+1
Сохранить Сохранено 7
×

Великому режиссёру Дэвиду Линчу исполнилось 70 лет


Великому режиссёру Дэвиду Линчу исполнилось 70 лет

Некоторые биографы Дэвида Линча рассказывают, что в детстве он испытывал нездоровое воодушевление от вида мёртвых животных и насекомых — и даже пробовал коллекционировать их бренные останки; с годами эта необычная страсть якобы перекинулась и на человеческие трупы, которые будущий режиссёр (опять же, якобы) любил рассматривать и фотографировать. В эти байки легко, конечно, поверить, насмотревшись фильмов маэстро, но сам он не устаёт удивляться, откуда вокруг него появляются подобные слухи.

Легенда гласит, что в день своего 15-летия в 1961-м году юный Дэвид принимал участие в проведении инаугурации президента США Джона Ф. Кеннеди.

Кадр из фильма Дэвида Линча «Синий бархат»

На вопрос, какой эпиграф он предпослал бы к собственному творчеству, Дэвид Линч однажды ответил: «Влюблённый в идеи». Именно идеям, по его словам, принадлежит первенство в кинематографе: Идея диктует в фильме всё, сценарий в свою очередь представляет собой последовательность упорядоченных идей. Задача режиссёра — перевести возникшие идеи на язык кино. Зависимостью от Идеи Линч объясняет и свою нелюбовь к импровизациям во время съёмок: случайность может увести в сторону от первоначального замысла.

Несмотря на очевидную «сновидческую» природу фильмов Дэвида Линча, сам он уверяет, что не использует свои сны в качестве источника для сюжетов, предпочитая фантазировать наяву. Также он отрицает влияние на его творчество наркотических средств.

Кадр из фильма Дэвида Линча «Голова-ластик»

Свой полнометражный дебют «Голова-ластик» Линч снимал в общей сложности пять лет — из-за постоянных проблем с финансированием. Премьера картины состоялась в марте 1977-го года.

«Человек-слон» — вторая полнометражная работа Линча — был назван лучшим фильмом 1980-го года Британской киноакадемией, получив также «Сезара» от Французской в иноязычной категории. Драма выдвигалась на премию «Оскар» в восьми номинациях, включая самую главную.

Дэвид Линч трижды включался Американской киноакадемией в пятёрку лучших режиссёров года: за фильмы «Человек-слон» (1980), «Синий бархат» (1986) и «Малхолланд Драйв» (2001).

Кадр из фильма Дэвида Линча «Дикие сердцем»

Звёздный пик Дэвида Линча — май 1990-го года. 21-го числа он получил главную награду в своей карьере — «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, присуждённую ему за картину «Дикие сердцем». А спустя два дня завершился показ первого сезона запущенного им совместно с Марком Фростом телесериала «Твин Пикс», мгновенно ставшего культовым.

Своё появление в «Твин Пиксе» в качестве шефа регионального бюро ФБР Гордона Коула режиссёр называет вынужденным: поначалу персонаж возник только в подмогу Кайлу МакЛахлену, герой которого отчитывался перед начальником по телефону. Восторга от своей актёрской деятельности Линч не испытал — но с тех пор всё-таки появлялся на экране ещё несколько раз.

Дэвид Линч в приквеле телесериала «Твин Пикс» — фильме «Твин Пикс: Огонь, иди со мной»

В начале 80-х Джордж Лукас предлагал Линчу завершить первую трилогию «Звёздных войн», поставив «Возвращение Джедая». Страшно даже представить, что было бы, если бы тот согласился.

Своим любимым режиссёром Линч называет Федерико Феллини. Перечисляя и некоторые другие имена из классического списка, он в то же время признаёт, что практически не следит за современным кинематографом, предпочитая заниматься собственными проектами.

Любимый писатель Линча (что неудивительно) — Франц Кафка, в творчестве которого режиссёр в первую очередь выделяет повесть «Превращение», начинающуюся, как известно, словами: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое».

Кадр из фильма Дэвида Линча «Человек-слон»

Линч признавался, что не пишет свои сценарии, а надиктовывает их своей ассистентке — просто потому, что сам не умеет печатать. Это же касается и его книги «Поймать большую рыбу», в которой он рассказал о своём опыте медитации.

Линч — страстный приверженец трансцендентальной медитации. Ею он занимается дважды в день на протяжении вот уже сорока лет.

Кадр из фильма Дэвида Линча «Малхолланд Драйв»

В 2006-м году Дэвид Линч получил почётного «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф.

Дэвид Линч увлекается фотографией и больше всего любит снимать обнажённых женщин («каждый раз появляется что-то новое») и заброшенные заводы («невероятное настроение и самые неожиданные фактуры»). Одна из его фотографий в 2008-м году легла в основу постера 61-го Каннского кинофестиваля.

Фрагмент официального постера 61-го Каннского кинофестиваля

В то время как некоторые режиссёры по старинке продолжают работать исключительно с плёнкой, Линч стал одним из первых классиков, окончательно и бесповоротно признавших цифровые камеры.

В возрасте девяти лет будущий режиссёр пел в хоре, после чего возненавидел пение, как ему казалось, на всю оставшуюся жизнь. Его отношение к собственному голосу изменилось после экспериментов с новомодными техническими «примочками» — и за последние пять лет Линч выпустил уже несколько сольных альбомов.

Кадр из анимационного сериала «Шоу Кливленда»

Голосом Линча говорит один из персонажей анимационного «Шоу Кливленда» — Гас, владелец бара «Сломанный стул», имеющий с мастером и внешнее сходство.

Линч пьёт по пятнадцать чашек кофе в день, а впервые закурил, по его признанию, где-то в семилетнем возрасте.

Склонный к метафорам, жизнь и смерть Дэвид Линч описывает следующим образом: «Вы едете на машине, но со временем она перестаёт заводиться. И тогда водитель выходит из машины». Пожелаем же замечательному режиссёру безотказной работы двигателя, безграничного запаса топлива да и попросту — прямой и солнечной дороги!

Кадр из фильма Дэвида Линча «Шоссе в никуда»


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)