Звезда-гипергигант готова уничтожить Землю

Коллаж © Ridus.ru

Астрономам из Германии, Ирландии и США удалось получить уникальные изображения одной из самых массивных звезд Млечного Пути.

Специалисты Европейской южной обсерватории обнародовали снимки звезды под названием Эта Киля, взрыв которой может уничтожить жизнь на Земле.

Эта Киля находится на расстоянии в 7500 световых лет от Земли. Ее обнаружили еще в 1677 году. Уже тогда двойная звезда-гипергигант стала одним из самых загадочных объектов в космосе. Ее светимость более чем в пять миллионов раз превосходит солнечную, а с 1940 года заезда постепенно увеличивает яркость.

Наблюдения за необычной звездой говорят о том, что она является двойной системой, которая состоит из крупнейшей звезды массой в 120−150 Солнц и ее спутника массой в 30−80 больше, чем у нашего светила.

Две звезды вращаются вокруг общего центра тяжести по вытянутым орбитам. При этом более крупная звезда системы находится на последних этапах жизни.

Благодаря гигантскому телескопу Very Large Telescope (VLT), состоящему из четырех вспомогательных телескопов, европейские астрономы получили самые четкие на сегодня фотографии этой звезды, каждый пиксель на которых соответствует длине всего в 14 астрономических единиц — средних расстояний между Землей и Солнцем (149 миллионов километров).

Новые снимки позволили специалистам рассмотреть необычный регион в центральной области системы между так называемыми «большой» и «малой» звездами Эты Киля. В этом месте происходит столкновение звездных ветров каждого из светил, что приводит к появлению необычных завихрений.

Фотографии опубликованы в журнале Astronomy&Astrophysics.

Своевременные замеры активности звезды необходимы для оценки того, как скоро Эта Киля превратится в сверхновую.

По словам астрономов, взрыв этой звезды сделает ее более заметной на небе, чем Венера и как минимум может уничтожить все спутники на орбите Земли, а также лишит ее озонового слоя, что может привести к катастрофическим последствиям.

Звезда может стать сверхновой двумя способами. Если звезда достаточно крупная, она обрушивается сама на себя, когда заканчивается топливо. Когда внешние слои ударяют о ядро, звезда взрывается, «выплевывая» остатки в окружающий космос. При втором варианте вещество скапливается на белом «карлике», пока его слой не становится таким плотным, что вызывает взрыв. Ни один сценарий не подходит для Эты Киля.

Ранее астрономы из Аризонского университета (США) выяснили, что Эта Киля «вспыхивала» как минимум два раза до XIX века, но не умерла.

В 1843 году она временно стала второй по яркости на небе (после Сириуса), ее светимость была в 30 млн раз больше солнечной, а потом вновь померкла.

Она снова стала очень яркой в 1890 году. После 1900 года на месте вспышки была обнаружена туманность «Гомункул».

Потом Эта Киля увеличила яркость в 1953 году и засветилась в 2 раза ярче в 1998—1999 гг.

Ученые считают, что Эта Киля — «сверхновая-самозванец».

• coyoteOdin
    coyoteOdin 19 октября 2016

даже если бы и рванула - опастность была бы если только менее 1000 световых лет, а тут 7500 - слишком далеко, так что отставить панику!