Настоящие европейцы исчезли 15 тысяч лет назад

Йоханнес Краузе из Института эволюционной антропологии Лейпцига совместно с группой немецких коллег-генетиков провел анализ ДНК древних европейцев, которые жили от 11 до 30 тысяч лет назад на территории современных Италии, Германии, Бельгии, Франции, Чехии и Румынии.

Ученые реконструировали митохондриальные геномы 35 охотников-собирателей и установили, что в конце последней ледниковой эпохи состав населения Европы резко изменился — почти все население Европы вымерло, возможно, в результате какой-либо глобальной катастрофы.

Ученые, опубликовавшие в издании Current Biology результаты своей работы, уверяют, что континент был повторно заселен после улучшения погодных условий.

Специалисты выделили в геноме древних европейцев участок генома, который содержится в митохондриях клетки, чтобы проследить историю миграций с учетом передачи кода вместе с митохондриями детям от матерей.

Выяснилось, что митохондриальная ДНК европейцев, умерших до начала максимального оледенения, относится к гаплогруппе M, которую носят индейцы Нового Света, жители Азии и Австралии. В то время как у современных жителей региона эта гаплогруппа практически отсутствует — европейцы и их потомки входят в группу N.

Раньше такой факт интерпретировали как доказательство многочисленных случаев миграции первых Homo sapiens из Африки.

Однако после проведенных Краузе исследований появилась вероятность иного хода событий: древние европейцы, которые жили до последнего ледникового периода (начало 24 тыс. лет назад, конец 11 тыс. лет назад), носили в своей ДНК следы гаплогруппы М, а так же U5 и R (сегодня, кроме северной Скандинавии и России, в Европе не встречается).

Это, по мнению ученых, доказывает, что люди вышли из Африки один раз, примерно 55 тысяч лет назад.

Потом, во время самого сурового оледенения, эффект бутылочного горлышка привел к сокращению генофонда и исчезновению гаплогруппы M в Европе — численность населения стала резко сокращаться, и человек был вынужден двинуться на юг из-за наступающих льдов.

После завершения ледникового периода около 15 тысяч лет назад последние остатки европиоидов-охотников и европиоидов-собирателей практически полностью исчезли по непонятным пока причинам. Они уступили место для новых людей, которые могли прийти с Ближнего Востока, северной Евразии и других североевропейских мест, где сумели «перезимовать» ледниковый период.

Кстати, расположение останков кроманьонцев, чье ДНК исследовали ученые, свидетельствовало о том, что многие из обнаруженных древних европейцев и выходцев с других континентов погибли в борьбе друг с другом.

«Мы раскрыли совершенно новую страницу в истории человечества, которая рассказывает нам о том, что почти вся Европа была заново заселена в конце последнего ледникового периода. У нас почти не было генетических данных, относящихся к этому периоду, и поэтому мы почти ничего не знали о том, что происходило с первыми жителями Европы», — резюмировал Краузе.

В свою очередь ученые из Великобритании утверждают, что 15 тысяч лет назад все жители Евразии говорили на одном языке.

Ранее специалисты университета Рединга, проанализировав многие языки, установили, что родоначальник у японского и ительменского, английского, урду и других языков был один.

«Все в Евразии могут проследить свое языковое наследие до группы или групп людей, которые, судя по всему, жили на юге Европы примерно 15 тысяч лет назад, когда отступали ледники», — утверждает автор исследования Марк Пейджел.

Этот праязык породил семь других языков, на основе которых сформировалась древняя евроазиатская «суперсемья». В дальнейшем эта семерка постепенно разделилась на языки, на которых сейчас говорят по всей Евразии.