+0
Сохранить Сохранено 7
×

Сладкая жизнь в России закончилась


Сладкая жизнь в России закончилась

Россияне отказываются от сладкой жизни в буквальном смысле этого слова. Потребление шоколада и шоколадных изделий в стране в текущем году заметно снизилось. И неудивительно, если учесть, что себестоимость их производства выросла на 50−80%, соответственно, и розничные цены начали кусаться. Таковы данные Центра исследований кондитерского рынка. Исполнительный директор этого экспертного объединения Елизавета Никитина рассказала «Ридусу» о том, почему так происходит, и какие кондитерские изделия сегодня предпочитают потребители.

«Ридус»: Что же творится с шоколадом в России?

Елизавета Никитина: Еще примерно пару месяцев назад мы отмечали снижение потребления шоколада и шоколадных изделий в России на 8−8,5%, и эта тенденция продолжается. Кризис углубляется, никаких предпосылок для изменения ситуации нет, поэтому и дальнейшее снижение тоже будет происходить, весь вопрос в том, как быстро. Тут есть два ключевых фактора. Первый — падение доходов населения. Поскольку кондитерские изделия и шоколад в частности не являются продуктами первой необходимости, когда встает вопрос об экономии, на них начинают экономить в первую очередь и отказываются от этих изделий. А если совсем лишить себя сладкого люди не готовы, переходят на что-то более дешевое, условно говоря, заменяют дорогой шоколад на печенье или вафли. Второй момент — подорожание самого шоколада и шоколадных изделий. Оно связано с девальвацией рубля: поскольку основное сырье закупается за границей за валюту, рублевые цены будут неизменно расти. На это накладывается подорожание самих какао-бобов в мире из-за негативных ожиданий по урожаю. В общем, все, что могло плохого случиться, происходит одновременно.

«Ридус»: Вы сказали, что снижение потребления шоколада, скорее всего, продолжится. А насколько еще оно может сократиться?

Елизавета Никитина: Примерно на 5% в 2016 году, если ситуация будет так же развиваться. При этом объем импорта шоколадных изделий с начала текущего года уже сократился в два раза и продолжает снижаться. Экспортные продажи шоколадных изделий российского производства тоже сократились, только не в таких пропорциях — примерно на 12% (в натуральном выражении за 9 мес. 2015 года и на 41,2% в стоимостном за тот же период). А вот российское производство ощутимо не упало, и это довольно парадоксальная ситуация. Дело в том, что наши производители одновременно стали закупать на 15−30% меньше какао-сырья, необходимого для выпуска шоколадных изделий. Поэтому, теоретически, при сохранении рецептур и ассортиментных линеек такими же, как они были в прошлом году, падение производства должно было бы составить 10−15%. Но этого не происходит. Можно сделать вывод, что сокращается непосредственно доля какао в шоколадных изделиях, а вес готовых изделий увеличивается за счет каких-то добавок: это могут быть орехи, сухофрукты, печенье, все, что угодно. Ну и также за счет фальсификации, использования вместо какао-сырья всевозможных заменителей, в частности, различных жиров, типа пальмовых.

«Ридус»: Новогодние праздники — период пикового спроса на шоколад. Что обещают текущие продажи?

Елизавета Никитина: Конкретных цифр пока не назову, потому что период еще не закончился, на последнюю декаду декабря приходится самый пик продаж, но предварительный анализ показал, что ассортиментные линейки значительно сократились. Есть риски того, что будет некоторая затоваренность, потому что производители, похоже, переоценили возможности кошелька россиян, тем более что происходит дальнейшая девальвация рубля, потребители еще более склонны экономить сейчас, и даже канун праздника не позволяет слишком сильно потратиться.

«Ридус»: Несколько месяцев назад прозвучало предложение расширить продуктовые санкции на импортный шоколад. Что слышно об этой инициативе, и могут ли, в принципе, подобные меры помочь российским производителям?

Елизавета Никитина: Я не слышала о том, чтобы такие разговоры продолжались на данный момент. Сама по себе эта инициатива смысла не имеет в силу сугубо экономических причин: импорт шоколада и так, как мы видим, сокращается. Более того, на импортные шоколадные изделия никогда не приходилось значительной доли рынка, доминирующее положение занимают российские производители — порядка 85%. К тому же они мало пересекаются с точки зрения ассортимента, поскольку импортные изделия в основном относятся к премиальным ценовым категориям, а российские производители по большей части работают с массовым сегментом. Так сложилось. И сейчас не происходит замещения выпавших объемов импорта с точки зрения ассортимента.

