+0
Сохранить Сохранено 7
×

Головы чиновников мешают процветанию России


Головы чиновников мешают процветанию России

В этом году аппарат федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова будет наращивать свою работу по законодательной деятельности, рассказала «Ридусу» руководитель Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович.

По ее словам, всю деятельность бизнес-омбудсмена и его аппарата можно разделить на два больших блока — экономика и зашита от уголовного преследования. И сегодня именно экономика выходит на первый план. «Мы все больше и больше лезем в экономическую повестку, но это не от хорошей жизни, — поясняет Алехнович. — Просто мы видим, что это необходимо, иначе системно не поменяешь ничего».

За прошлый год было разработано 11 законов, в том числе — по самозанятости. О необходимости ввести данную категорию граждан в правовую сферу Борис Титов говорил регулярно на протяжении нескольких лет. И в прошлом году лед тронулся: разработка законопроекта о самозанятых гражданах была включена в антикризисный план правительства. Теперь, по словам Алехнович, закон «будут добивать».

Сейчас в разработке находится еще 15 законов. Среди них закон по аквакультуре. «Ждали долго Минсельхоза, отчаялись, посадили своих юристов, потому что быстрее будет, чем на совещаниях убеждать их поработать», — говорить руководитель Экспертного центра.

Весь прошлый год аппарат бизнес-омбудсмена по большей части доказывал и объяснял руководству страны и правительству, что все далеко не так хорошо, как кажется, и нужно принимать срочные меры системного характера, снимать экономические барьеры, которые сводят на нет всю борьбу за права предпринимателей, рассказала Алехнович. Речь идет, в частности, о доступных кредитах широким слоям предпринимателей, а не только по спискам через правительственную комиссию, и о реформировании налоговой системы, которая в России избыточна и чрезмерна.

«У нас налоговая нагрузка гораздо выше среднемировой, — отмечает эксперт. — Надо это признать и хотя бы до 2018 года заморозить все инициативы по повышению налогов и неналоговые сборы. По неналоговым сборам удалось поднять эту тему, но в итоге у нас случился „Платон“ под конец года. Хотя были соответствующие поручения, часть сборов заморозили, приостановили. Поэтому, с одной стороны, вроде все соглашаются, и даны соответствующие поручения, а с другой стороны, у нас через неналоговые сборы проскакивают очень, на наш взгляд, для предпринимателя неблагоприятные решения. И для экономики, и в конечном счете для бюджета».

Вообще, большая часть инициатив если и реализуется, то как-то наполовину, сетует Алехнович. Так, например, объявлены надзорные каникулы. Но представители предпринимательского сообщества не очень довольны тем, что эти каникулы сильно сузили и ограничили виды деятельности, которые им подлежат. Схожая ситуация с амнистией капиталов. «Это наша работа, хороший законопроект, все бизнес-объединения его поддерживали, Минфин поддерживал, но на последнем этапе его очень серьезно подрихтовали, сделав, опять же, полумерой, полуработающим», — сетует представитель уполномоченного.

Еще одна болезненная для предпринимателей сфера — контрольно-надзорная деятельность. В прошлом году наконец заработал единый реестр проверок, в который, согласно поручению президента, должны включаться и плановые, и внеплановые проверки. Но на деле качество информации оставляет желать лучшего, реестр фактически не заполняется, поставленная задача полной прозрачности контрольно-надзорной деятельности не достигается.

Среди безусловно положительных моментов можно отметить успешное сотрудничество с Генеральной прокуратурой по выявлению и ликвидации системных нарушений в области правоприменения. Например, в части подключения объектов капитального строительства к сетям или сноса малых нестационарных торговых объектов. Аппарат бизнес-омбудсмена находит типовые случаи таких нарушений, собирает все данные и передает в Генпрокуратуру, которая их анализирует, проводит свой мониторинг, констатирует факт — да, нарушение есть, скорее всего, оно системное — и может применить соответствующие меры, вплоть до возбуждения уголовного дела. Уже отработано таким образом 11 направлений, выявлено 140 тысяч нарушений с соответствующими предписаниями об устранении, уголовными делами и т. д.

По блоку защиты от уголовного преследования есть отдельные успехи по спасенным людям. Это десятки и сотни жизней, не считая проведенной амнистии. «То есть это штучный товар, но флагманский», — констатирует Алехнович.

В целом, по ее словам, успехи есть, но они меньше, чем хотелось бы. Именно поэтому сейчас делается такой акцент на работе по экономическому блоку. И в первую очередь речь идет о создании и разработке нормальной экономической программы правительства.

Осенью прошлого года Борис Титов в рамках Столыпинского клуба представил программу «Экономика роста», вызывавшую бурные дискуссии в экспертном сообществе. Главным камнем преткновения стало предложение провести «количественное смягчение по-русски», которое многие восприняли как призыв к бесконтрольному запуску печатного станка.

Речь идет о целевой (связанной) денежно-кредитной эмиссии. Предполагается, что Банк России будет постепенно наращивать денежную массу в экономике, но пускать эти средства не на индексацию зарплат и пенсий, а только на развитие производства путем кредитования инвестиционных проектов под низкий процент, выкупа облигаций и т. д. И тогда роста цен можно не бояться, уверяют разработчики документа.

«Мы защищаем экономические права и интересы, но это должно стать государственной задачей. Вот мы над этим сейчас и работаем, — поясняет Алехнович. — Хотелось бы больше активности от органов исполнительной власти, которые должны отвечать за развитие отраслей, регионов и экономики в целом. А для этого им нужно внедрять экономические KPI (ключевые показатели эффективности). Пока, к сожалению, KPI в их голове сидят специфические, и принимаются решения каждый раз не в пользу экономического развития. Ну и дальше начинается тупик. Органы исполнительной власти пока несколько разобщены, каждый боится за свой участок и отрабатывает свою задачу, свою цель. А нам нужны сейчас общие цели, экономический рост».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (1)

  • Бобринский
    Бобринский 25 января 2016

    Есть куча коэффициентов, которые (при соответствующем коэффициенте) стимулируют совместную работу. Просто тема эффективности правительства, как вертикально-ориентированной организации, всегда подавалась почему-то только через годовой ВВП. Который, как тот неуловимый Джо, просто никому не впёрся. А надо чтобы и правительство оценивалось структурированными оценками. Хотя бы десять - двенадцать

    Ответить
    0 +