+2
Сохранить Сохранено 7
×

Россияне приспособились к бедности


Россияне приспособились к бедности

© Александр Кряжев/РИА Новости

Резерв экономии за счет населения в России близок к исчерпанию, считает глава Счетной палаты Татьяна Голикова. «Да, к сожалению, у нас растет количество граждан, которые находятся за чертой бедности», — сказала она в интервью RNS. И напомнила, что за первое полугодие 2016 года реальная начисленная среднемесячная зарплата снизилась на 8,8%, а реальные располагаемые денежные доходы населения — на 5%.

Но власти, по мнению Голиковой, по-прежнему не придают существенного значения нагрузке на граждан, хотя раньше этот показатель принимался в расчет на стадии формирования бюджета. Между тем, механизмы государственной поддержки в отношении отдельных граждан как раз и должны выстраиваться на базе таких оценок, пояснила она, а прогноз социально-экономического развития России должен содержать варианты мер поддержки и экономики, и населения.

Ложка меда

Минэконмразвития, в свою очередь, зафиксировало адаптацию населения к изменению его материального положения. Несмотря на инфляцию, расходы россиян сохранились практически на уровне прошлого года и почти не превышают доходов, поясняют в ведомстве. В первую очередь, под новую реальность приходится подстраиваться желудкам: люди отдают предпочтение более дешевым продуктам, покупая картошку и свеклу вместо мяса и рыбы.

«То, что доходы россиян сравнялись с расходами — это даже хорошо, потому что не плодится пузырей», — считает заместитель директора института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров. Люди не бегут за потребительскими кредитами, не увлекаются чрезмерно ипотекой. И в этом плане ситуация выглядит более здоровой по сравнению с тем, что могло бы быть, если бы российские домохозяйства были закредитованы под завязку, как в США в 2008 году, поясняет он.

1
© Коллаж/Ridus

Что же касается бедности, в России она до сих пор зависела не столько от действий властей, сколько от динамики развития экономики. И сегодня — самое время что-то поменять. Ресурсы на это есть, и они значительны, уверен эксперт.

Бедность на качелях экономики

В начале 2000-х годов чуть менее трети домохозяйств в России имели доходы ниже прожиточного минимума. Потом начался благоприятный период тучных лет, и буквально за семь лет уровень бедности сократился до 13−15%. Но при этом расходы на социальную политику в процентах от ВВП не росли. То есть, особо больших дополнительных ресурсов на преодоление данной проблемы государство не тратило. Она преодолевалась сама собой исключительно благодаря росту экономики и, соответственно, зарплат.

Начиная с 2007 года, социальные расходы резко увеличились, примерно на 4% от ВВП. А вот бедность осталась на том же уровне в 13%. «Потому что в основном мы тратили ресурсы не на бедные домохозяйства, а по линии повышения пенсий», — поясняет аналитик.

Сегодня ситуация снова ухудшается, потому что экономика стагнирует, номинальные зарплаты растут медленнее, реальные и вовсе падают. И былого источника со стороны экономики для преодоления проблемы бедности больше нет.

2
© Coffee Table Art Stuff/flickr.com (CC BY ND 2.0)

«И вот это ключевая задача. Нам надо, во-первых, раскачать экономический рост, а во-вторых, сделать систему социальной поддержки более адресной», — говорит Владимир Назаров.

Где деньги взять?

Деньги на это можно взять даже внутри самой системы социальной поддержки, не говоря уж о других источниках. Сегодня львиную долю социальных ресурсов получают совсем не бедные граждане. В России теми или иными льготами пользуются 7 из 10 человек, но только для двух из них это действительно существенно, важно и жизненно необходимо. Получается, что каждый рубль, выделенный из бюджета по разделу социальная политика, сокращает дефицит доходов беднейших домохозяйств на 20 копеек, а остальные 80 копеек распыляются по семьям более или менее обеспеченным. По мнению эксперта, в принципе, вполне можно перераспределять средства в пользу беднейших слоев населения, несколько ограничивая аппетиты и права других льготных категорий.

