+0
Сохранить Сохранено 7
×

Сторонники строительства храма в Москве и местные жители готовы примириться


Сторонники строительства храма в Москве и местные жители готовы примириться

© Андрей Гулютин/Ridus.ru

Конфликт из-за постройки храма в Лосиноостровском районе столицы, вышел на завершающий этап. У сторонников и противников строительства есть шанс прийти к компромиссу, но стороны весьма упрямы.

Противостояние длится уже почти два месяца. Местные жители, сагитированные разнообразными общественно-политическими силами, выступили резко против начавшегося строительства храма в парке «Торфянка», что на Изумрудной улице. Впрочем среди местных есть и те кто — за. Обе стороны, естественно, утверждают, что большинство именно на их стороне.

Конфликт знаковый. По такому же сценарию развивается каждое строительство в рамках столичной программы «200 храмов». И с одной, и с другой стороны — примерно одни и те же силы, прикрывающиеся интересами местных жителей. 

Но именно в «Торфянке» сражение приобрело общегородские масштабы, а в информационном плане вышел даже на всероссийский уровень.

Стороны противоборства

Численность противников примерно одинаковая. Сторону РПЦ в конфликте отстаивают движение «Сорок сороков» и казаки. Основу противников строительства составляют активные блогеры, в частности, постоянная участница любых протестных акций Марина Веригина. Блогеров и местных поддержали активисты КПРФ и «Яблока», плюс представители десятков карликовых организаций за экологию и против застройки города, например, движение «За парк». 

Разумеется, местные жители тоже принимают участие в противостоянии, и как уже отмечено выше, с двух сторон. Более того, подобно конфликту в Донбассе «Торфянка» разделила даже семьи. Автор этих строк был свидетелем того, как дочь стояла за забором среди защитников строительства, а пожилая мать — проклинала вместе с митингующими противниками точечную застройку, местные органы власти и РПЦ.

Представителя горкома Компартии (справа) не пускают на митинг противников храма, среди которых члены КПРФ

© Андрей Гулютин/Ridus.ru::::

В компартии, кстати, тоже случился раскол «по линии храма». Несмотря на то, что местный актив КПРФ является одной из основных сил протеста, внутри партии немало и сторонников строительства. Представителя КПРФ Николая Мишустина, который хотел высказаться в поддержку возведения церкви, не пропустили на митинг протеста.

Стоит ли добавлять, что каждая из сторон конфликта обвиняет противников в политической ангажированности и материальной заинтересованности.

Методы борьбы

Противники храма в «Торфянке» развернули вокруг забора, которым огородили место будущего строительства, палаточный лагерь, и провели уже целый ряд акций протеста, на которые собирались сотни участников со всей Москвы и даже из-за ее пределов. Сторонники храма проводят регулярные показательные субботники, спортивные мероприятия, а так же регулярно молятся. 

Иногда противостояние выливается в мелкие потасовки, а однажды молодые сторонники храма собрали православных старушек, одели их в экипировку для единоборств, и предложили противникам сразиться с бабушками кулачном поединке «стенка на стенку». Оппоненты вызов не приняли, но протест не прекратили.

А на перформанс бабушек оппоненты ответили театрализованным представлением.

Противники строительства храма, по утверждению сторонников, постоянно пускаются на провокации, например, как-то пытались засадить периметр будущего строительства кустарниками, чтобы потом рассказывать, как строительная техника уничтожает лесонасаждения. Так же протестующие перекрыли въезд ассинезаторным машинам.

Спортивный журналист Андрей Малосолов оказался очевидцем того, как один из организаторов палаточного протеста кричала под камеру: «Кто потерял крест?», который до этого вынула из собственного кармана.

Сторонники строительства противопоставляют этому яркие преформансы. Даром, что активный участник движения «Сорок сороков» Иван Катанаев некогда был учредителем Fratria, неформального союза болельщиков ФК «Спартак». Опыт стадионных акций у него немалый. Участие в «спартаковском движе» и довольно скандальный выход из него дали повод оппонентам утверждать, что Катанаев имеет во всем этом деле корыстный интерес.

Кроме того, Катанаева теперь поддерживает его оппонент во Fratria Василий Степанов, известный в фанатских кругах, как «Киллер». Раньше, известно, они враждовали. а теперь союзники — наверняка, по мнению противников, в этом кроется какой-то подвох, правда, какой именно, никто так и не сказал. 

Вася «Киллер», кстати, действительно вместе с семьей приезжал поддержать строительство, и даже далкороткое интервью «Ридусу» на сей счет. 

Аргументация

Сторонники строительства храма утверждают, что церквей в округе не хватает — ближайшие — на Ярославке и Яузе — в дни праздников не могут вместить всех желающих. Противники не согласны, и считают что зданий для справления культа достаточно.

А если и не достаточно, то все равно, нельзя возводить церковь среди лесонасаждений, которых в Лосинке и без того не густо. Лосиный остров, конечно, солидный массив, но находится на удалении, несмотря на производное от него название района.

