+7
Сохранить Сохранено 7
×

России предрекают новую перестройку


России предрекают новую перестройку

© Коллаж/Ridus

Сложности, переживаемые экономикой той или иной страны, рано или поздно приводят к радикальным изменениям всей экономической структуры. Именно это произошло в СССР в конце 80-х годов прошлого века и круто изменило историю всей страны. Сегодня к разговору о возможности новой перестройки экономики вернулся «Ренессанс Капитал» в своем аналитическом обзоре «Новая перестройка».

Параллели

Авторы документа апеллируют к временам позднего СССР, пытаясь найти схожести в ситуации в экономике страны, напоминая, что к концу 80-х темпы роста советской экономики снизились с 4,4% за 1950−1978 годы до 1,2%. Для тех, кто ассоциирует перестройку времен Горбачева с последующим политическим крахом и развалом страны, главный экономист «Ренессанс Капитала» Чарли Робертсон указывает на то, что повторение прежнего коллапса сегодня невозможно. По мнению эксперта, сегодняшняя экономика России слишком сильно отличается от той, что была в 80-х, но при этом она вполне может нуждаться в «новой перестройке» с той целью, чтобы обеспечить темпы роста ВВП выше 2%.
Как утверждают авторы доклада, из-за падения цен на нефть в 2016—2021 годах ВВП на душу населения будет расти ежегодно на 2% (оценки МВФ), что сопоставимо с однопроцентным ростом в 1978—1990 годах (несоответствие объясняется отличительными особенностями социалистической и рыночной систем).

Точки роста

По мнению аналитиков «Ренессанс Капитала», сегодня у экономики России есть пять потенциальных точек роста. Это въездной туризм; сельское хозяйство; дальнейшее продвижение в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business) Всемирного банка; ипотечное кредитование; рост инвестиций, привлекательность которых может возрастать по мере приближения инфляции к 4%.
По мнению авторов обзора, программу «новой перестройки» готовит Алексей Кудрин, активно настаивающий на структурных реформах и пользующийся доверием Владимира Путина.

Объективные предпосылки

Как минимум теоретически предпосылки для «новой перестройки» экономики России определенно созрели, и спорить в этом с «Ренессанс Капиталом» совершенно бесполезно. Сегодня становится очевидным, что прежняя экспортно-сырьевая модель развития, честно кормившая страну с начала нулевых годов, подошла к своему полному исчерпанию.

Став одним из крупнейших игроков на мировом рынке углеводородов, металлов, минерального сырья и еще целого ряда сырьевых товаров, Россия окончательно потеряла позиции в таких областях, как машиностроение (за исключением энергомашиностроения), электроника, гражданская авиация и судостроение, биотехнологии и пр. Последствия этой утраты стали очевидны с момента падения мировых цен на углеводороды.

Примечательно, что ей еще не удалось до конца прочувствовать всей «прелести» этого процесса, так как позиции России в экспорте газа в Западную Европу пока еще достаточно прочны. Однако и эта опора может рухнуть в ближайшие годы, в случае падения нынешнего режима в Сирии. Это устранит последнее препятствие для строительства газопровода из Катара в направлении Западной Европы, что позволит ей в среднесрочной перспективе «слезть» с российских контрактов.

Вероятность этого, судя по последним событиям в Сирии, достаточно велика. А это значит, что России необходимо формировать новую модель собственной экономики, базирующуюся на сразу нескольких экономических направлениях и ориентированную в том числе и на внутренний спрос.

© Коллаж/Ridus

Мы будем жить теперь по-новому?

Поможет ли «новая перестройка» создать новую модель развития экономики? С одной стороны, все будет зависеть от характера, глубины и решительности реформ, с другой — от внешних условий. И здесь, к сожалению, возникают самые главные сложности. «Ренессанс Капитал» обоснованно указывает на видимые потенциальные точки роста. Однако реализовать их при нынешнем положении вещей будет предельно сложно, если не сказать невозможно. Основными препятствиями для этого остаются антироссийские санкции и неразвитость в России целого ряда государственных и общественных институтов.

