+3
Сохранить Сохранено 7
×

Москву необходимо освободить от излишка рабочих мест


Москву необходимо освободить от излишка рабочих мест

Недавняя давка на станции метро «Тульская», которая лишь чудом не привела к жертвам, добавила очередной эпизод в копилку вопросов, связанных с состоянием столичной транспортной системы. Очевидно, что они больше не ограничиваются проблемами дорожных пробок, парковки и эвакуации частных автомобилей, а касаются практически всех аспектов передвижения по городу. О том, что происходит сегодня в столичной транспортной системе «Ридус», решил поговорить с координатором движения «Синие ведерки» Петром Шкуматовым.

«Ридус»: Как вы можете охарактеризовать то, что происходит сегодня c транспортной ситуацией в Москве?

Петр Шкуматов: Во-первых, давайте признаем тот факт, что транспортная ситуация в городе действительно улучшилась. Мы ведем альтернативный мониторинг и видим, что скорость движения в городе возросла. Возникает вопрос, за счет чего она улучшилась, и в каких частях города это произошло?

Улучшения наблюдаются в ряде мест, где были построены развязки, эстакады и новые дороги. Там, где вводятся новые транспортные объекты, ситуация становится значительно лучше.

Допустим, Фестивальная улица — там построили эстакаду через железнодорожные пути, сделали это от безысходности, потому что надо было запускать трассу М-11. Эта эстакада, связавшая между собой два района города, настолько облегчила движение на севере и северо-западе Москвы, что этот транспортный эффект еще подлежит детальному изучению.

«Ридус»: То есть вы полагаете, что основной причиной транспортных проблем является низкая связанность городских районов?

Петр Шкуматов: Конечно. Условно говоря, в чем транспортная проблема города? В парковках или их отсутствии? Нет. Главная проблема в отсутствии связи. Это крайняя нехватка мостов и эстакад через железнодорожные пути, которые рассекают Москву на дольки. Вторая проблема Москвы — нехватка альтернативных маршрутов, пересекающих вылетные магистрали, которые сейчас часто стараются делать бессветофорными. В результате их пересечение не только затруднено, но и иногда становится невозможным без диких перепробегов.

Петр Шкуматов
1
Петр Шкуматов
© Виталий Рагулин

«Ридус»: Давайте тогда обобщим, что же является истинными причинами улучшения транспортной ситуации в Москве.

Петр Шкуматов: Во-первых, строительство новых транспортных объектов, о которых мы уже говорили, а во-вторых — это кризис, который тоже никто не отменял. Помните, как в кризис 2008—2009 годов без каких-либо действий со стороны властей, без платных парковок, без строительства новых дорог и эстакад пробки практически исчезли. Сейчас уже мало кто об этом помнит, но это действительно так и было. Я помню тот аномальный декабрь, когда даже перед Новым годом по Москве можно было проехать, как в обычный выходной день. Одним словом, снижение деловой активности привело к тому, что ездить по Москве стало легче. Снизилось количество рабочих мест, начал загибаться малый бизнес, а именно он являлся одним из основных источников трафика в городе.

«Ридус»: Ну, а сегодня?

Петр Шкуматов: Сегодня мы получаем наложение сразу двух факторов, а именно — строительство ряда дорожных объектов с одной стороны, и сокращение деловой активности — с другой. В результате ездить по городу стало легче.

2
© Антон Тушин/Ridus.ru

«Ридус»: А платные парковки? Какова их роль в улучшении движения?

Петр Шкуматов: Платная парковка не повлияла ни на что. В том месте, где она введена, прежде всего, это внутри Третьего транспортного кольца, сохранились все прежние проблемы. Ни одна из не независимых служб, мониторящих трафик, не фиксирует никакого улучшения ситуации в этих районах. Причем если мы посмотрим по часу пик, то после реализации программы «Моя улица» и сужения проезжей части движение резко ухудшилось именно в час пик. Это происходит тогда, когда люди пытаются выехать из центра.

«Ридус»: Странно, а почему не связывают вылетные магистрали. Ведь достаточно связать, например, Каширку и Варшавку, и юг Москвы «задышит». Там уличная сеть почти готовая, надо достроить буквально несколько метров дороги, и пустой пробег машин сократится в разы, район разгрузится. И таких мест в городе полно.

Петр Шкуматов: Конечно. Там перепробеги чудовищные, до 10 раз. В результате возникает паразитная нагрузка и на Каширское, и на Варшавское шоссе. Объезды либо через МКАД, либо через Коломенский проезд. В результате мы видим, что основная проблема Москвы как города — это отсутствие связок, сшивок между районами. Соответственно, как только в Москве возникает дорога, которая начинает связывать между собой районы, движение улучшается естественным образом. К сожалению, строить поперечные связки никто не собирается.

