На броне с небес: памяти Александра Маргелова

© Коллаж/Ridus

© Коллаж/Ridus

Основатель ВДВ Василий Филиппович Маргелов, которого десантники почтительно прозвали «Батей», стоял на командном пункте парашютодрома «Слободка» под Тулой, устремив взгляд в небо. Боевой офицер, прошедший пять войн, не терял самообладания. И все же нервное напряжение выдавали стремительно пустеющая пачка папирос и отстегнутая кобура с табельным оружием на поясе. В случае провала испытаний он готов был застрелиться.

Там, в небе, с минуты на минуту должен был появиться военный транспортник Ан-12 с гусеничной боевой бронированной машиной БМД-1 на борту и двумя членами экипажа: подполковником Леонидом Зуевым и старшим лейтенантом Александром Маргеловым — сыном «Бати». Впервые в мировой истории им предстояло десантироваться, находясь внутри бронемашины, а не вслед за ней, как это было принято до того момента.

Два года ушло на создание комплекса «парашютная система — боевая машина — человек» под кодовым названием «Кентавр» (на марше механик-водитель по пояс высовывается из люка, отсюда и отсылка к мифическому человеку-коню). Момент истины наступил 5 января 1973 года.

1
© Коллаж/Ridus/youtube.com

Тем временем в небе Ан-12 подлетал к заданной точке. Экипаж уже был на своих местах. Началось.

— Машина плавно перевалилась через обрез грузолюка — до земли 800 метров. Как гигантский маятник с центром качания вокруг вытяжного парашюта, наш «утюг» сначала завалился на 135 градусов от горизонтали, затем стал раскачиваться с постепенно уменьшающейся амплитудой. Раскрылись тормозные, а затем и основные парашюты. Перевернувшись в первый момент вниз головой, мы несколько секунд испытывали состояние, близкое к невесомости. В воздух поднялся невесть откуда взявшийся в машине хлам… В следующий момент всё гулко ухнуло на пол и потом еще некоторое время там перекатывалось, пока машина «изображала» из себя маятник, — позже вспоминал Александр Маргелов.

Скорость снижения составила около 6 м/сек., высотомер показывал, что скоро земля. Леонид Зуев и Александр Маргелов приняли позу изготовки. Последовал «резкий перекатывающий удар», всё замерло. Через мгновение офицеры приступили к выполнению поставленной задачи, для начала освободив машину от парашютной системы и платформы.

— Мы быстро заняли свои места внутри: Леонид — за рычагами, я — в башне. Пока он заводил двигатель, я выискивал, поворачивая башню, цели для обстрела. Есть! И сразу, с началом движения, бухнуло орудие «Гром» — конечно же, эта была имитация, и последующая стрельба из пулемета велась холостыми, но в первом эксперименте это было не главное…

Так прошло первое в истории десантирование бронемашины с людьми внутри.

In article 6afc45b92d
2
Поздравление командующего. 23 января 1976 г.
© youtube.com

Зачем советским десантникам вообще понадобилось создание подобной «Кентавру» системы? Дело в том, что, десантируясь вслед за бронетехникой, экипаж мог оказаться на расстоянии до 5 км от своей машины и долго ее искать. Маргелов-старший был твердо убежден, что такое положение вещей неприемлемо. Ведь противник мог перебить всех десантников по дороге к БМД, что означало провал боевой задачи.

В 1971 году началась работа над «Кентавром», благо к тому времени был накоплен богатый опыт десантирования бронетехники с воздуха. Комплекс был готов уже к началу 1972 года. Для начала его опробовали на манекенах, потом на собаках — животные спокойно перенесли приземление внутри БМД-1.

Однако министр обороны СССР, маршал Андрей Гречко не спешил давать добро на испытания с людьми. Василия Маргелова поддержал начальник Генштаба, маршал Виктор Куликов, были и добровольцы — первым записался Андрей Маргелов, вторым Леонид Зуев, но они были не единственными. И все же Гречко был непреклонен.

Легенда гласит, что министр обороны дал добро после следующего диалога с Василием Маргеловым:

— Ты хоть понимаешь, Василий Филиппович, на что идешь? И потом, кого посадишь в машины?

— Надежных, проверенных офицеров-десантников. Первым пойдет мой сын Сашка! Он согласен.

