+1
Сохранить Сохранено 7
×

Россиянам предстоит привыкнуть летать в «плацкартах с крыльями»


Россиянам предстоит привыкнуть летать в «плацкартах с крыльями»

Лоукостер «Победа» попросил Минтранс отменить перечень предметов, которые пассажиры могут бесплатно провозить в салоне самолета. Вместо 18 предметов авиакомпания предлагает ограничиться одной вещью весом до 5 кг.

Как бы предложения «Победы» ни смотрелись дико для пассажиров, авиакомпания имеет право их внести — и с юридической, и с экономической точки зрения. И Минтранс, скорее всего, эти требования удовлетворит, говорит директор компании «Инфомост» Борис Рыбак.

«Любой частный хозяйствующий субъект имеет все полномочия устанавливать условия своего сервиса в рамках своей компетенции. Ведь никто не принуждает клиента — в данном случае пассажира — пользоваться услугами именно этой компании. Слава Богу, на рынке авиаперевозок в России нет монополизма. Покупая билет, пассажир принимает публичную оферту — то есть соглашается на все условия без исключения, которые предлагает контрагент», — сказал он «Ридусу».

Во всех аэропортах России, куда и откуда летают лоукостеры, понять, где расположена их стойка регистрации, можно с закрытыми глазами — по возмущенным крикам пассажиров, которые только в этот момент выясняют для себя, что за багаж им придется заплатить дороже, чем стоит сам билет.

Понять шок пассажиров можно — часто у них реально нет с собой таких денег, а выбросить чемодан тоже невозможно. У стоек лоукостеров разворачиваются душераздирающие сцены, когда пассажиры в панике звонят знакомым, умоляя срочно перевести недостающие суммы. Кто-то угрожает авиакомпании судами, иногда доходит до рукоприкладства. В общем, работать на стойке регистрации лоукостера — занятие для сильных духом. И телом тоже. Если в России когда-нибудь начнется революция, она, скорее всего, начнется со стойки регистрации очередного лоукостера.

Беда этих пассажиров состоит точно в том же, в чем состоит беда клиентов банков, берущих микрокредиты — они подписывают договор-оферту либо не читая его вообще, либо пропуская то, что написано мелким шрифтом. Субъективное ощущение всех этих клиентов — «Господа, нас надули». Но юридически оснований придираться у таких клиентов нет — вон она, ваша подпись, что вы согласны на отсечение головы.

«Пассажиры авиакомпаний за долгие десятилетия оказались избалованными по сравнению с, например, пассажирами поездов или автобусов. Это произошло потому, что авиаперелеты в первые десятилетия существования гражданской авиации воспринимались и подавались как „люксовый“ способ путешествий. Это было оправдано, потому что цена на авиаперевозки в самом деле была заоблачной по сравнению с наземными видами транспорта. Поэтому и нормы питания, и нормы провоза багажа тоже строились по люксовой бизнес-модели еще с 1950-х годов», — говорит Рыбак.

Когда человек покупает билет в плацкартный вагон, он и не ожидает, что ему там обеспечат трехразовое питание на фарфоровых тарелках. Лоукостер же — это аналог плацкартного вагона, только с крыльями. Но россиянам к этому еще предстоит привыкнуть.

«Если вы хотите, чтобы вас в том же поезде обслуживали по высшему классу, вы просто покупаете билет в вагон повышенной комфортности, и никаких вопросов ни у кого не возникает. Точно так же человеку никто не запрещает купить билет на British Airways, где вокруг него весь полет будут танцевать с бубнами, либо на Ryan Air, где одно время планировали ввести стоячие места. Наш же пассажир хочет получить тридцать три удовольствия задаром», — говорит эксперт.

С экономической точки зрения стремление лоукостеров избавиться от всех услуг на борту абсолютно оправданно. Убрав из самолета пищеблок с обслуживающей его единицей персонала компания сразу ощутимо выигрывает на полетном весе, а значит, расходах на топливо. Ни на чем другом авиакомпании снижать издержки не могут: инфраструктура аэропортов, их сборы за обслуживание вне досягаемости перевозчиков, они никак не могут влиять на эту сферу своей работы.

«По аналогии, лоукостеры можно сравнить с такси Uber. В них, очень вероятно, за рулем будет сидеть плохо знающий город мигрант, там будет пахнуть табаком и играть громкая тупая музыка. Но зато подъедет такой водитель через десять минут после вызова. И вам как клиенту дано полное право искать компромисс между ценой и комфортом», — подытоживает Рыбак.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)