+0
Сохранить Сохранено 7
×

Жизнь рокерши сложна и печальна


Жизнь рокерши сложна и печальна

В российский прокат одновременно выходят две картины — «Рики и Флэш» и «Эми», в центре которых — женщины, которые поют. Фильмы разные — начать с того, что один игровой, а другой документальный. В одном все прописанные в сценарии драматические ситуации разыгрывает слаженный ансамбль заслуженных артистов, другой рассказывает о реальной судьбе и построен исключительно на фотографиях, хронике и городских пейзажах. И обе ленты заслуживают, конечно, отдельной рецензии. Но всё-таки общность темы позволяет их сопоставить.

«Рики и Флэш» (Ricki and the Flash)

США, реж. Джонатан Демме, в ролях: Мэрил Стрип, Мэми Гаммер, Кевин Клайн, Рик Спрингфилд, Одра МакДональд, Себастьян Стэн.

Сайт фильма

Рики — это сценический псевдоним Линды, которая некогда ушла из семьи ради музыки, оставив троих детей бывшему мужу. С тех пор их встречи с матерью были редки, воспитание мальчиков и дочки взяла на себя мачеха. Карьера Рики, впрочем, ограничилась единственным диском, а сейчас она вместе с группой под названием «Флэш» поёт вечерами в провинциальном калифорнийском баре, но не свои песни, а чужие — от Тома Петти и Брюса Спрингстина до Пинк и Леди Гаги. Днём же она работает кассиршей в супермаркете, давно выучив наизусть все продуктовые штрих-коды. Стоило ли оно того?.. Об этом ей вновь предстоит задуматься, вновь воссоединившись с семьёй на короткое время.

Трейлер фильма «Рики и Флэш»

«Эми» (Amy)

Великобритания, реж. Азиф Кападиа, документальный.

Сайт фильма

Эми Уайнхаус формально рокершей не назовёшь — она пела ритм-н-блюз, джаз и соул, но стиль её жизни и манера поведения под это определение, несомненно, попадают. По словам её продюсера, уже в восемнадцать «у неё был стиль 65-летней джазовой певицы, которая знала, как петь», а коллега-пианист уверяет, что «ей нужна была музыка, словно это был человек, за которого она готова была умереть». Но у золотой медали была и оборотная сторона: антидепрессанты она начала принимать с тринадцати, травка помогала ей при написании песен и перед концертами. Переход на более существенные наркотики случился благодаря бойфренду, который намеревался попробовать в жизни всё — и уже в девять лет резал себе вены. После церемонии «Грэмми», ставшей её величайшим звёздным часом, Эми призналась лучшей подруге: «Без наркотиков так скучно…»

Трейлер документального фильма «Эми»

«Рики и Флэш» - новый фильм Джонатана Демме, постановщика легендарного «Молчания ягнят», чьи работы в последние годы доходят до нашего проката крайне нерегулярно (напомним также о «Филадельфии» и «Рэйчел выходит замуж»). Автор «Эми» — Азиф Кападиа, ранее поставивший отличную документалку «Сенна», герой которой, кстати, тоже закончил трагически. Мэрил Стрип представлять, конечно, не надо — и можно лишь добавить, что на сей раз она играет в дуэте с собственной дочерью Мэми Гаммер. Популярность Эми Уайнхаус в России относительна, но поклонников её таланта у нас, не стоит сомневаться, всё-таки много.

Рекомендовать обе ленты можно, но всё-таки не без сносок. Главное достоинство игровой заключено в её жанре: драма давно уже стала скорее исключением в нашей репертуарной сетке — и хотя бы за передышку от шумных блокбастеров следует благодарить и авторов, и прокатчиков, и кинотеатры. Основным же минусом документальной картины можно назвать, пожалуй, её ориентацию исключительно на фанатов покойной певицы: если вы не знаете, что такого она пела, вряд ли вы поймёте это из фильма, ставящего биографические данные выше творческой составляющей.

Неровностей хватает и там, и там, скучных моментов тоже. Есть, разумеется, и выигрышные сцены — и всякий раз они музыкальные. Песенные куски удаются как Мэрил Стрип, так и Джонатану Демме с видимой лёгкостью — изрядно поднимая, понятное дело, настроение в зале. А когда Эми записывает в студии «Back to Black» — мурашки пробегают по коже. Однако назвать фильмы «событиями» с чистой совестью не получается — таковыми их сделают разве что реклама, людской «сарафан» да кассовые сборы.

