+1
Сохранить Сохранено 7
×

Россия рискует остаться без матрешек


Россия рискует остаться без матрешек

© Антон Тушин/Ridus.ru

В Москву приплыла зимняя сказка. В столичном Экспоцентре начала работу XIX выставка-ярмарка народно-художественных промыслов России «Ладья» — пожалуй, самый масштабный смотр достижений прикладного творчества.

Главная особенность этой выставки заключается в том, что помимо стандартного набора весьма многочисленных авторских изделий, которые можно найти на любых рождественских ярмарках и базарах, здесь наиболее полно представлены традиционные российские промыслы. И широко известные, и менее знаменитые. Так, редко встретишь человека, не слыхавшего про подмосковную деревушку Жостово, а вот про то, что Нижний Тагил славен не только суровыми мужчинами и мартеновскими печами, но и расписными подносами, знают далеко не все. Многие участники выставки приезжают в Москву только раз в году именно на «Ладью».

1
© Антон Тушин/Ridus.ru

Хохломская и городецкая роспись по дереву, гжельский, кисловодский и дулевский фарфор, дятьковский и гесевский хрусталь, ростовская финифть, вологодское и елецкое кружево, богородская и беломорская резьба по дереву, кубачинские ювелирные украшения, холмогорская и тобольская резная кость, скопинская и псковская керамика, торжокское золотое шитье, оружие златоустовских и тульских мастеров, художественное ткачество, вышивка… Всего, что представлено на этой ярмарке, не перечислишь. И география полная — от Москвы до самых до окраин, от Черного моря до Северного Ледовитого океана. Отдельными стендами здесь представлены и Крым, и Камчатский край, и практически все, что между ними.

Есть очень красивая легенда о том, как Бог, создавая мир, нес корзинку с промыслами, но споткнулся об Уральские горы и все рассыпал по России. Только официально в стране насчитывается порядка 100 предприятий, занимающихся выпуском подобной продукции, не считая частных мастерских. В том же Жостове знаменитые подносы делают практически в каждом дворе. Всего на выставке представлено 65 регионов и более полутора тысяч участников. Она занимает три обширных павильона, и внимательно изучить весь ассортимент даже за целый день абсолютно нереально.

2
© Антон Тушин/Ridus.ru

Но большинство прославленных промыслов сосредоточено в первых двух залах. Некоторые, как, например, золотошвейные мастерские из Торжка, занимают большие площадки в центре зала, другие скромно ютятся в уголке. Впрочем, даже там их сложно не заметить. Вот расцвела своим буйством красок причудливая Абашевская игрушка — яркие сине-красные олени с многоярусными ветвистыми рогами и какие-то звери, отдаленно похожие на драконов, непонятно как залетевших на русскую землю.

Посетитель, который чудом умудрится попасть на «Ладью», ничего не зная об этом виде прикладного искусства, может сразу составить себе некоторое представление о нем: прямо напротив входа расположилась собственно выставочная часть — экспозиция наиболее известных промыслов от организатора мероприятия — Ассоциации промыслов России. Напротив нее — «Город мастеров», где можно собственными глазами понаблюдать, как рождаются эти произведения и даже поучаствовать в процессе.

3
© Антон Тушин/Ridus.ru

Но посетители, в основной массе своей, предпочитают все-таки ярмарку и устремляются вперед за покупками. Традиционный ажиотаж на зимней «Ладье» вызывают елочные игрушки, фарфор, керамика — у этих стендов всегда не протолкнуться. «На „Ладье“ в прошлом году я купила 70% новогодних подарков», — делится воспоминаниями одна из посетительниц.

Увы, ярмарочный ажиотаж вовсе не является свидетельством того, что промыслам в России нынче хорошо живется. Вовсе даже наоборот! «Кризис мы переживаем трудно, — сетует представительница Свердловской области. — Тагильская роспись подносов еще как-то держится, а вот туринская деревянная игрушка загибается — пытаемся спасти, но вытягивают ее всего два человека на голом энтузиазме». Игрушки, о которых идет речь, занимают небольшую витрину — вставшие навытяжку солдаты царских времен. На вопрос о том, пользуется ли эта гвардия спросом у потребителей, собеседница отвечает утвердительно, но добавляет, что на одних ярмарках все равно не выехать, необходимы куда более серьезные маркетинговые усилия для продвижения промыслов. А на это, в свою очередь, нужны деньги.

