Астрономы увидели необъяснимое явление в космосе

Группа астрономов Европейской южной обсерватории под руководством Энтони Боккалетти обнаружила в пылевом диске вокруг одной из звезд созвездия AU Microscopii в 32 световых годах от Земли загадочные быстродвижущиеся волнообразные структуры.

Астрономы сумели зафиксировать уникальное явление благодаря новому высококонтрастному приемнику SPHERE, установленному на телескоп VLT в 2014 году.

Изначально группа специалистов намеревалась найти в протопланетном диске, окружающем звезды AU Microscopii, неоднородности, которые указывали бы на процесс образования планет. Однако при рассмотрении снимков оказалось, что в диске присутствуют объекты, напоминающие рябь на воде. Эти объекты движутся со скоростью в 40 тысяч километров в час.

При сравнении полученных снимков с изображениями, сделанными космическим телескопом «Хаббл» в 2010—2011 годах, необычный феномен подтвердился.

Ученые установили, что «рябь» не могла возникнуть в обычной протопланетной туманности. Они уверены, что волны заставляет двигаться неизвестный фактор. Однако причины обнаруженного явления астрономам пока не ясны, сообщает Nature.

Исследователи предположили, что причиной космического феномена стало столкновение двух массивных астероидов, при котором возникло большое количество пыли. Данная пыль двигается по спирали из-за гравитационных нестабильностей системы.

В то же время научное сообщество склоняется к выдвинутой астрофизиком Гленом Шнайдером теории о том, что явление обусловлено регулярными вспышками на звезде: «AU Mic является очень активной звездой. Она испускает сильные, непредсказуемые вспышки. Одна из таких вспышек могла вызвать на одной из планет вокруг звезды (если они вообще имеются) зачистку околозвездного вещества, которое теперь движется через диск на волне вспышки».

Теперь группа ученых намерена продолжить наблюдения за загадочными волнами, задействовав крупнейший радиотелескоп ALMA в Чили.