Самый явный пример — работающие пенсионеры, особенно военные. У них и пенсии заметно выше, по сравнению со средним уровнем, и при этом они могут быть вполне хорошо трудоустроены и иметь приличную зарплату. «Можно выделить работающих пенсионеров и не платить им хотя бы фиксированную базовую часть пенсии, которая, по идее, направлена как раз на то, чтобы не допустить бедности, — рассуждает эксперт. — Если человек работает, получает и пенсию, и зарплату, скорее всего, он не самый бедный».

А вот доводить пенсию неработающих пенсионеров до прожиточного минимума — это правильно. Также правильно через жилищную субсидию покрывать расходы на жилищно-коммунальные услуги, если они превышают больше 20% от дохода домохозяйства. «Я назвал две правильные меры, которые у нас есть на федеральном уровне. Помимо этого у нас есть порядка 800 мер, которые не носят такого адресного характера и напоминают размазывание каши по тарелкам», — невесело иронизирует аналитик.

3
© Александр Кряжев/РИА Новости

Избавиться от балласта

Помимо пенсионеров есть еще и целая армия других категорий льготников, порой весьма обширных. «Что далеко ходить: чиновники получают субсидии на жилье. Вот в какие ворота это лезет? Там цифры не безумные, но тоже странновато, когда страна там, где она есть, а чиновники — не самая бедствующая категория населения — покупают квартиры из бюджета, — возмущается Владимир Назаров. — Если вы действительно хотите лучших людей содержать на госслубже, ну, платите им проценты по ипотеке, пока они служат эффективно. А если они, допустим, уходят со службы, переставайте им субсидировать эти проценты. Но вот так просто из бюджета выкидывать миллиарды рублей на приобретение квартир для служащих — не очевидно, что это правильно».

Еще одна возможная мера — не индексировать старые льготы, которые не связаны с нуждаемостью, и тем более не плодить новых льготников, ужесточив критерии отбора тех, кто может претендовать на социальную поддержку.

«Можно провести целый комплекс оптимизационных мероприятий, по линии которых извлечь вот эти ресурсы на помощь наиболее нуждающимся слоям населения», — резюмирует эксперт.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (59)

  • ptitca
    ptitca 29 июля 2016

    Помидоры..помидоры..помидоры - овощи Евро едет на Ferrari, Рупь на скорой помощи..

    Ответить
    0 +
  • Иван
    Иван 29 июля 2016

    Паниковский, а гривна дышит ещё?

    Ответить
    2 +
  • ptitca
    ptitca 29 июля 2016

    Да ты не поверишь, даже укрепляется. Брось пока ножовку,, открой он-лайн графики(если сможешь), Шура..

    Ответить
    1 +
  • Иван
    Иван 29 июля 2016

    Даллары и евры обогнали уже?

    Ответить
    1 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    рватая, помятая, с кем гуляешь ты теперь, су..гривня конопатая!)

    Ответить
    1 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    с 20.07 поднялась на 0,13.

    Ответить
    0 +
  • ptitca
    ptitca 29 июля 2016

    Есть в тему анекдот, но его выкинут.. - Рабинович, Ваша жена б...! -А Ваша? - Ну все-таки...

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    !) в тему. разводят на зеленые бусики мировую обчественность..

    Ответить
    0 +
  • ptitca
    ptitca 29 июля 2016

    -великий мост -стадионы -космодром -атомный ледокольный флот -БАМ начали откапывать -и много еще чего.. Так скоро никаких бумажек не хватит, не хватит даже краски, чтоб их печатать. "Бутерброд не лезет в рот, сразу мысль, а как НАРОД?"(С)

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    ешё много чего. читай сайт сделаноунас. а народу пора учиться зарабатывать деньги самим, если наемная зп не устраивает. это называется предпренимательство. ведь за это Союз рушили, так?

    Ответить
    0 +
  • ptitca
    ptitca 29 июля 2016

    Ух ты, какой умный... А у меня сестра двоюродная (ваша Гражданка, но скоро я ее перетяну) на 2-х работах чалится, еле хватает. И будка хлебная "в предпринимательстве", от которой по налогам убытки одни. Дай рецепт, как из одной обоймы в другую попасть? Может, в мэры податься? Да там очередь по наследию...

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    куда перетянешь? скажи, пожалуйста. а я покеда ответ на пламенные вопросы рисовать буду.