Вместо этого строятся гигантские широкие бессветофорные магистрали, которые позволяют жителям того же самого Солнечногорска буквально долетать до центра Москвы. А москвичам, пытающимся попасть из одного района в другой, приходится рыскать в поисках пересечения этих магистралей. Это вообще нонсенс, когда люди ездят на работу за 50-100 километров.

«Ридус»: А куда им деваться? Они это делают не от хорошей жизни. Вся работа в Москве.

Петр Шкуматов: Здесь мы подходим к ключевому моменту. До тех пор, пока будет сохраняться эта стратегическая ошибка, когда в Москве сосредоточены рабочие места почти со всей страны, люди будут ездить туда и за 50-100 километров и дальше. Многие уже сейчас ездят на работу в столицу из Твери и других городов в радиусе 400-500 км, и это является одной из главных причин московских пробок. Транспортные потери работающих в Москве жителей всего «замкадья» колоссальные, и с этим ничего нельзя сделать, кроме как решая проблему Московской агломерации стратегически.

3
© Антон Тушин/Ridus.ru

«Ридус»: Выносом рабочих мест?

Петр Шкуматов: Конечно. Бюджет Москвы в пять раз выше среднего бюджета российского миллионника на душу населения. Естественно, сюда будет колоссальный поток людей, которые либо нищенствуют у себя на малой родине, либо приезжают сюда, чтобы хоть как-то почувствовать себя человеком. Пусть даже с такими чудовищными транспортными потерями. Такого быть не должно, страна должна развиваться равномерно. Если мы говорим о том, что нужно делать с Москвой в стратегическом плане, то, конечно же, ее бюджет должен сокращаться. Чем быстрее он будет сокращаться, тем меньше здесь будет халявы. Конечно же, в Москве должно быть больше денег на душу населения, нежели чем в регионах. Но, может быть, нам поговорить и перенесении части столичных функций в другие города?

«Ридус»: Конституционный суд перенесли в Санкт-Петербург, и что?

Петр Шкуматов: Это привело к оживлению сообщения между Москвой и Петербургом, резкому снижению цен на билеты на самолет и на «Сапсан». Я помню, до переезда Конституционного суда билет стоил 5−6 тысяч рублей в один конец, сейчас можно слетать за 3 тысячи рублей в оба конца.

Экономика Нижнего Новгорода, как только туда начали ходить те же самые «Сапсаны», тоже начала немножко шевелиться. Здесь основная задача государства — это строительство дорожной сети, которая позволит связать экономические центры страны и развитие регионального авиасообщения.

Сейчас многие живущие в Санкт-Петербурге решают деловые вопросы в Москве гораздо быстрее москвичей и жителей Подмосковья, живущих за пределами МКАД. Это парадокс, но, тем не менее, ты сел в «Сапсан», и через 3,5 часа ты в самом центре Москвы. Решил вопросы, снова сел в вагон и в 5 часов отчалил к себе домой. Это дешево и удобно, и это не создает какой-то дикой нагрузки на инфраструктуру столицы.

«Ридус»: Но, так или иначе, сейчас активно застраиваются площади именно за МКАД. В пределах Кольцевой места для строительства жилья больше нет …

Петр Шкуматов: Строительство, которое идет сейчас в «замкадье», это будущие гетто. Компании-застройщики не утруждают себя строительством соответствующей дорожной инфраструктуры. Геттоизация будет происходить по мере развития кризиса. Например, в городе Железнодорожном мы уже видим геттоизацию, когда оставшиеся коренные жители соседствуют с огромным количеством мигрантов. Причиной этого является абсолютная транспортная недоступность города. Единственный способ оттуда выехать — это электричка, но расписание составлено с перерывами, и едешь ты в ней в час пик в абсолютно скотских условиях.

Столица, в которой каждый день находится от 20 до 22 миллионов человек, уже не может дальше расти. Строительство миллионов новых квадратных метров недвижимости в Новой Москве и Московской области — это абсолютный перебор.

Чтобы вы понимали, зависимость между числом жителей и требуемым для нормальной жизни количеством дорог не линейная. При условии сохранения качества транспортного обслуживания каждый новый житель требует большего количества дорог, по сравнению с предыдущим. И когда в Химках, в Новоподрезкове, в Апрелевке и еще где-то возводятся гигантские многоэтажки, и при этом не строится почти никаких дорог, дефицит транспортных сетей увеличивается квадратично. С такой безумной стройкой транспортная проблема решена не будет никогда.