Наличие санкций, в первую очередь затрагивающих сферу инвестиций и кредитования, жестко увязано с важнейшими внешнеполитическими аспектами, уступок по которым ждать от нынешнего российского руководства бессмысленно. Очевидно, что разменивать Крым на доступ к иностранному капиталу никто не будет. Нет оснований и для быстрого установления четкой работы таких институтов, как независимые суды, защита прав инвесторов и пр.

Нельзя исключать, что ситуация может измениться в положительную сторону после президентских выборов 2018 года. Их результаты достаточно предсказуемы, в связи с чем можно предположить, что на руках у вновь избранного главы государства окажутся одновременно и «народный мандат», и несколько лет времени, которые могут быть потрачены на те самые реформы.

Президент прекрасно понимает, что модель, успешно работавшая на протяжении полутора десятков лет, выработала себя окончательно и дальнейшие попытки сохранения прежней парадигмы приведут лишь к росту напряженности и увеличению числа политических, экономических и социальных рисков. О том, что какие-то действия по перестройке политической системы уже начались и активно ведутся, можно судить по последним событиям, происходящим в стране.

Будет ли этого всего достаточно для осуществления «новой перестройки» — вопрос открытый, ибо, как уже говорилось выше, существует целый ряд моментов, поступиться которыми в нынешней ситуации невозможно по определению.

Впрочем, в любом случае политика — это искусство компромисса, искать который так или иначе придется всем заинтересованным сторонам.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (42)

  • Михаил
    Михаил 26 сентября 2016

    Экономика, экономика... реформ нет нихрена... А они нужны практически во всех институтах власти... Вот есть США (только не бросайтесь яйцами я сам их не очень люблю) )) они себе могут позволить даже чернопопого не шибко умного презедента и все с их страной в порядке... А у нас уже 15 лет страной правит один человек. Не вопрос он во многом молодец, но нужна сменяемость власти, сменяемость должна проходить нормальным цивилизованным способом, а у нас этого нет.

    Ответить
    0 +
  • Max
    Max 26 сентября 2016

    К сожалению история повторяется... Что Ивана, Петра, Иосифа и др. сменить было некому... В результате реформы не доводились до конца или отменялись... И, часто становилось хуже чем было... (((

    Ответить
    0 +
  • Strelok
    Strelok 26 сентября 2016

    Тот кто, как власть в РФ, идеалом ставит деньги, то в конечном итоге теряет и их! Эта власть, не смотря на Путина, в принципе не способна делать выводы и эволюционировать! Мимикрия это не эволюция! А потому если ситуация не переменится, то последствия будут не самыми хорошими!

    Ответить
    7 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 26 сентября 2016

    Миша, в США президент - предмет интерьера, он ничего не решает. Поэтому там хоть Обаму ставь, хоть его жену Мишель. Пытались было братья Кеннеди проводить собственную политику, сами помните, чем это закончилось.

    Ответить
    3 +
  • Михаил
    Михаил 26 сентября 2016

    Добрый вечер, и? Я согласен, пусть и у нас в стране президент будет предметом интерьера. Лишь бы жить стало лучше. А у нас... был союз, была одна партия... сейчас типа демократия и опять одна партия... тошно смотреть народ тупеет, ладно опять же в союзе дефицит был и по этому очереди, а сейчас? Вы видели какая толпа за айфонами стояла? А за бюргерами тимати? Что у народа дефицит телефонов или бургеров никогда не ели??? Страна как буд то другая, дефецита ни в чем нет... а очереди остались, получается проблемы у людей в головах....

    Ответить
    2 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 27 сентября 2016