    Ответить
    0 +
  • ptitca
    ptitca 29 июля 2016

    Да в самое, что ни на есть, гнездо бандеровское. Русских (да и других) тут любят и уважают. Приезжай и ты. Замутишь бизнесок. Язык за неделю выучишь, не выучишь - не проблема. Только надо быть украинским русским, такой каламбур.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    бизнесок, говоришь? гнездо бандеровское? а не чуешь в своих словах этакую лёгкую гнусь? не интересен мне "бизнесок". занимаюсь делом. рецепт прост - работал и делал лучше других. до сих пор рекламу не даю и под админом не сижу. а шуточки от тех, кому приемлемо вставлять себе в гнездо памятники бандерам-шухевичам не канает. тут многие обтекают эту тему. отвечу прямо: как только кто знамя это в руки взял - в фарш. не я у власти..

    Ответить
    0 +
  • ptitca
    ptitca 29 июля 2016

    Никогда не поймешь ты меня, потому что: дедушка, то наш, с сестричкой (русский) не от хорошей доли сюда в 30-х выехал, а от голода коммуняцкого спасался. Потому и выжили все. Погиб он правда потом на фронте за правое дело Сталинское, но это уже другой коленкор. А сестра в Воронеже - так это по распределению после бурсы учебной. Но вернется, так сказать, скоро на родину. А тебе бы только в фарш...Тьфу - азия...

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 30 июля 2016

    тюю.. за стороны света зачирикала? так может поумнее тебя будут? независимо от национальности? ты даже не понимаешь, какой ты отстой.. ЗЫ к слову, моих с запада суда сослали. а ты людей компасом мерить пытаешься, птица..

    Ответить
    0 +
  • Иван
    Иван 29 июля 2016

    Паниковский, когда на шее украинский братик-бездельник, откуда ж у бедной русской сестры доходу взяться? Да и зачем вам свой язык? Учите сразу пшекский!!!

    Ответить
    0 +
  • ptitca
    ptitca 29 июля 2016

    Шура, вы не блещете умом. Чуть выше написанное и для вас.

    Ответить
    0 +
  • Иван
    Иван 29 июля 2016

    Сказки, Паниковский, для гусей оставь! Будешь их сапогам пшекским рассказывать...

    Ответить
    0 +
  • Ya_mimiting
    Ya_mimiting 29 июля 2016

    Может хватить проводить антигосударственную агитацию под личиной заботы о бедных? Беден тот - кто не умеет и не хочет работать.

    Ответить
    5 +
  • Максим
    Максим 29 июля 2016

    Поддерживаю, давайте дружно выскажем фи главе Счетной палаты за "антигосударственную агитацию"

    Ответить
    0 +
  • Charles
    Charles 29 июля 2016

    Чтоб вам всю жизнь на МРОТ жить.

    Ответить
    0 +
  • Lwbrk
    Lwbrk 29 июля 2016

    Ну про льготы забавно. У меня бабушка с Хобблом получила третью группу инвалидности. Со смертельной болезнью. А там ещё болезней куча. При этом заслужила она их не алкоголем, а работой на оборнку, вредное производство. В отличие от коллег она и квартиру не получила и дачу. Так вот, третья группа и федеральная льгота на лекарства, которые сейчас ждать надо по 3 месяца (в итоге почти всегда покупаем сами). Если выбрать льготы деньгами, то хватит на 20% лекарств. Сама по себе надбавка за инвалидность бешено смешная.

    Ответить
    2 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    много слов. смысл достаточно прост - денег НЕТ. и не просто нет, а их и не предвидится... когда началась такая балалайка в 90-е годы - народ массово пошел заниматься всевозможным честным и нечестным бизнесом. кто шапки шил из панталонов, кто медные браслеты клепал из ворованного кабеля. Кто титан из страны вывозил под видом люминия, кто беляши с собачатиной у вокзала продавал... Бабки стояли у станций метро с вешалками, тряпьем торговали. Весело было, движуха была. Была надежда на скорое изменение к лучшему. Переспективы прорисовывались. сейчас такой вариант не проканает. тогда было все можно, сейчас все нельзя

    Ответить
    2 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    колись, старая, какой бизнес-план тебе зарубили чиновники?