«Ридус»: Но есть же и российские премиальные бренды, например, «Конфаэль», «Коркунов»…

Елизавета Никитина: Я и не говорю, что их нет. Я говорю, что в подавляющем большинстве местные предприятия успешно работают в массовом сегменте, на котором и держится рынок. Премиальный шоколад — это относительно небольшой сегмент.

«Ридус»: Как изменились вкусы россиян за последнее время текущего кризиса, какие кондитерские изделия они сегодня предпочитают?

Елизавета Никитина: Собственно говоря, меняются не вкусы, а предпочтения с точки зрения возможностей кошелька. Идет переток в более дешевые виды сладостей. В частности, это мучные кондитерские изделия с длительными сроками хранения — различные упакованные печенья, вафли, пряники, сахаристые изделия типа пастилы и зефира, карамель, если говорить о конфетах. И, соответственно, меньше покупают такие виды кондитерской продукции, как шоколадные изделия или, например, торты с пирожными. Торты с пирожными не подорожали значительно, но в силу того, что их вес и стоимость достаточно высоки для разовой покупки, потребители просто переходят на более экономные форматы и варианты сладостей.

«Ридус»: На какие хитрости идут сегодня производители, чтобы сохранить цены на прежнем уровне или хотя бы избежать значительного подорожания?

Елизавета Никитина: Это может быть уменьшение веса упаковки готовой продукции, условно, не 100 граммов, а 90 граммов. Это может быть изменение рецептур в пользу более дешевых ингредиентов, как с тем же шоколадом. Тогда вес продукции будет прежний, а себестоимость — меньше. Вариантов, наверное, может быть много. Но в целом, насколько сейчас видно по ситуации на прилавках, скорее, идет переориентация в пользу более массовых, востребованных, гарантированно продаваемых продуктов. Никто сейчас не готов экспериментировать, выводить дорогие новинки с неизвестными перспективами по спросу.

«Ридус»: В Интернете попадается информация о том, что некоторые производители добавляют в подарочные наборы конфеты с просроченным сроком годности. Насколько это соответствует действительности?

Елизавета Никитина: У кондитерских изделий довольно продолжительные сроки годности, за исключением, наверное, тортов и пирожных, но там трудно подсунуть просрочку. Поэтому мне кажется, это несколько преувеличенная проблема, хотя, наверное, такое может быть, но не массово.

«Ридус»: Насколько вообще развито сегодня производство кондитерских изделий в России, насколько высока конкуренция, какие тенденции наблюдаются?

Елизавета Никитина: Достаточно хорошо развито, у нас представлены практически все сегменты, какие есть в мире, нет чего-то такого, чего нельзя было бы найти. Другое дело, что массовый спрос стабильно традиционен: население предпочитает мучную кондитерскую продукцию остальной, ее больше всего потребляется, соответственно, и производится в стране. Конкуренция тоже достаточно высока, в каждом регионе присутствуют как крупные кондитерские предприятия, так и небольшие, и отдельные пекарные цеха. До кризиса у рынка был неплохой потенциал. В Западной Европе, например, потребление кондитерских изделий намного выше среднероссийского уровня. И проблема не в том, сколько вы едите сладкого, а в том, что у нас пока еще не принято в массовом порядке следить за своим здоровьем, заниматься спортом. Поэтому в России безболезненно можно повышать объемы производства сладкого, если одновременно заниматься пропагандой здорового образа жизни.

Но это я говорю, абстрагируясь от экономических проблем. Понятно, что сейчас, в условиях снижения потребления, возможно и сокращение персонала на производственных предприятиях, и сокращение ассортиментных линеек, и сокращение объемов выпуска. Каждый будет решать проблему с рентабельностью своим способом. Кто-то будет подмешивать более дешевые заменители дорогих видов сырья, кто-то будет манипулировать упаковками, кто-то будут сокращать персонал, кто-то будет одновременно все это делать. Ситуация такая, что сложности неизбежны, и производственному сектору очень некомфортно в текущих условиях.

«Ридус»: Помимо кризиса, какие еще проблемы волнуют отрасль?

