+0
Сохранить Сохранено 7
×

Для авиакомпаний придумали наказание за задержку рейсов


Для авиакомпаний придумали наказание за задержку рейсов

Комитет Госдумы по транспорту одобрил законопроект, который позволит пассажирам в случае вынужденного отказа от перелета из-за задержки рейса по вине авиаперевозчика взимать с последнего не только провозную плату, но также неустойку в размере 25% от нее.

Документ был внесен в Госдуму в ноябре депутатами от ЛДПР, сообщает «Интерфакс». «В настоящее время со стороны перевозчиков наблюдается злоупотребление своими правами, — поясняют они. — Необходимостью обеспечения безопасности полетов перевозчиками оправдывается любая задержка рейса, вне зависимости от обстоятельств, в результате которых она возникла».

Предлагается также увеличить максимальный размер штрафа за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения, возникшую по вине перевозчика: с 50 до 75% от установленного законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки.

Благие намерения

Законопроект потребует внесения изменений в статьи 108, 120 Воздушного кодекса РФ. По версии авторов, в настоящее время он «заточен» под авиакомпании и не защищает в достаточной мере права пассажиров. Эксперты авиационной отрасли сомневаются в том, что новая инициатива поможет исправить ситуацию.

Реализовать ее на практике будет невозможно, полагает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, поскольку само администрирование данной процедуры, если закон вступит в силу, будет чрезвычайно усложнено. Ведь задержки далеко не всегда происходят по вине авиакомпаний. Они также случаются по вине аэропорта, из-за погодных условий или других внештатных ситуаций. В том числе, по требованиям правил безопасности.

«Допустим, человек зарегистрировался, сдал багаж, а не рейс не пришел, — приводит пример эксперт. — Правила безопасности обязывают авиакомпанию сначала найти багаж этого пассажира, выгрузить его, а потом полететь. На такую процедуру может уйти от получаса до часа. Соответственно, если самолет вовремя не вылетает из одного пункта назначения, скорее всего, обратно он тоже полетит с задержкой. Будет ли это являться виной авиакомпании»?

Очевидно, что быстро определить виноватого, по крайней мере, в условиях аэропорта, не получится. Человек не сможет прийти в кассу и сказать: «Вот, вы задержали рейс, верните мне деньги за билет, да еще заплатите штраф». По сути, ему придется обращаться в суд, который, в свою очередь, будет запрашивать у авиакомпании все обстоятельства дела и потом решать, вернуть пассажиру деньги со штрафом в придачу или нет. «А раз реализовать, пусть даже хорошую инициативу, на практике невозможно, я считаю, у данного законопроекта перспективы нет», — категоричен Роман Гусаров.

Попытки защитить права потребителя можно лишь приветствовать, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, в ЕС ответственность перевозчика за задержку рейса заметно превышает соответствующий уровень ответственности в России, где компенсация привязана к минимальной оплате труда и абсолютно неадекватна. Поэтому повышение ответственности авиакомпании перед пассажирами, безусловно, важный и давно назревающий вопрос. Но с другой стороны, отрасль и сама сегодня находится в крайне непростой финансово-экономической ситуации. И если сейчас дополнительно нагружать авиакомпании различного рода обязательствами перед клиентами, это не приведет к повышению пунктуальности, но неизбежно ударит рублем по перевозчикам.

Жесткая посадка

«Авиаперевозки в России вот-вот пойдут на снижение, причем, на существенное снижение», — предупреждает Олег Пантелеев. Он поясняет, что российские авиакомпании несут убытки, которые исчисляются десятками миллиардов рублей в год. Данных о финансовых итогах 2015 года пока нет, но его первое полугодие было ознаменовано хоть и не катастрофическими, но грандиозными убытками. Третий квартал немного исправил ситуацию, однако завершился остановкой деятельности «Трансаэро». Четвертый квартал снова оказался провальным для большей части авиакомпаний.

Сегодня, несмотря на продолжающееся падение рубля и рост издержек, перевозчики не только не повышают, но на многих направлениях внутри России снижают свои тарифы, уверяет эксперт. «Это говорит о том, что налетать 15−20 миллиардов рублей убытков только лишь за первый квартал наши авиакомпании вполне себе смогут. Это очень серьезная проблема, которая вызывает большую озабоченность», — говорит он.

Пассажиропоток пока падает вроде бы весьма незначительно — на единицы процентных пунктов, что не катастрофично на фоне предыдущего роста, который измерялся двузначными цифрами. Но это по количеству пассажиров. А вот в пассажиро-километрах объемы упали очень заметно, как раз теми же двузначными цифрами.