    Ответить
    2 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    Очень простой бизнес-план, сынок. Домик в экологически чистом районе. камин с потрескивающими дровами. качественная медицина и доступные лекарства. низкий уровень преступности. дальше надо перечислять или сам сможешь?

    Ответить
    3 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    да ты приспособленка. сперва надо на енто заработать. так какой бизнес-план, просвети, вдруг ты умная?

    Ответить
    3 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    на низкий уровень преступности заработать надо? на доступные лекарства заработать надо? на экологию заработать надо? сынок, вот ты умный, и патриот, наверное, скажи, какой вывод напрашивается из всего энтого? за какие деньги и где все энто можно получить?

    Ответить
    2 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    вертлявая ты, бабка, как веретено. //Бабки стояли у станций метро с вешалками, тряпьем торговали. Весело было, движуха была. Была надежда на скорое изменение к лучшему. Переспективы прорисовывались. сейчас такой вариант не проканает. тогда было все можно, сейчас все нельзя// так ещё раз тебе вопрос повторяю, что "нельзя" лично тебе? что запретили?

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    черникой у метро торговать

    Ответить
    1 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    то-то, чернухи у тебя хватает..

    Ответить
    1 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    Чернухой, кстати говоря, можно... и направо и налево. Черникой нельзя

    Ответить
    1 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    в Хабаре по Суворова от Краснореченской дачники-грибники метров 30 грядкой сидят. на Первом кольце ещё один рынок. приезжие среднеазиаты палатки овощные на каждом перекрестке ставят. недавно таджикам пекарню делал. тандыры (3) и шашлычница. работают, нормально всё. а если пердеть в диван, то не только на домик, на собачью будку не заработаешь.

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    приезжай, голуба ты наша дальневосточная, в Москву и пекарню сделай... мы с бабками тебя на ВДНХ сводим. плавающих рыб покажем, на карусельках покатаем

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    я, бабуль, здесь пригодился. да и речь не обо мне. что мешает-то стать в твоей вднхе главным экспонатом? дерзай, а то только мозг пытаешься кружить, каруселька ты наша..

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    мы тебя на Красную площадь сводим. в зоопарк. квартиру сдадим недорого, если ты аккуратный. приезжай

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    я приезжаю к себе, плечи разворачиваются. люди прямо ходят, в глаза смотрят, за слова готовы ответить. не то что ваши узкие улки с желтыми кучами сгреблённого снега. и бегущие в потертых пальтишках людишки, будто опаздывающие должок кому-то отдать.. я ещё мелким был, первый раз в стольном был. встал на эскалатор в метро с левой стороны. какая-то кабыла меня чутка не стоптала, презрительно бросив что-то про перефирию. это ребёнка-то. презираю. и отсюда к вам бегут. да только не те, у которых дело здесь. все больше те, что подставить готовы, лишь бы зацепиться. а если грин-кард отхватят, то и москва - рашка вонючая для них. масть такая..

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    летом приезжай. сейчас хорошо, снега нет. потопы, правда, бывают, но это ж не снег - час-другой и все само-собой утекло куда-то...

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    не. я на море.

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    давай после Крыма в Москву на денек. мы тебя на вокзале встретим. таксист есть знакомый, недорого возьмет

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    квартиру недорого, таксист по дешману.. а говоришь не коммерсуешь!) начальство ругаешь..

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    глупышок! я ж сама из своей пенсии доплачу всем... ты только приезжай... все ж ради тебя

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    бойтесь данайцев, дары приносящих..

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    так ты и не призналась. паразитируешь на теле города?

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 29 июля 2016

    Бабка, где ты соврала? Черника (400 руб. за кило!!! Спекуляция чистой воды!!!) у тебя тверская, в Твери метро нет. Так где тебе черникой торговать не дают? А если ты ее в Москву возишь, то иди с черникой на специализированные рынки. А то желаешь торговать, где твоя нога споткнулась. А если не разрешают торговать у метро, то бизнес-план тебе зарубили. А еще тебя не устраивает уровень преступности. Сама законы блюди.

