+0
Сохранить Сохранено 7
×

Обзор кинопремьер: училка-самурай и Макбет-убийца


Обзор кинопремьер: училка-самурай и Макбет-убийца

На этой неделе российские премьеры сравнялись по счёту с американскими: четыре полных метра против четырёх; от нас бонусом — мультипликационный альманах, от них в довесок — копродукция. Но догнав количественно — догнали ли качественно?.. И тут слово, как это обычно и бывает, не только за критиками, но в первую очередь за зрителем — который не словом, а рублём проголосует так, как позволят ему вкус, желания и патриотическая закалка.

Трейлер фильма «Иерей-сан: Исповедь самурая»

Неприличным вопросами — можно ли считать кино о защите православия плохим в художественном отношении? — мы уже задавились в связи с новым «хитом» от режиссёра Егора Баранова и идеолога (назовём эту многогранную личность так) Ивана Охлобыстина «Иерей-сан: Исповедь самурая». Вопросы иного рода возникают при просмотре фильма «Райские кущи» Александра Прошкина. Именитый мастер взял за основу отличную пьесу (летом мы писали, почему её упоминание в связи с этим фильмом признано правообладателями нежелательным), но пересказал её новым языком (при помощи хорошего сценариста Александра Родионова), с учётом реалий нынешнего времени — и с отменными актёрами в главных ролях: Евгением Цыгановым и Чулпан Хаматовой (вновь вместе после «Детей Арбата»), в компании с Дмитрием Куличковым, Виталием Хаевым, Агриппиной Стекловой и Ангелиной Миримской…

Трейлер фильма «Райские кущи»

Но — не получилось. Или получилось не ахти. Не так, чтоб прошибало, не так, чтобы безоглядно можно было каждому посоветовать. Скорее даже — плохо получилось, фильм не трогает и не запоминается. И вот как тут?..

В одном случае мы имеем дело с размашистой, даже богатой, но совершенно пресной (если не сказать — циничной) попыткой сыграть на национальной идее; в другой — с благородной, но вялой, а потому неудавшейся попыткой рассказать о поколении, удачно взлетевшем по социальной лестнице, но забывшем по пути про совесть. Замыслы оба раза были, в принципе, достойны воплощения; как же так случилось, что результат смотрится с такой болью?.. И с болью не за персонажей (что как раз было бы хорошо), а за себя как за зрителя…

Ещё одно испытание прекрасным — «Училка» с Ириной Купченко в роли учительницы, вынужденной взяться за оружие: ученики довели.

Трейлер фильма «Училка»

Социальная тематика, да ещё связанная с проблемами образования, явление в нашем кино сейчас крайне редкое, что уже выводит ленту за рамки привычного набора из комедий и ужастиков. Смущает, правда, послужной список режиссёра Алексея Петрухина, в качестве сценариста-актёра-продюсера прошедшего путь от «Сматывай удочки» до «Вия». Но разве не говорится, что кто старое помянет, тому?.. Всякое могло быть; куда важнее, о чём художник думает сегодня, какие проблемы его заботят, какие пути их решения он видит. Глядишь, и «Училка» поднимет общероссийскую дискуссию, как до неё это сделала телевизионная «Школа»…

На фестивале «Окно в Европу» жюри присудило Ирине Купченко Гран-При — не фильму, а именно актрисе (подобный прецедент в Выборге уже был), звезде советского кино, неожиданно вернувшейся на большой экран не в проходной, а в заглавной роли. Подобное также случается нынче совсем не часто — и скорее был отмечен этот факт сам по себе, а уж картина оказалась как бы поводом к награде. Но тем не менее — совсем уж плохое кино так отмечать постеснялись бы.

Также упомянем, что в фильме наряду с Купченко задействованы Роза Хайруллина, Анна Чурина, Алиса Гребенщикова и Андрей Мерзликин.

Трейлер фильма «Зелёная карета»

Он же, Мерзликин, но уже на первом плане — в «Зелёной карете», создатели которой выбрали любопытный способ попадания на другой, самый престижный в России фестиваль отечественного кино.