    Добрый вечер ( у меня уже утро), Миша. В том-то и дело, что мусор у нас в головах. Когда актер Серебряков уехал на ПМЖ в Канаду, он сказал: "Говорят, что у американцев улыбки на лицах ненатуральные. По мне лучше ненатуральные улыбки, чем искренняя ненависть в глазах." Я поначалу на него злилась, а в июне на 10 дней слетала в США. И вот в магазине я нечаянно толкнула женщину, поворачиваюсь, а она передо мной извиняется! Хьюстон, 4-ый по величине город США, а нравы добрее, чем у нас в деревне. Люди действительно улыбаются, в магазине, на заправке, на улице. Даже бомж-негр на скамейке лыбится. А у нас люди за место на стоянке морды друг другу бьют. Власть виновата? Кстати, недавно прочитала историческую статью. Автор пишет, что отмену крепостного права в России больше требовали не сами крестьяне, а интеллигенция. А когда крепостное право отменили, многие крестьяне были недовольны. Потому что они не нуждались в свободе, в самостоятельности. Русскому человеку нужен царь-батюшка, который был бы и защитником, и дарителем, и ответчиком за все происходящее. И, похоже, эта психология не изжита в нас до сих пор. Если человек ругает власть, видит во всех проблемах вину только власти, значит, он настолько зависим от власти, что никакая демократия, ни какие свободы ему не нужны. И это действительно рабская психология. Теперь про айфоны. У Леонида Жуховицкого была статья про девушку, которая мечтала купить дубленку. Которая считала, что купит она дубленку, и у нее сразу изменится жизнь. Вот и эти ребята, видимо, думают, что айфон в руках прибавит им веса. Я иногда прихожу на пресс-конференции, молодые коллеги выставляют свои цифровые диктофоны, один другого навореченнее. И при этом вид у них (у журналистов) как у победителей конкурса тщеславия. А я бахаю свою кассетный допотопный чемодан. На меня посматривают снисходительно. А мне по барабану. И при этом я сижу в кафе с профессорами и трескаю пиво.

    Ответить
    3 +
  • Бенджамин
    Бенджамин 27 сентября 2016

    Очень хорошие слова. Разруха не в клозетах, как говорится.

    Ответить
    1 +
  • Михаил
    Михаил 27 сентября 2016

    Я тоже сначала не понял Серебрякова, сейчас понимаю больше, но все равно не до конца. Мне не нужны фальшивые улыбки, но и ненависть мне не нужна. Я каждый день с утра перед уходом на работу смотрю 2 - й канал, и каждый день мне показывают что то из военной техники, какие то пуски, войну там, войну здесь... Зачем? У меня телек на кухне только потому что смотреть невозможно на нашем телевидении один негатив. Спросите зачем же я смотрю с утра новости, а я смотрю и думаю может сегодня что то изменилось, может наконец осознали, что пора систему образования перестать реыормироаать, наконец оставить в покое пенсионеров, но нет каждый день одно и тоже. Про диктофон, я тоже хожу с обычным китайским телефоном (китайским Карл) а с удовольствием бы ходил с российским, но етафон настолько отвратителен и дорог... И опять же почему его делает ростехом? Ростехом же это объединение госкомпаний... Ьездарное управление ресурсами. И я не хочу быть рабом, мне не нужны подачки от власти, я хочу нормальных условий жизни и работы, если это будет то и херс ней с пенсией я сам себе на старость зарабттаю, только пусть власть не мешает это делать.

    Ответить
    2 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 27 сентября 2016

    Миша, ну зачем же вы смотрите 2-й канал? Сколько у вас каналов? Включите бодренький марш. Про технику. Миша, есть положительные изменения, и если вы переключите канал, вы их найдете. Я не знаю российских телефонов, у меня старая нокиа. Кое-где облезла, фотоаппарат не работает, динамик забивается, кнопки западают..... А я с понтом достаю его в автобусе. И про жизненные условия. Мой родственник (инженер - конструктор) в совковые времена ворчал: скорее бы настал рынок, тогда людей будут оценивать по талантам, не будет уравниловки... Видимо, рассчитывал, что за ним очередь из работодателей будет выстраиваться. Рынок пришел, родственник сидит без работы. А если что найдет, то не более чем на 3 дня. Потому что мышление консервативное, реакция медленная, да еще и скандальный характер. Теперь родственник с тоской вспоминает совковые времена, когда работа была гарантирована государством. А я как-то не замечаю смену власти над собой, ничего у меня не изменилось, как работала, так и работаю. И, как видите, еще оптимизмом страдаю.

