобилось провести восемь минут в состоянии клинической смерти, то людям без его проблем и тараканов странно было даже браться за воплощение столь бурного и противоречивого характера. «Крутите!» — кричит он крупье, не видя, что рулетка и без того уже крутится. Точно также и сами создатели фильма словно не видят того количества логических несоответствий, что предлагает нам на веру сценарий картины. Хотя о какой логике может идти речь, коли мозг главного героя воспалён будоражащей его идеей — одним этим тут можно объяснить всё, что захочешь.

Кадр из фильма «Дама Пик»

Лиза, племянница Софии, изначально не скрывает, что ненавидит её, но, получив роль, вроде как смиряется со своим положением; потом снова начинает ненавидеть. Мария Курденевич — едва ли не лучшее, что есть в этом фильме (её даже смело можно назвать «открытием»), но амплитуда предложенного ей образа выглядит по меньшей мере странно. Поэтому единственной по-настоящему интересной актёрской работой картина обязана не ей, а тому (поди найди его имя в быстрых финальных титрах!), кто отчаянно и рьяно перевоплотился в соперника Андрея при смертельной игре в «русскую рулетку». Все остальные, включая Ксению Раппопорт и исключая, быть может, демонического Игоря Миркурбанова, не предлагают зрителю ровным счётом ничего нового, широко раскрывая рты под чужую фонограмму.

Трактуя «Пиковую даму», София говорит, что в первую очередь «это история про деньги, про то, что волнует нас больше всего на свете», а уж затем — ещё про страсть и про секс. Надо думать, что все основные создатели «Дамы Пик» — люди вполне обеспеченные и в жизненном плане устойчивые, потому как про деньги тут рассказано прохладно, а про страсть и секс — и того холоднее. Как София возит по миру ростовые куклы, облачённые в её сценические костюмы (и герой в какой-то момент путает приму с манекеном), так и Лунгин показал нам не фильм, а подобие фильма — красиво разряженное, но недвижимое, скорее мёртвое, чем живое.

Кадр из фильма «Дама Пик»


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (2)

  • Lwbrk
    Lwbrk 22 ноября 2016

    Олигарх, да, очень крутой. Один из любимых наших фильмов. А вот на Даму пик после трейлера идти желания не возникло. Не люблю полную ахинею.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 22 ноября 2016

    на самом деле "Олигарх" преступно недооценён, если говорить о творчестве Лунгина в целом - я лично считаю этот фильм лучшей его работой. А на "Даму Пик" и не идите, даже тройка для неё - завышенная оценка

    Ответить
    0 +