Объяснив, что на празднике всегда есть место сюрпризу, Дмитрий Астрахан передал спецприз «За веру в предлагаемые обстоятельства» … актёру Андрею Мерзликину. Но не успело удивлённое «за что?!?» разрастись в возмущение, как сам Мерзликин объяснил со сцены, что в данную минуту весь зрительный зал оказался бесплатной массовкой: то были съемки фильма «Зелёная карета», в котором он играет знаменитого режиссёра, в настоящий момент переживающего минуту славы. «Этот эпизод снят!», — заявил Мерзликин под горячие аплодисменты зала, легко согласившегося с таким «розыгрышем».

Спустя год, уже как само собой разумеющееся, картину показали на «Кинотавре» после церемонии закрытия. Рассказ же здесь идёт об успешном режиссёре, переживающем личную трагедию; переоценка ценностей происходит мучительно… «Жизнь — это совсем другое кино», — гласит слоган ленты, в которой также сыграли Виктория Исакова, Анна Чиповская, Женя Малахова, Владимир Меньшов, Сергей Юшкевич, Ян Цапник и Андрей Леонов. Режиссёр — Олег Асадулин, известный по фильмам «Фобос. Клуб страха», «Корпоратив», «Тёмный мир: Равновесие» да сериалам «Корабль» и «Закрытая школа». Судя по всему, «Зелёная карета» для него — прорыв в области драматического кинематографа.

Выставка отечественных достижений венчается девятнадцатым выпуском «Мульта в кино» — вступающем, правда, в жёсткую конкуренцию с новым диснее-пиксаровским потенциальным «шедевром» «Хороший динозавр».

Трейлер мультфильма «Хороший динозавр»

Сюжет мультфильма основан на дружбе юного бронтозавра с человеческим детёнышем — только с любопытным перевёртышем: как говорит режиссёр Питер Сон, «это классическая история о мальчике и его собаке, только в нашем случае роль мальчика играет динозавр, а роль собаки — мальчик». Легендарный Джон Лассетер, выступивший на картине в качестве исполнительного продюсера, отмечает:

«Хороший динозавр» — одна из самых эмоциональных картин из тех, над которыми я работал. Он забавный и увлекательный. {…} Этот мультфильм отличается от всего, что мы делали раньше. Это особая картина.

Учитывая оглушительный успех «Мира Юрского периода» (велоцирапторы, птеродактили и тираннозавры будут и здесь), а также немеркнущую репутацию «Пиксара», за прокатную судьбу этой ленты можно не волноваться.

Трейлер фильма «Виктор Франкенштейн»

Для детей, которые уже выросли — и выросли вместе с Дэниэлом Рэдклиффом, — «ужастик» «Виктор Франкенштейн», в котором бывший Гарри Поттер играет горбуна Игоря, помощника легендарного учёного (Джеймс МакЭвой), проводящего страшные эксперименты на стыке Жизни и Смерти. Очередную фантазию на темы, заданные некогда Мэри Шелли, осуществил режиссёр Пол МакГиган, вписавший своё имя в историю лентами «Счастливое число Слевина» и «Одержимость» (2004-го года) и пять лет назад вдохнувший новую энергию в историю про Шерлока Холмса (в уже культовом британском телесериале).

Слоган этой картины — «Монстр создал монстра» — неожиданно (уж так совпало с премьерными датами) перекликается со слоганом «Кровь порождает кровь», презентующим ещё одну вариацию классического сюжета, на сей раз шекспировского. «Макбет» (Великобритания — США — Франция) — едва ли не самый «звёздный» участник майского каннского конкурса: кровавую супружескую пару сыграли Майкл Фассбендер и Марион Котийяр, Дункана — Дэвид Тьюлис, Банко — Падди Консидайн, Макдуфа — Шон Харрис.