    Ответить
    3 +
  • Михаил
    Михаил 27 сентября 2016

    То что у Вас есть оптимизм это хорошо. Простите меня, я вижу что вы умный человек, но Вы представитель возрастного поколения.... а у меня как представителя поколения которое должно толкать страну в перед оптимизма нет и желания толкать вперёд такую страну тоже исчезает.... вы скажете может дело во мне, может быть, но с уверенностью могу сказать, что я не один в своей позиции и мышлении. Краткий итог: нужны структурные изменения.

    Ответить
    2 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 27 сентября 2016

    Так я, по логике вещей, должна быть ворчащей, брюзжащей старухой: "Плохая пошла молодежь, не то, что мы были. Пупки оголяют, на улице лижутся, старших не слушаются. И вообще, в наше время все было лучше, ступеньки ровнее, зеркала ярче." Вы не одни должны толкать, я тоже толкаю. На завалинке не сижу, кости всем не перемываю. И, главное, у меня куча планов на время пенсии. Только вот выйти не как не могу, с работы не пускают.

    Ответить
    2 +
  • Константин
    Константин 27 сентября 2016

    Очередная мантрта про сменяемость власти. Вон на Украине сменили! А цивилизованные страны это в Европе например, с содомскими парадами и партиями педофилов?

    Ответить
    1 +
  • Валерий-5876
    Валерий-5876 26 сентября 2016

    В стране правит серость Отсюда и результаты Воровать не создавать

    Ответить
    4 +
  • Иван
    Иван 26 сентября 2016

    Так все радужные в Европе и Америке. Может туда?

    Ответить
    2 +
  • Валерий-5876
    Валерий-5876 26 сентября 2016

    Вам бы всё хиханьки да хаханьки?

    Ответить
    0 +
  • Иван
    Иван 26 сентября 2016

    Определяйтесь: радуга или серость? Последний эшелон скоро отходит

    Ответить
    2 +
  • Юный слесарь
    Юный слесарь 26 сентября 2016

    Плюс за чувство юмора.

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 26 сентября 2016

    А вам нужна яркая личность? Кого предпочитаете видеть у руля?

    Ответить
    0 +
  • Валерий-5876
    Валерий-5876 26 сентября 2016

    В той колоде которую тасует Путин таких людей нет.Хочу видеть у руля человека нормальной яркости ,который бы не был продолжателем дела Горбачёва - Ельцина

    Ответить
    3 +
  • Михаил
    Михаил 26 сентября 2016

    Поддерживаю, нужна не новая карта из колоды. Нужна новая колода!

    Ответить
    1 +
  • Валерий-5876
    Валерий-5876 26 сентября 2016

    Увы,54% избирателей выбрали старую краплёную колоду

    Ответить
    1 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 27 сентября 2016

    Ясно, вам лишь бы прокукарекать, а там хоть не рассветай. Я ж не предлагаю кандидатуру из окружения Путина, можете хоть соседа предложить.

    Ответить
    5 +
  • Константин
    Константин 27 сентября 2016

    Владимир Путин человек исторического масштаба. Просто наша борьба еще не окончена, еще не пришел наш День Победы.

    Ответить
    1 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 27 сентября 2016

    А вы очки протрите, может краски увидите.

    Ответить
    1 +
  • Константин
    Константин 27 сентября 2016

    Вы это на кого намекаете? :)

    Ответить
    0 +
  • vlandin
    vlandin 26 сентября 2016

    Капиталистическая модель развития России исчерпала себя ещё в 1917 году. Социалистическая модель, достигла к 1950 году 4.4% роста ВВП с устойчивым трендом повышения была искусственно прервана, что в конце концов привело к реставрации капиталистической системы и окончательного торможения развития основ развития. Круг замкнулся. Единственная возможность разорвать этот круг - изучить опыт строительства социализма, сбросив глупые шоры о репрессиях, вернуть Конституцию 1936 года и применить его (опыт) для современных условий. Там было место всем секторам развития: государственному, общественному и частному. Но без безудержных форм спекуляции и извлечения нетрудовых доходов. Люди тогда, работая пели. Пели их души. Теперь хмуро и уныло молчат.