Местные жители передают из рук в руки план строительных работ в «Торфянке», указывают на границы проектирования и ужасаются, что большая часть парка уйдет под храм.

Сторонники настаивают, что местных вводят в заблуждение: граница проектирования это не более чем профессиональный термин, а границы участка под учреждение культа не превысят 20 соток — он отмечен на схеме сиреневым цветом, и об этом прямо говорится в постановлении столичного правительства.

Противники беспокоятся, что вместо парка появится огромное сооружение размером чуть ли не с Храм Христа Спасителя, а сторонники строительства настаивают, что это будет небольшая деревянная часовня.

Впрочем, главнейший аргумент противников в том, что строительство провели без надлежащих общественных слушаний, а если слушания и были, так никого о них не уведомили.

Правовая сторона вопроса

Собственно, вопросу законности проведения общественных слушаний, ну, и вообще, согласования с обществом строительства храма, и посвящен в основном «закулисный» спор в этом конфликте. 31 июля состоялось заключительное судебное заседание, в ходе которого истцы из числа противников строительства отозвали заявление. По мнению движения «Сорок сороков», «клевета истцов на органы исполнительной власти несостоятельна», и судебная победа очевидна.

Секретарь райкома КПРФ Наталья Кутлунина в комментарии «Ридусу» рассказала, что точка в деле еще не поставлена. По ее словам, оказалось, что общественные слушания по поводу постройки храма, которые действительно были проведены, касались другой территории, пусть и неподалеку. «Потому мы и отозвали иск, ведь нет предмета спора, но это не значит, что строительство законно, — резюмировала Кутлунина. — Прокуратура на нашей стороне».

Исход конфликта

Но в любом случае, теперь спорить действительно не о чем. РПЦ отказалась от строительства в «Торфянке». Сейчас подыскивается новое место под постройку храма, которое устроил бы всех. На вопрос «Ридуса», будут ли протестовать в случае, если церковь будет возводиться не в парковой зоне, секретарь райкома КПРФ ответила, что ни в коем случае. Против храмов как таковых никто не выступает. «Мы против строительства в парке исключительно», — подчеркнула Наталья Кутлунина.

Вместе с тем оппоненты продолжают настаивать, что коалиция противников строительства храма ставит своей целью именно политическое раскачивание ситуации.

«За процессами богоборчества стоят люди, которым нужна дестабилизация в стране, — считают в движении „Сорок сороков“. — Мы видели и слышали, как сторонники партии „Яблоко“ открыто называли себя сторонниками майдана, активисты КПРФ открыто призывали к революции и не повиновению властям, а активисты ЛГБТ-движений, по сценарию цветных революций, раздавали на митинге 9 июля розовые ленточки. Все местные жители, которых в начале конфликта запугали ложью об отобранном у них парке и скорой вырубке всех деревьев, давно разошлись. Остались только те, кому не нужен никакой мир, им нужны потрясения и политические очки, они пришли в „Торфянку“ делать майдан».

Потому, по словам сторонников строительства храма, они никуда не уйдут из парка, пока не будет определено новое место под учреждение культа. Причем, не абы какое, а «подобающее строительству русского православного храма, чтобы храм мог стать не только духовным, но и образовательным и культурным центром микрорайона, расположиться в наиболее доступном для людей месте».

Наталья Кутлунина, ознакомившись с заявлением выше, возмутилась: «Это продолжение войны». Противники строительства, по ее словам, тоже никуда не уйдут, пока в парке не снимут строительный забор.

Таким образом, обе стороны готовы к компромиссам, но никто не собирается первым прекращать конфликт. «Ридус» в свою очередь выражает готовность стать площадкой для примирения.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (14)

  • vlandin
    vlandin 09 августа 2015

    Россия сошла с ума. Мода строительства храмов затмила разум. Мода, а не потребность.

    Ответить
    0 +
  • бубновый valet козырный
    бубновый valet козырный 09 августа 2015

    Это ты так думаешь тебе бы супермаркет лишний бы нужен

    Ответить
    0 +
  • Dudikoff
    Dudikoff 09 августа 2015

    Хорошо, что отказались от строительства. А всяких представителей радужной лиги , Яблока и прочих --дорасов лучше не пускать близко, только пиарятся.

    Ответить
    1 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 09 августа 2015

    Зашибись аргументация у автора - все кто против строительства храма это белоленточники, коммуняки и вообще пидоры, а за храм - сплошь святые люди и мученики за веру

    Ответить
    0 +
  • Андрей
    Андрей 10 августа 2015

    Приведите хоть одну МОЮ цитату об этом. Понимаю, Вас огорчает, что мы дали высказаться не только той стороне, которую поддерживаете, но и оппонентам. По Вашей логике, как понимаю, их лучше заткнуть, причем на всегда.

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 10 августа 2015

    Это следует из контекста Вашего репортажа. Вы отстаиваете интересы никонианцев. Сомневаюсь, что бы Вы с таким же рвением выступили на защиту строительства истинно праославного старообрядческого храма. Вас неплохо научили манипулировать сознанием аудитории - но сейчас не 85 год и на такое уже ни кто не покупается. И не надо мне приписывать своё желание заткнуть оппонентов - вот уж в моих комментариях об этом нет ни слова!