4
© Антон Тушин/Ridus.ru

«Ридус»: И как же быть?

Петр Шкуматов: Никакими платными парковками и платными дорогами эта проблема решена не будет. До тех пор пока могущественные строительные компании будут блокировать любые альтернативные пути развития регионов, ничего не будет. Бюджетные средства надо вкладывать не в строительство хорд, а в строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые бы соединяли Москву с Нижним Новгородом, Воронежем и другими городами в пределах 500-километровой зоны. Москву необходимо освобождать от излишка рабочих мест.

Надо переводить госкорпорации, которые платят здесь значительную часть налогов, в Питер, в Воронеж, в Нижний Новгород. Этим надо заниматься, в это надо вкладывать деньги, и тогда Москва вздохнет свободно. Количество рабочих мест, которое нужно вывести из столицы, легко считается. Я не говорю о том, что людей надо отсюда выгонять. Вовсе не надо никого объявлять лишним. Деньги притягивают людей автоматически. Не Москва сама по себе притягивает людей, многим она и даром не нужна, людей притягивают деньги, которые здесь аккумулированы. Пустите деньги в другие города, и люди отправятся за ними. К сожалению, у нас вообще никто этим не занимается.

У нас же пока нет какого-то стратегического пути. Нам приводят в пример азиатские города, где все иначе. Ты выходишь за пределы города с 10-миллионным населением, а там другой город 10-миллионник. Ты от него делаешь шаг, и попадаешь в еще один 10-миллионник. Естественным образом, в таких условиях Азия начинает развиваться по репрессивному пути. Они вынуждены репрессировать всех, кто хочет передвигаться. Передвигаться там уже просто некуда. Но это не наш случай. У нас ситуация обратная — население меньше на порядок, а пространства огромны. Отъехал на 100 километров от Москвы и там поле непаханое.

«Ридус»: Давайте все же вернемся к Москве. Последняя история с давкой в метро на «Тульской» — что это было?

Петр Шкуматов: История на «Тульской» — это тревожный звоночек. Звоночек, предупреждающий о грядущих техногенных катастрофах, которые могут произойти в самое ближайшее время. Это может быть и смертельная давка, и террористический акт в огромной толпе. Опять же, это резкое снижение качества жизни — люди, находящиеся в таких скотских условиях, далеко не позитивно смотрят на мир. Очень многие москвичи и жители Подмосковья находятся в постоянной депрессии. Опять же из-за скученности. Людям нужно какое-то пространство. А Москва в пределах МКАД рассчитана на 7 миллионов человек.

5
© Антон Тушин/Ridus.ru

«Ридус»: Но раньше таких «Тульских» у нас не было, почему случилось сейчас?

Петр Шкуматов: Все довольно просто, мы уже говорили, что вокруг МКАД идет довольно активное строительство. Возьмем то же самое Восточное Бутово. Там район где-то на 100 тысяч человек. Как эти 100 тысяч будут ездить на работу? Железной дороги там нет. Им остается ехать либо на общественном транспорте до метро, либо на машине до окраины Москвы и дальше на том же самом метро. По городу сегодня особо на машине не поездишь. Естественным образом трафик в метро возрастает, при том, что подземка уже и так работает на пределе возможностей. Интервалы движения поездов в час пик настолько рискованные, что авария может произойти в любой момент. Когда будет введен платный въезд в Москву (а он будет введен, это уже решенная история), жители интенсивно застраиваемой Московской агломерации будут вынуждены пользоваться общественным транспортом. И вот тут метро лопнет. Лопнет потому, что оно просто не выдержит в очередной час пик дополнительного миллиона человек.

У нас нагрузка на метро в час пик сейчас порядка 2 миллионов пассажиров, то есть двух миллионов пассажиров утром и двух миллионов пассажиров вечером. Пересадка на метро только жителей Подмосковья, которые сейчас ездят на машинах, приведет к тому, что нагрузка в час-пик возрастет не на 8−10%, как говорит Ликсутов, «размазывая» ее по всему дню, а на все 30−40%. Это будет именно локальный рост в час пик. В результате метро, которое и так трещит по швам, может не выдержать и посыпаться, как карточный домик. По всему городу.

«Ридус»: А почему сдулась идея перехватывающих парковок? По идее, она позволила бы диверсифицировать транспортные потоки и сгладила бы пиковые нагрузки. В свое время она активно обсуждалась?

Петр Шкуматов: Потому что вместо этого Дептрансом была выбрана другая стратегия: «Чем хуже для автомобилистов, тем лучше». Логика такая: если мы построим перехватывающие парковки (а они могут их построить), то еще больше людей купят автомобили, и еще больше людей начнут на них ездить. Поэтому они говорят: «Чем меньше парковок, тем меньше автомобилей, тем меньше трафик, тем меньше пробок».