    Ответить
    9 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 27 сентября 2016

    Капиталистическая модель развития была искусственно прервана в 1917 году. Рабочие, хоть и не ели черной икры, не мёрли от голода семьями, как в 30-х. Рост производства в 50-х обеспечивался не только энтузиазмом, но и бесплатным трудом политзаключенных. Кто-то рыл каналы и валил лес, чтобы рос ВВП. А шоры о репрессиях глупые, потому что вы сами не сидели в лагере. А я б согласилась провести эксперимент: я живу на свободе в городе, а вы в лагере на меня работаете. Тогда я посмотрю, как у вас будет петь душа, под работу.

    Ответить
    6 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 26 сентября 2016

    Мы любим Россию России - быть !!!

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 26 сентября 2016

    Ваша банальность пугает, где подвох?😉

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 26 сентября 2016

    Грибы не могут быть банальными. Бананы - это растения. Относятся к царству растений. А Мы другие. Из другого царства.

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 26 сентября 2016

    вот я и чувствую, что что-то здесь не то...

    Ответить
    1 +
  • прапоршик т.Уев
    прапоршик т.Уев 26 сентября 2016

    Грибы с Альфа Центавра? Да это грибок из старого валенка.

    Ответить
    0 +
  • Lialia2012
    Lialia2012 26 сентября 2016

    Ага, типа клин клином вышибают.) Перестроились один раз, вляпались в капитализм, стало только хуже. Потому что изменили политическую систему, а экономика, приспосабливаясь к этим изменениям, поползла по швам. Надо было на первое место ставить экономическое совершенствование, а не ломать социалистический строй.

    Ответить
    9 +
  • vlandin
    vlandin 26 сентября 2016

    С Вами согласен. Как у дедушки Крылова: А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. И новая перестройка без изменения строя на социалистический именно по Конституции 1936 года, приведёт к такому же результату. Правда жизни.

    Ответить
    5 +
  • Валерий-5876
    Валерий-5876 26 сентября 2016

    Задача которую перестройщикам поставил госдеп была другая....

    Ответить
    6 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 26 сентября 2016

    Вспоминается история. Моя знакомая Валя родила двоих детей от двух мужчин. Потом ее кавалеры менялись стремительно и все время в не лучшую сторону. Жили у нее, спали с ней, питались за ее счет. А потом они сбегали, потому что их разыскивала милиция. Недавно она сказала моей дочери: "Как заведешь себе парня, обращайся ко мне. Я тебя научу, как с мужиками обращаться". На что моя дочь ответила: "Тетя Валя, не обижайтесь, но с этим вопросом к вам я обращусь в последнюю очередь". Сдается мне, что здесь собрались такие же эксперты в экономике, как Валя в любви.

    Ответить
    4 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 26 сентября 2016

    Менять нужно в первую очередь мышление, психологию. Если во всем мире на пенсию выходят в 65 лет, а в РФ в 55, и при одном упоминании о повышении пенсионного возраста люди поднимают крик, если в стране производительность труда в 3 раза ниже, чем в развитых странах, то хоть меняй конституцию, хоть не меняй - такому народу нужен Сталин с дубиной над головой и лагерями, где бесплатная рабсила будет под страхом смерти выдавать на-гора 200% плана.

    Ответить
    4 +
  • Михаил
    Михаил 26 сентября 2016

    Вы не правы...

    Ответить
    2 +
  • Иван
    Иван 26 сентября 2016

    А ничего, что средняя продолжительность жизни в России 66 лет? С первой пенсией и в гробик?

    Ответить
    2 +
  • прапоршик т.Уев
    прапоршик т.Уев 27 сентября 2016

    Ничего. Недавно Жириновский в ток-шоу на канале "Россия1" сказал, что русский человек ДОЛЖЕН работать. И все. РАБОТАТЬ, и все.

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 27 сентября 2016

    Ивану Иванову. А вы считаете, что это власть вас программирует на 66 лет?

    Ответить
    4 +
  • Роджер
    Роджер 09 октября 2016

    Чтобы ей не рушиться, когда даже по официальным данным из РФ текут капиталы миллиардами. Ничего не остается.

    Ответить
    0 +