Пересказывать ли сюжет, чтоб вы вспомнили, какие страсти объединили этих персонажей в XI веке?.. Напоминать ли про пророчество ведьм и про двинувшийся на замок Бирнамский лес?.. Или ограничиться более понятным нынешнему молодому поколению сравнением с «Игрой престолов» — в том плане, что Джордж Мартин вдохновлялся именно этим произведением Шекспира более чем каким-либо другим?.. Измена и предательство, похоть и пороки — согласитесь, великая трагедия о воине, павшем жертвой собственных амбиций, по-прежнему не теряет своей актуальности…

Трейлер фильма «Макбет»

Тень войны в окружающем Макбета мире, то, как он на неё реагирует, как он оказывается продуктом войны и как война отражается на его амбициях и стремлении стать королём — всё это показалось мне очень интересным с точки зрения того, как герой замещает некую травму или потерю чем-то подобным же. {…} Макбет — просто изнурённый солдат, страдающий от последствий какой-то душевной травмы. Мы также допускаем, что в их с Леди Макбет жизни уже случались какие-то потери. Это становится очень интересно в той части, которая связана с пророчествами и убийством короля; происходит освобождение этих двух героев в том смысле, что они оказываются способны действовать сообща как пара.

Такова позиция австралийского режиссёра Джастина Курзеля, рискнувшего своей экранизацией бросить вызов таким мэтрам как Орсон Уэллс, Акира Куросава и Роман Полански, предлагавшим зрителю свои версии в ХХ веке. 

Если Марион Котийяр за кровавые деяния своей героини получит очередную номинацию на «Оскар», то компанию ей вполне может составить Эмили Блант, на долю которой нравственных мучений выпало не меньше. Шутка ли: после всяких там влюблённых девочек, простывших секретарш и даже молодой королевы Виктории — в 32 года вдруг неожиданно (и, возможно, уже окончательно) закрепиться в амплуа «женщины с ружьём»! В «Убийце» — встык за «Гранью будущего» и отчасти за «Петлёй времени» — Блант играет рвущегося в бой агента ФБР, снимающую бронежилет лишь в редкие минуты передышки и выслушивающую от напарника шутки по поводу морально устаревшего лифчика. Психологической нагрузки на образ это, впрочем, совсем не снимает — но подробнее об этом уже было рассказано в отдельно вышедшем материале, повторяться не будем. Разве что вновь отметим, что «Убийца» близок «Макбету» ещё и по участию в том же конкурсе Каннского кинофестиваля — хотя жюри во главе с братьями Коэнами предпочло не отмечать призами ни ту картину, ни эту.

Трейлер фильма «Убийца»

Парад американских работ («Макбет», правда, британский, но создан в копродукции) завершает «Визит» М. Найт Шьямалана, также уже удостоенный отдельного разбора; упустим сейчас и его. Европа же представлена шведской комедией «Всё включено 2: Галопом по Европам» (реж. Ханнес Холм) — она должна была выйти в наш прокат аж год назад, но премьеру в последний момент перенесли — да и сейчас непонятно, состоятся ли сеансы на самом деле. Так и представляется толпа ожидающих: ну когда же, когда мы узнаем о новых приключениях той дружной и полюбившейся нам семейки?!. Если уж отложится всё и на этот раз, то потом вспоминать больше не будем.

Но вот ещё одна копродукция — Великобритании с Канадой: «Как изменить мир» (реж. Джерри Ротуэлл), документальный рассказ о зарождении «Гринписа», организации, которая уже не одно десятилетие борется за сохранение экологии на нашей планете. Но подняты здесь и другие вопросы, более прагматичные и зачастую даже не касающиеся самого главного — например, легко ли в сей праведной борьбе остаться самим собой, честным и порядочным человеком…

Трейлер документального фильма «Как изменить мир»

И под конец обзора — быть может, самая приятная из новинок: «Аргентина» от прославленного мэтра Карлоса Сауры (Аргентина — Франция — Испания). Выдающийся режиссёр известен, разумеется, в первую очередь своими игровыми картинами, но здесь следует вспомнить его работы иного рода: «Танго», «Фадо» и «Фламенко, фламенко» — не столько исследующие, сколько представляющие заявленную в заголовке музыкальную культуру. Точно так же и его новая лента показывает культуру далёкой от нас страны через песни и хореографию — и это удовольствие для истинных гурманов.

Трейлер фильма «Аргентина»


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)