    Ответить
    0 +
  • Андрей
    Андрей 11 августа 2015

    А по-моему из моего текста очевидно, что в РПЦ явно что-то мухлюют и с общественными слушаниями и проектом строительства. О ЛГБТ и белоленточниках говорят сторонники строительства - цитаты в тексте расставлены. Сам я ни разу мнения не выразил, но здесь выражу. Я местный житель, не раз заходил в гущу событий. Противники храма ведут себя как мрази. И если б не поведение противников храма, я бы был среди противников. Но в один ряд с мразями (за редким исключением - вот к Наталье Кутлуниной из КПРФ отношусь с большим уважением, например) вставать не желаю. Потому действительно, возможно в чем-то Вы и правы, я как мог дистанцировался от конфликта, но до конца видимо не смог. Далее, по второй части Вашего заявления. Разборки никониан со старообрядцами мне всегда до лампочки были, я хоть и крещенный православный, но не воцерковленный. Впрочем. спасибо и на том что за Амворсия фон Сиверса не агитируете вместе с ИПХ.

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 11 августа 2015

    Мне ваши религиозные разборки тоже до лампочки - я атеист. В общем для объективности правильнее было бы дать репортажи представителям обоих противоборствующих сторон. Например Валерий Марксович Смирнов с Красновым в передаче "На самом деле" очень неплохо раскрыли тему строительства "гундяевок" на примере аналогичного противостояния в своём районе.

    Ответить
    0 +
  • Андрей
    Андрей 12 августа 2015

    Так чего ж вы за старообрядцев агитируете, если атеист? Это, как импотенту о сексе рассуждать. ну, а насчет "правильнее было бы дать" - слово дано, как представителями 40-ка 40-ков, так и представителям КПРФ.

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий
    Дмитрий 12 августа 2015

    Вот и дали бы слово и тем и другим в качестве отдельного репортажа каждого - а не в Вашем изложении их слов и без Ваших комментариев. А то прямо как голос Карузо в исполнении Рабиновича получается! А что это Вы сами так к старообрядцам "не ровно дышите"?

    Ответить
    0 +
  • наталья
    наталья 10 августа 2015

    Грамотная статья, Андрей молодец! Объективная картина – слово представили обеим сторонам. Читала о конфликте в 2-х газетах, а подруга, проживающая рядом, реальный участник событий, ибо с 1 стороны православная, а с другой – у неё уже 1 маленькая дочка, а сейчас 2 ребёнка ждёт – т.е. мы сейчас там бывает гуляем с детьми и строительство нам бы помешало, а с другой, там реально православных храмов нет почти… Но суть в другом – в том, что благоразумие возобладало (хотя и крайних радикалов с обеих сторон было предостаточно). Многих удивляли воинствующий православные активисты, но с другой стороны – от активистов-яблочников таких боевых действий никто не ждали (они же как бы либеральных взглядов в теории, якобы приверженцы ненасильственных методов.) Чего стоит эпизод с депутатом, которого люди пригласили выступить в качестве оппонента, а зарвавшийся ведущий, решивший что он царь/бог/император со своей свитой, так и не дал ей микрофон (не смотря на просьбы более свободолюбивых людей, призывавший не устраивать судилище без права оправдания.) Очевидно, что у власти есть воля разрулить ситуацию – не пустили дело на самотек, приглашали протестующих на беседу, чтобы выслушать их мнения и доводы, заморозили стройку до решения суда! Дай бог, чтобы в итоге все разрешилось миром – и парки зеленели и храмы стояли… Главное, чтобы эта история научила нас в будущем быть терпимей и уважительней друг другу, тогда, глядишь, и конфликтов таких не будет вовсе.

    Ответить
    1 +
  • Гена
    Гена 11 августа 2015

    На самом деле, скорее бы уже все решили, а то уже все эти митинги и стояния надоели… В последнее время с соседями постоянно эту тему обсуждаем, так вот один из хороших знакомых сказал, что многие, кто в палатках сидел уже порядком подустали. Судя по последним материалам из СМИ, вроде подвижки наметились. Будем надеяться, что лед тронулся и порядок в парке скоро наступит. Как я понял, для храма будут подбирать другое место.

    Ответить
    0 +
  • Тимур
    Тимур 12 августа 2015

    Мне понравилась характеристика одной из блоггерш как: "постоянная участница любых протестных акций")) может и жестко но так и есть! А по факту: не понимаю, кому ТАК сильно мог мешать небольшой храм? Но понимаю другое: это отличный повод для всех попиариться перед выборами. Тут и думать не надо, почему оживились все.

    Ответить
    0 +
  • Илья
    Илья 12 августа 2015

    Мда уж, раскачали ситуацию заезжие «вечно протестующие», которым по барабану против чего и где, главное быть против. Хорошо, что храм переносят в другое место, надеюсь, что скоро конфликт разрулится

    Ответить
    0 +