Фрагмент из документального фильма «Эми»

Но вне зависимости от этого затронутая здесь тема никуда не денется. В «Рики и Флэш» есть сцена, где героиня Мэрил Стрип открытым текстом проговаривает мораль: приём достаточно топорный, но характерный для тех работ, чью неоднозначность, мало ли, могут неправильно истолковать легкомысленные зрители. В перерыве между песнями Рики вдруг заводит разговор о разнице между отцами и матерями и вспоминает Мика Джаггера, который нарожал детей от разных жён — и остался при этом героем. Но поставьте на место мужика-рокера её, представительницу слабого пола, возжелавшую также, как и он, петь со сцены, — и общественное мнение моментально переменится на противоположное. Женщине ради песен уйти от своих детей непозволительно, мать должна оставаться матерью — и забыть о праве на свою собственную жизнь. Потому так мало, наверное, в мире музыки по-настоящему отвязных солисток — рано или поздно они все погружаются в семейную бытовую трясину…

Если всё же легкомысленно, но кратко резюмировать тот монолог, его суть — своеобразный перевёртыш знакомой ситуации: имеет ли баба право на загул? Оба фильма не то что не отвечают на данный вопрос, а просто и довольно бесстрастно показывают последствия, предоставляя сделать выводы уже самим зрителям — как жаждущим петь женщинам, так и окружающему их обществу.

Ролик о музыке в фильме «Рики и Флэш»


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (7)

  • Дмитрий
    Дмитрий 10 сентября 2015

    Фильму о величайшей певице нашего времени, оставившей в наследство, к сожалению, лишь два элпи да две двенашки с бисайдами делают знаковыми лишь "реклама, людской «сарафан» да кассовые сборы", my ass. Подружка Эми, обозначенная в рецензии, - лучшая блюз-дива последних сорока лет - Бет Харт? Документалки, все же, оцениваются иначе, чем художка, включая байопики

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 10 сентября 2015

    Величие Эми Уайнхас несколько спорно - но именно тут я спорить не буду. Выделенные же вами строки касаются непосредственно фильма - и лично мне он не показался выдающимся. Хотя согласен с вами, что оценивать документальное кино теми же средствами, что и игровое, не совсем правильно. Но опять же - это мое мнение. Фильм о выдающемся человеке не обязательно сам по себе необычайно хорош. Насчет подруги - я не уверен, что упомянутые мною слова были обращены к той подруге, которую вы имеете в виду. Может, я был невнимателен, но мне показалось, что они были адресованы подруге молодости. Хотя она, может, тоже "лучшая" и пр.

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 11 сентября 2015

    Бет Харт и есть подруга молодости, вместе пили и торчали, вот только Харт сумела соскочить. О величие Эми и спорить глупо, именно она вернула соул в моду, придумала неосоул и т.д. и т.п. Даже Тони Бенетту было за счастье спеть с ней дуэтом. При этом, в отличие от других соул-див, она сама писала и музыку, и тексты. ее величие признается всеми ведущими музыкальными критиками мира независимо от вкусов.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 11 сентября 2015

    вы сам фильм уже посмотрели? давайте о нём здесь говорить, а не о музыке

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 11 сентября 2015

    Да, поставил ему 8 по 10 балльной шкале. Главную мысль Эми реж сумел протащить сквозь весь фильм: "You should be tougher mum, you're not strong enough to say stop." Amy Winehouse. Похоже, именно по этой причине матери Эми кино и не пришлось по нраву

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 11 сентября 2015

    Хотя, скорее всего, моя оценка тоже не совсем адекватна, ибо я большой поклонник её таланта.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 11 сентября 2015

    Дмитрий, я очень благодарен вам за эти комментарии, которые помогут мне лучше оценить творческую сторону певицы - то, что, как мне показалось, недостаточно ярко выражено непосредственно в фильме. Может быть, вам имеет смысл написать о фильме свой материал - в качестве полемики с моим? Любой взгляд на любое произведение искусства субъективен - я поделился своим, кинокритическим, вы поделитесь своим - музыкальным. Причем поводом к материалу может быть не столько сам фильм, сколько день рождения Эми, отмечаемое в эти дни.

    Ответить
    0 +