Этот аргумент убедил Гречко в надежности системы «Кентавр». Важно отметить, что «Батя» на сына давления не оказывал. Тот сам вызвался совершить первый прыжок внутри БМД, понимая, какой груз ответственности лежит на отце, в том числе и моральной. И в дальнейшем Александр Маргелов не подвел родителя, вновь вызвавшись первым испытать новую, более совершенную, но и более опасную систему.

In article 586763601e
3
Участники первого «Кентавра» после удачного эксперимента
© youtube.com

«Кентавр» оказался весьма эффективным средством, тем более, что на момент создания не имел аналогов в мире. Но были у него существенные минусы. Парашютно-платформенная система весила свыше 2 тонн при весе БМД-1 около 8 тонн. Она была громоздкой при перевозке, занимала много времени для установки, а пять куполов по 760 кв. метров каждый позволяли снижаться со скоростью не более 5−6 м/сек. При приземлении купола нередко наматывались на гусеницы и плавились, от чего мог заклинить двигатель.

Поэтому следующим этапом развития стала парашютно-реактивная система без платформы «Реактавр». Она предполагала наличие всего одного купола площадью 540 кв. метров и весила около тонны. Скорость спуска составляла до 25 м/сек., а при приземлении ее гасили реактивные двигатели.

Испытания шли полным ходом, но не всегда были успешными. В ходе одного из них разбился любимый пес десантников по кличке Буран, так что желающих опробовать систему на себе было немного, но добровольцы нашлись.

Первое испытание с людьми было назначено на 23 января 1976 года, на парашютодроме 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Кислово под Псковом. Командиром экипажа был назначен тогда уже майор Александр Маргелов, роль механика-водителя выполнил Леонид Щербаков.

4
© youtube.com

Чтобы смягчить приземление, было выбрано место с высокими сугробами. Не повезло. БМД попала прямиком на плотно укатанную ледяную дорогу. И все же экипаж незамедлительно приступил к выполнению поставленной задачи и отстрелялся «на ура». «Реактавр» был принят на вооружение.

***

Сброс бронетехники с самолета вместе с экипажем с использованием реактивной парашютной системы был колоссальным прорывом. Александра Маргелова и Леонида Щербакова без промедлений представили к званиям Героев Советского Союза. Но награждения не последовало. Сначала не успели подготовить документы к очередному съезду КПСС, затем скончался маршал Андрей Гречко, а в 1977 году Маргелов и Щербаков получили по ордену Красного Знамени. Руководство Минобороны посчитало, что этого вполне достаточно.

Только через 20 лет — в августе 1996 года — за проявленные при испытании и доводке специальной техники мужество и героизм, Александр Маргелов и Леонид Щербаков получили звания Героев России.

Сегодня, 19 июля 2016 года, выдающегося десантника, Героя России Александра Васильевича Маргелова не стало. Он скончался в Москве на 71 году жизни. До конца своих дней Александр Васильевич был предан десанту и делу служения Родине.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (5)

  • Small f66c47e669
    Strelok19 июля 2016, 16:41

    Орудие "Гром" 2А28! Звучит, как песня о молодости!!! ))

  • Small 09986d1a00
    ППЦ19 июля 2016, 17:42

    >>>>>Сегодня, 19 августа 2016 года
    У вас в новостях то июнь, а теперь уже август
    Александру Васильевичу земля пухом

  • Small default
    ser-vak19 июля 2016, 23:25

    Может заодно и фотографию Героя на заставке поправите - негоже человека, тем более военного в зеркальном виде изображать"! Неужели очевидный ляп глаза не режет???

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Гарнизон населенного пункта на Чукотке могут усилить полицией и охотниками.

Люди призвали власти активнее бороться с изменениями климата.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Немецкие дивизии попали в окружение в «Фалезском мешке».

80% процентов детей, находящихся в детских домах России, не являются сиротами.

Кругобайкальская железная дорога проходит прямо над крутыми берегами озера.

интересное

Экспозиция о героическом прошлом, ставшая музеем нынешней войны.

Более 30 лет назад был подписан документ по защите озонового слоя, задержавший рост температуры.

Производители энергетических напитков смогли угодить любителям ЗОЖ

полезное

По их данным, недостаток и избыток сна опасны для сердца.

Как не утащить за собой в новый год гору нерешенных вопросов?

развлечения