«Сокращение международных авиаперевозок привело к тому, что среднее плечо в перевозке стало меньше», — поясняет эксперт. То есть, летать в Сочи и Симферополь все же ближе, чем в Египет и Испанию. И в целом на международных перевозках произошел очень существенный спад, который частично был компенсирован перевозками по России — они даже на протяжении 2015 года показывали рост. Но в значительной степени сохранять клиентов авиакомпаниям удается ценой собственных убытков, то есть, они фактически субсидируют перевозки, и бесконечно это продолжаться не может.

«На этом фоне принятие различного рода новаций, повышающих ответственность перевозчиков, выглядит не совсем своевременно», — резюмирует Олег Пантелеев.

Зачем изобретать велосипед?

Разумным решением, которое может повысить защиту пассажиров, не ухудшив при этом положение авиакомпаний, эксперты считают ратификацию международной Монреальской конвенции. Россия планировала присоединиться к ней еще несколько лет назад, но до сих пор этого не сделала. И пока ответственность российских авиакомпаний регламентируется Варшавской конвенцией, в которой многие положения не прописаны.

По словам Олега Пантелеева, по большому счету, там прописаны лишь ответственность за жизнь и здоровье пассажира, и за сохранность багажа, а об ответственности перевозчика за задержку рейса ничего не сказано. А Монреальская конвенция, в том числе, регламентирует и этот вопрос. «Вполне возможно, что имело бы смысл не придумывать какой-нибудь локальный рамочный закон, а все-таки присоединиться к международной конвенции, тем самым, среди прочего, защитить и права пассажиров, исходя из международных норм и практик», — рассуждает эксперт.

Согласен с ним и Роман Гусаров: «Я сторонник ратификации международных конвенций, которые позволят гражданам России получать те же компенсации, что и иностранцы. Почему мы все время пытаемся изобрести свой велосипед? Давайте возьмем достаточно успешно работающий опыт. Если мы хотим, чтобы наши авиакомпании были конкурентоспособны, они должны быть в равных и правовых, и экономических условиях с западными конкурентами».

Не так все плохо

Компенсации, которые предусмотрены за задержку рейса пассажирам российских авиакомпаний, действительно значительно уступают тем суммам, что получают клиенты иностранных перевозчиков. И на внутренних рейсах рассчитывать на компенсацию международного уровня не приходится. Однако на внешних маршрутах крупнейшие отечественные авиакомпании, по сути, добровольно берут на себя повышенные обязательства и гарантируют такие же условия и компенсации, как и иностранные перевозчики. Такая щедрость продиктована конкуренцией с западными авиакомпаниями, поскольку их российские коллеги заинтересованы в том, чтобы иностранцы летали в их самолетах.

Что же касается пунктуальности, ведущие российские авиакомпании находятся выше большинства своих именитых европейских, американских и азиатских конкурентов, уверяет Олег Пантелеев. У них очень низкий уровень задержек, даже по мировой практике. Однако это не относится к некоторым авиакомпаниям второго эшелона. «Статистика Росавиации показывает, что есть аутсайдеры, которым нужно предпринять еще много усилий для того, чтобы подтянуть этот параметр», — замечет эксперт.

Но в целом сама система авиаперевозок построена так, что авиакомпании не заинтересованы в задержке рейсов, поскольку несут при этом существенные финансовые потери. «Допустим, пришел пилот, сел в самолет и у него пошло рабочее время, — приводит пример Роман Гусаров. — Если рейс задержали часа на четыре или больше, пилот просто обязан отказаться лететь, потому что есть санитарные нормы, и он понимает, что по этим нормам он уже не имеет права лететь, потому что его рабочее время закончится в полете. Понятно, что ему все равно заплатят за это сидение в самолете, а зарплата у пилотов большая. При этом надо будет вызывать сменный экипаж. И пошло, поехало. Это только один маленький фактор, по которому авиакомпании несут потери. Там целый комплекс может быть расходов из-за задержки. Не говоря уже о том, что перевозчик должен поить-кормить пассажиров, а в случае длительной задержки еще и обеспечить им гостиницу».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (1)

  • Игорь
    Игорь 22 января 2016

    В декабре летел в Волгоград "Аэрофлотом". Сперва рейс задержали поздним прибытием на час. Затем уже на ВПП самолет сломался, нас еще час держали внутри, пока лайнер отбуксировали на стоянку, потом еще два часа ждали замену. В сумме опоздали на 5 часов. Компенсация от авиакомпании составила 490 рублей :)

    Ответить
    0 +