В связи с чем задача сводится уже не к тому, чтобы человек приехал на машине, например, к станции метро «Аннино», поставил ее на перехватывающей парковке и поехал дальше, а к тому, чтобы он вообще не пересекал МКАД на машине. Человек должен приехать в Москву на электричке или автобусе, вообще забыв про машину, как про страшный сон, так как в городе для нее просто нет места.

Стратегию перехватывающих парковок зарубили из-за того (это мое предположение), что именно Максим Ликсутов пришел к управлению транспортным комплексом, и его основная идея была как раз в резком ухудшении условий для автомобилистов. В пример приводился тот же Нью-Йорк, как город, в котором совершенно запутанное движение и где непонятно, где можно встать, а где нельзя, около какого гидранта нельзя останавливаться ближе 5 метров и так далее. В результате Нью-Йорк собирает на штрафах намного больше, чем на всем остальном.

«Ридус»: И к чему все это может привести?

Петр Шкуматов: Основной удар Ликсутова придется по добропорядочным автомобилистам, которые стараются выполнить все правила игры. Естественно, у них это не получается. Таким образом, он формирует устойчивую группу автомобилистов, которые клали с прибором на все эти парковки, приложения и прочие изобретения. И их число с каждым разом становится все больше. В итоге я допускаю ситуацию, когда в городе, да и в стране, вождение автомобиля будет ассоциироваться с неким заступлением за грань закона. И это приведет к еще более печальным последствиям. Если я не исполняю закон здесь, то зачем я буду его исполнять где-то еще и так далее. Сейчас, по нашим оценкам, за пределы этих рамок уже заступило примерно 10% автомобилистов. И это только начало.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (6)

  • Strelok
    Strelok 16 февраля 2016

    Москву надо освободить от денег. ) А с другой стороны, как власть будет удерживать регионы? По другому, кроме как через бабло, власть не умеет. ) Оборотная сторона этого ненависть, к Москве.

    Ответить
    2 +
  • Михаил
    Михаил 16 февраля 2016

    Ликсутов - тварь и это давно всем известно. Ещё один олигарх у власти

    Ответить
    3 +
  • Lwbrk
    Lwbrk 16 февраля 2016

    С сабжем не согласен. Проблема глубинки у нас есть и это не только города (миллионщики, да и не только, вполне себе хорошо живут), а вот деревни нищают (куда дальше-то?). В эту сторону копать надо, создавать условия.

    Ответить
    1 +
  • Валерий-5876
    Валерий-5876 16 февраля 2016

    "деньги, которые аккумулированы в столице.,,,,...Бюджет Москвы в пять раз выше среднего бюджета российского миллионника на душу населения. " Надо лишить Москву халявных денег из регионов , остальное сразу же само рассосётся.

    Ответить
    1 +
  • Lialia2012
    Lialia2012 16 февраля 2016

    Понятно, что надо выводить конторы из центра. Но сами они не выводятся, удобно им там. Несколько лет назад на внешней стороне МКАД построили офисные здания "Гринвуд", но арендовать там площади бизнесмены не торопятся. Власти города оправдываются: "Как мы запретим офисы в центре, это же частная собственность?!" Ну вот снесли же собственность в "ночь длинных ковшей". Была бы воля, методы найдутся. По поводу рабочих мест всё верно, надо создавать их в Подмосковье и других областях. Но при этом следить, чтоб не получилось так, что из области едут работать в Москву, а из Москвы в область (как сейчас ездят из одного конца города в другой). А тенденция к этому имеется. Уже сейчас москвичам (особенно некоторым категориям) трудно найти работу в городе, места заняты приезжими. Работодателю выгоднее взять на работу приезжего, снимающего квартиру (а ещё лучше и обремененного кредитами), чем местного жителя. Потому что чем больше человек зависим от денег, тем легче вить из него веревки, он не будет взбрыкивать по поводу любой несправедливости, будет терпеть. Поэтому стоит как-то предусмотреть приоритет получения работы для местного населения.

    Ответить
    3 +
  • Виктория
    Виктория 16 февраля 2016

    Столицы во всем мире всегда лучше живут. Это не только в России. Чему тут завидовать? Помимо больших бюджетных денег, там и расходы не маленькие на содержание такого многомиллионного хозяйства. То, что надо создавать рабочие места в других регионах, согласна на все 200%. Москва уже задыхается от такого наплыва людей. Помимо своих коренных жителей, приезжих не меньше, если не больше.И все от такого количества друг друга страдают.

    Ответить
    2 +