Елизавета Никитина: Не так давно ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) вышла с инициативой снижения таможенных пошлин на два вида какао-сырья — масло и пасту. Там в пределах 5% таможенная пошлина, но в силу того, что само по себе сырье достаточно дорогое, например, тонна того же масла стоит 7−8 тысяч долларов, пошлина, соответственно, тоже получается достаточно высокая. В какой-то степени ее снижение позволило бы, конечно, сократить издержки.

«Ридус»: Зато у России беспошлинная торговля с Казахстаном и Белоруссией, где тоже производятся сладости. Увеличивается ли сейчас импорт из этих стран?

Елизавета Никитина: Да вот и нет — совершенно не увеличивается, ни из Белоруссии, ни из Казахстана. Более того, по ряду позиций замечается снижение. Никакого заметного роста импорта в целом по кондитерской продукции не происходит. Никакого замещения выпавших объемов той же Украины тоже не происходит. Импорт падает пропорционально. Очень сильно падает импорт из Западной Европы и чуть менее заметно — из стран Таможенного союза. А вот экспорт мучных кондитерских изделий из России в страны — бывшие республики Советского Союза (это, кстати, основные покупатели нашей кондитерской продукции) даже немного растет — (на 17,7% за первые 9 месяцев текущего года в натуральном выражении, в стоимостном — падение на 20,8% за тот же период). Это связано с тем, что в соседних странах происходит ровно тот же самый тренд по переходу с более дорогих в сторону более дешевых сладостей. Но и это увеличение экспорта может сойти на нет с углублением кризиса. Чем больше будет снижение доходов, тем чаще человек станет отказываться от сладкого.

«Ридус»: А возможен ли полный отказ от сладкого в России?

Елизавета Никитина: Трудно сказать. Теоретически, наверное, да. Возможно, карамель останется, разные виды выпечки, совсем небольшой ассортимент шоколадных изделий. Но это мы уже совсем в какие-то апокалипсические прогнозы уходим. Поскольку ситуация очень нетривиальная, и все меняется прямо на глазах, давайте оперировать прогнозами хотя бы на год вперед, потому что дальше заглядывать бессмысленно.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (10)

  • Наталья
    Наталья 29 декабря 2015

    Ерунда. Не вижу людей, страдающих от недостатка шоколада. А вы знаете, что молочный, например, шоколад вреден?

    Ответить
    2 +
  • Nina
    Nina 29 декабря 2015

    Наталья, вы как-то с медициной связаны? Как-то вы, частенько, очень профессионально рассуждаете на медицинские темы.

    Ответить
    0 +
  • Наталья
    Наталья 29 декабря 2015

    а эти всякие батончики приводят к загустеванию крови и в дальнейшем к тромбам. Испытано и проверено. Но об этом молчат производители.

    Ответить
    0 +
  • снежок
    снежок 29 декабря 2015

    главное не есть батончики и тромбы вам не страшны!

    Ответить
    0 +
  • Наталья
    Наталья 29 декабря 2015

    иногда можно всё. "Всякое излишество - вредно".

    Ответить
    0 +
  • Наталья
    Наталья 29 декабря 2015

    это я в частности про шоколадную продукцию, потому как тема про неё.

    Ответить
    0 +
  • Бобринский
    Бобринский 29 декабря 2015

    Есть мнение, что шоколадные батончики могут спровоцировать астму у маленьких. Почему не знаю. Но даже простые люди уже замечают эту связь.

    Ответить
    0 +
  • Бобринский
    Бобринский 29 декабря 2015

    То, что продают у нас под маркой шоколадных конфет -- это оконная замазка, пластилин, ну что угодно, но только не. Как с колбасой и сыром -- сначала производитель химизмами подрывает доверие, а потом жалуется, что народ не берет. Нас на красивую упаковку уже не возьмешь!

    Ответить
    2 +
  • PS
    PS 29 декабря 2015

    Мы просто ВЕРНУЛИСЬ, после того, как сняли "розовые очки"! К тому, что всегда в России (СССР) было. Качество шоколада, по сравнению с советским - никакое, а цены....!!!!

    Ответить
    1 +
  • Wachtmeister
    Wachtmeister 03 января 2016

    По мне так пусть не будет шоколада вовсе. Равно как и конфет и всякой сахаросодержащей херни. Спасибо гейропейцам за санкции. Они помогают нам сберечь здоровье. Кушайте редьку-русский ананас. Квашеную капусту, огурцы, морковь, свеклу, баклажаны, болгарский перец, чеснок. А гейропейцы нехай жрут сахар!

    Ответить
    0 +