4
© Антон Тушин/Ridus.ru

Проблемы отрасли обсуждались не только в кулуарах, но и в рамках деловой программы выставки. Без помощи государства промыслам никак не обойтись, уверяют ее участники. На сегодняшний день главным камнем преткновения является вопрос страховых взносов во внебюджетные фонды, рассказал заместитель председателя правления Ассоциации «НПХ России» Виктор Гохман. В 2016 году они составят 30%, в 2017-м — 34%. Исключением станут лишь малые предприятия, работающие по упрощенной налоговой схеме (для них до 2018 года страховые взносы будут составлять 20%). Это повышение — очень тяжелое для отрасли, отмечает эксперт.

По его словам, законодательно изменить ситуацию невозможно, поскольку это противоречит задачам долгосрочного развития пенсионной системы. Единственный вариант — установить субсидии предприятиям народных промыслов на частичное покрытие страховых платежей во внебюджетные фонды или даже на уплату зарплат. Благо прецеденты имеются: правительство предусмотрело подобную схему для автопрома. По мнению представителя ассоциации, народные промыслы такой поддержки заслуживают ничуть не меньше, чем автомобили. И что еще немаловажно — это поможет сохранить рабочие места. А с этим в отрасли и так все очень напряженно.

5
© Антон Тушин/Ridus.ru

Промыслы сейчас, по сути, выживают, неоднократно говорил в интервью председатель правления Ассоциации «НХП России» Геннадий Дрожжин: падают объемы производства, примерно в десять раз сократилась численность мастеров и художников. Зарплата в отрасли весьма невысока — в среднем около 10−15 тыс. рублей, и молодежь практически не идет, перенимать секреты мастерства некому. За последние 20−25 лет Россия уже потеряла порядка пятидесяти предприятий народных промыслов. Ими сегодня просто невыгодного заниматься. А ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры.

Еще лет пять лет отчаянной борьбы за выживание, и мы лишимся этого богатства, сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Невысокие зарплаты заставляют мастеров уходить с официальных предприятий в индивидуальное творчество. Они по-прежнему занимаются тем же делом, но уже на дому. Промыслы при этом вроде бы и продолжают развиваться, но рискуют далеко уйти от традиционных канонов.

6
© Антон Тушин/Ridus.ru

Оказавшись на выставке, первым делом иду к стенду дымковской игрушки, чтобы купить фигурку кошки в коллекцию, точно помня о том, что на одной из предыдущих выставок такую видела, но ее увели буквально из-под носа. «Да не может этого быть! — восклицает мастерица. — В традициях дымковской игрушки отдельных фигурок кошек никогда не делали, разве что на руках у барыни». Но буквально напротив кошка обнаруживается, и к лапке тоже привязан ярлык «Дымковская игрушка», и витрина расположена на той же «Улице Кировской области», которая субсидирована муниципальным властями. Правда, эта кошка не приглянулась. А экземпляр в коллекцию был куплен в результате у стенда фабрики холуйской лаковой миниатюры, где тоже практически вся деревня занимается одним ремеслом. «Кто не расписывает, тот продает», — пояснил улыбчивый продавец, упаковывая мой выставочный трофей.

7
© Антон Тушин/Ridus.ru
8
© Антон Тушин/Ridus.ru
9
© Антон Тушин/Ridus.ru
10
© Антон Тушин/Ridus.ru
11
© Антон Тушин/Ridus.ru
12
© Антон Тушин/Ridus.ru
13
© Антон Тушин/Ridus.ru
14
© Антон Тушин/Ridus.ru

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (2)

  • Nbveh
    Nbveh 18 декабря 2015

    Исчезнут? Туда им и дорога, останутся экспонатами в музее, или кто-то ещё ходит в лаптях?

    Ответить
    9 +
  • Lialia2012
    Lialia2012 18 декабря 2015

    Зато китайские поделки-подделки бессмертны и вездесущи. Жаль, что так.

    Ответить
    2 +