    Ответить
    1 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    Доча, молодая ты и горячая. Это хорошо. Не нюня какая-нибудь. Так вот слушай. Знаешь сколько в Москве с тебя попросят за торговлю на специализированном рынке? а у меня черники-то всего несколько банок и было-то... и пойми одну простую вещь - рынок слишком дорогой посредник между мной и тобой. и альтернативы нет. я про то и начала, что в 90-е законы были такие, что все было можно... вот запомни мои слова, скоро власти начнут народу давать немножко заработать, начнут немного отпускать вожжи. Коммунисты, на что идейные были и то на несколько лет НЭП ввели... А так-то ты все правильно пишешь, только сразу видно, что сама на базаре не торговала ни разу... Дай тебе Бог, чтобы и не пришлось

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 29 июля 2016

    Партийной бабке. Вот что значит склероз! При чем тут банки, если ты с бабками чернику в лесу собирала? И собиралась продавать ведрами по килограмму за 400 руб. А про 90-е... Кажется, у тебя опять склероз. Не было в 90- х никаких законов. Страной правил криминал. Возможно, ты сама в ОПГ состояла, вот те законы еще и помнишь. А торговать я торговала, в перестройку, когда детей нечем было кормить.

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    где торговала? в перестройку - энто при Горбачеве, что ли? при коммунистах?

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 29 июля 2016

    В 90-х, когда коммунистов уже у власти не было.

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    с каких, говоришь, годов коммунистов у власти не было? поподробнее, пожалуйста

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 29 июля 2016

    Указом президента РСФСР от 6 ноября 1991 года деятельность КПСС была запрещена, структурные организации распущены, имущество конфисковано.

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 29 июля 2016

    Бабка, ты чем всю жизнь занималась? Твои ровесницы имеют дачи, а ты по лесам чернику тыришь. А если ты хочешь качественной медицины, то за нее платить нужно. В США за обследование придется выложить от 1000 долларов и выше. Ты в своей клинике за анализы сколько платишь? А за простенькую операцию на пальце в США потребуют до 20 тысяч долларов. Тебе хирург за сколько палец лечит? Поэтому американские клиники имеют деньги на покупку сложного оборудования, на квалифицированных специалистов. А ты все хочешь качественное, но на халяву. В общем, типично иждивенческое нытье.

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    зачем на халяву? я на государство всю жизнь работала. мы с бабками считаем, что государство нам очень много чего должно. тебе вот тоже образование нужно... качественное... по возможности, не очень дорогостоящее... а найдутся умники, которые скажут тебе: "изволь заплатить, прекращай типично иждивенческое нытье..." государство - это не только потребитель налогов, вспоминай иногда об этом

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 29 июля 2016

    Она на государство работала! Никак бесплатно? Когда ты работала, ты дважды в месяц в кассу бегала. И сейчас пенсию из бюджета получаешь. Еще подсчитать, сколько ты наработала и сколько уже проела со своими бабками. А образование мне уже не нужно, я на пенсии. Правда, работаю. А дети мои учились: сын в СПбУ, через полгода бросил. Дочь училась и работала. Вряд ли кто может меня упрекнуть в иждивенческом нытье.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 29 июля 2016

    Трезво рассуждаешь, бабуля. Поддерживаю. Молодым да зеленым не понять этого, а языком почесать хочется.

    Ответить
    1 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    бабули сперва-наперво Страну просрали. а сейчас им не нравится, что нынешнее поколение им мало на социалку отстегивает. не обессудте, сами с трудом выживаем. но с трудом (!), а не с пустым чёсом о том, как в рисовках из турций с китаями ширпотреб таскали. да жили БЫ хорошо. да кто-то не даёт..

    Ответить
    0 +
  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 29 июля 2016

    охохо. у буржуинов отношение к стране, как к корове. они ее поят, кормят, чешут, музыку саксофоновую ставят, говорят чему-то там способствует... доят, конечно, по графику... у нас же как - если сразу не закололи на мясо, то доить будут пять раз на дню без еды и без саксофоновой музыки... это я про "кто-то не дает" для особо одаренных

    Ответить
    1 +
  • maclen0k
    maclen0k 29 июля 2016

    с 2006 года официально работаю ни одного наезда.

    Ответить
    0 +
  • Lwbrk
    Lwbrk 31 июля 2016

    А в какой стране с этим порядок-то полный? ;) В Белоруссии разве что.

    Ответить
    0 +