В сибирской мерзлоте найден неизвестный вирус-гигант

© pnas.org

Ученые из России и Франции обнаружили новый тип гигантского вируса, законсервированного в вечной мерзлоте на северо- востоке Сибири.

Находку отнесли к категории гигантских вирусов, так как Mollivirus sibericum имеет длину 0,6 микрона, напоминая бактерию. В отличие от большинства обычных вирусов, его можно разглядеть в оптический микроскоп. Это четвертый древний вирус, обнаруженный с 2003 года.

Во французской Национальной академии наук (PNAS) заявили: «История о гигантских вирусах началась в 2003 году. Mollivirus sibericum стал четвертым типом гигантского вируса, найденным на одном и том же участке вечной мерзлоты. Все эти четыре вируса имеют различные структуры, размеры, геномы и циклы репликации. Их происхождение и способ эволюции являются предметом множества противоречивых гипотез».

Теперь специалисты намерены разморозить вирус, который около 30 тысяч лет пролежал на глубине 30 метров в чукотской тундре.

Как сообщает Daily Mail, ученым уже удалось частично оживить его, используя в качестве носителей амеб. «Нескольких частиц вируса, способных инфицировать, при наличии благоприятной среды будет достаточно, чтобы возродить сам патогенный вирус», — объяснил участник исследовательской команды Жан-Мишель Клавери.

Оживив найденный образец вируса, биологи установили, что Mollivirus sibericum насчитывает более 500 генов, при этом внутри у него сохранились нетронутые образцы ДНК.

Клавери предостерег от активной индустриализации арктических регионов, которые представляют интерес из-за минеральных ресурсов.

«Без необходимой предосторожности есть риск, что однажды мы разбудим какие-нибудь вирусы вроде оспы, которую считали искорененной», — заметил профессор.