Папа и патриарх шагнули на Кубу через украинских униатов
- 11 февраля 2016 15:57
- Сергей Болотов, Журналист
12 февраля на Кубе запланирована первая в мировой истории личная встреча папы римского и патриарха московского и всея Руси. Эта новость стала сенсацией еще на прошлой неделе, но ее обсуждение не утихает все последние дни. И на это есть веские причины.
Страх перед предательством
До раскола единой Церкви в 1054 году общение глав крупнейших христианских общин из разных частей некогда единой Римской империи происходило на Вселенских соборах. Папа римский и восточные патриархи принимали в них участие лично либо посылали своих доверенных представителей.
Часто на таких встречах выяснялось, что между епископом Рима и епископами Восточной Римской империи есть существенные разногласия, с годами они накапливались, результатом чего стал Великий церковный раскол. После Великой схизмы 1054 года Западная и Восточная Церкви проводили каждая свои соборы по отдельности.
Попытки провести общий собор и вновь объединиться в единую Церковь происходили неоднократно. В тринадцатом веке — во французском Лионе. Тогда патриарх Константинопольский признал примат папской власти, но уния была отвергнута народом Византии. На Руси в это время тяжело переживали последствия татаро-монгольского нашествия, и события Лионской унии прошли мимо тогдашнего митрополита Киевского и всея Руси Кирилла стороной.
В пятнадцатом веке унию вновь попытались заключить на Ферраро-Флорентийском соборе, где собрались и римский папа, и Константинопольский патриарх, и другие восточные патриархи, и митрополит Киевский и всея Руси Исидор. Объединение с католиками состоялось на бумаге (так называемом «оросе»), но вновь было отвергнуто рядовым духовенством и народом, в том числе и на Руси.
В конце шестнадцатого века на территории Речи Посполитой была заключена Брестская уния, когда часть епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви «спешно» перешла в католичество с сохранением византийских обрядов.
Во всех трех случаях к заключению унии православных и католиков толкали соображения политического толка, а одними из главных действующих лиц на соборах были императоры, короли и князья. Страх перед новой унией и предательством православных епископов в народе жив и сегодня.
Первая встреча в истории
Действующий патриарх Русской православной церкви с избранным папой римским лично не встречался никогда в истории. Таким образом, встреча патриарха Кирилла и папы Франциска является уникальным событием исторического масштаба.
Редчайшим и важнейшим для христиан событием является и запланированный на 2016 год Всеправославный собор, которого у патриархов Восточной Церкви формально не было с восьмого века нашей эры, а фактически — с девятого. В последний раз представители всех православных патриархов собирались для утверждения общеобязательных церковных правил в Константинополе в 880 году.
Между тем униаты существуют и действуют на Украине до сих пор. Все предыдущие годы представители РПЦ, когда их спрашивали насчет возможной встречи папы и патриарха, подчеркивали, что униаты после распада СССР грубой силой отобрали у православных храмы на Западной Украине, а Ватикан несет за их действия ответственность. Председатель ОВЦС митрополит Иларион в январе 2016 года публично назвал унию «главным препятствием в диалоге между Православной церковью и Римско-католической церковью».
«Вопрос унии отошел на второй план»
Что изменилось? Папа тайно извинился за своих подопечных или этот вопрос стал для Москвы не актуален? На вопросы «Ридуса» ответил руководитель информационно-аналитического управления Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Мы далеки от того, чтобы называть проблему унии разрешенной. Она продолжает свое существование, и этот факт ее присутствия на территории многих стран Восточной Европы, прежде всего Украины, где происходит гражданское противостояние, временами отягощенное религиозными факторами, этот вопрос является актуальным.
В то же время, учитывая более острые вызовы, с которыми столкнулись христианские Церкви, а прежде всего две крупнейших христианских Церкви: Римско-Католическая и Русская православная, вопрос унии, не потеряв своей актуальности, отошел на второй план. И при подготовке данной встречи исходили из того, что сложности, связанные с унией, могут стать причиной отказа от данной важной встречи, направленной на защиту угнетаемых в регионе Ближнего Востока и Северной Африки христиан.
Является ли совпадением, что первая в истории встреча папы и русского патриарха была организована в тот же год, что и первый за тысячу с лишним лет Всеправославный собор, или же эти события между собой связаны?
Как публично заявляли представители Русской православной церкви, совпадение с годом проведения Всеправославного собора является случайным, эти два мероприятия никоим образом не связаны. Дело в том, что Всеправославный собор готовился уже долгое время, процесс его подготовки был открытым, недавно были опубликованы проекты документов, которые ожидается рассмотреть и принять на данном мероприятии. Проводились предсоборные встречи с участием глав и представителей православных поместных церквей. То есть это совершенно отдельный процесс.
Что же касается встречи с римским понтификом, то она стала возможной, в том числе, и из-за того, что визит папы римского в Бразилию совпал с посещением ряда стран Латинской Америки святейшим патриархом Кириллом. Было бы странно, находясь в одном и том же регионе со своей программой визита, не воспользоваться данной возможностью. К тому же для проведения этой встречи сложились обстоятельства нарастающего кризиса на Ближнем Востоке, жертвами которого становятся все больше христиан.
«Содержание встречи не ограничено ничем»
Почему местом встречи была выбрана далекая и от Москвы, и от Ватикана Куба?
Я думаю, что здесь совпал ряд факторов. Выбор Кубы, во-первых, хорошо вписывался в план поездки святейшего патриарха по данному региону, равно, как я понимаю, и в маршрут поездки папы римского. При этом территория Кубы является нейтральной во всех отношениях. Это государство не может быть воспринято как какая-то сторона в православно-католическом диалоге. В этом государстве большинство верующих именно Римско-католической церкви, но также существует большая православная община. Руководство Кубы не является стороной в диалоге двух Церквей.
Какие вопросы будут обсуждать папа Франциск и патриарх Кирилл?
На повестке дня будет стоять ряд вопросов, о которых я уже сказал, но содержание встречи не ограничено ничем, кроме выбора святейшего патриарха и папы. Главной темой задекларирована именно забота о защите прав христиан, то есть реакция на вызовы, которые требуют сотрудничества католиков и православных. Разумеется, в мире есть ряд других вызовов, в том числе по традиционным ценностям со стороны секулярного мира, которые одинаковым образом угрожают религиозной идентичности католиков и православных, да и представителей других традиционных религий. Речь идет о ценностях брака и семьи, о ценности человеческой жизни с момента зачатия до достойной смерти, о ряде других максим, которые казались незыблемыми во всех традиционных религиях и теперь пересматриваются под влиянием современного «прогрессивного мышления».
Какие последствия будут у этой встречи?
Я бы рассматривал данную встречу как начало процесса более активного и результативного общения двух Церквей. Было бы странным думать, что после того как встреча состоится, мир вокруг нас поменяется в одночасье, но это заметный шаг в направлении объединения усилий для противодействия общим вызовам.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: