+3
Сохранить Сохранено 7
×

«Шишкин отдыхает»: искусство копии на ММКФ


3 0 748

«Шишкин отдыхает»: искусство копии на ММКФ

«Ларисина артель»

Россия, реж. Елена Ласкари, документальный.

Сайт фильма

В конкурсе документального кино 37-го Московского кинофестиваля Россию представляет сильная, интересная и трогательная лента Елены Ласкари «Ларисина артель». Все мы видели пейзажи и натюрморты, которыми торгуют уличные художники — кто на Арбате, кто возле ЦДХ, кто где-нибудь в переходах. Но задумывались ли мы о том, как создаются эти уличные и зачастую безымянные шедевры?.. Что стоит за ними, какие труды и муки?..

Режиссёр показывает талантливых рязанских художниц, которые когда-то мечтали о признании, но сейчас, когда уже поздно (сорок и выше), когда им надо просто выживать, они проводят свои дни в монотонном копировании чужих картин. Мастерства у них не отнять: рисуют так, что просто загляденье. Берёзки в снегу, котята, цветы, рощицы летом — красиво. Проблема лишь в том, что картины идут у них сплошным потоком: есть план, который необходимо выполнить, и главное, над чем стоит задуматься, — не творческие нюансы, а размеры холста. Хотя нельзя не признать, что эта работа не лишена определённого вдохновения: четыре Кремля за день на одной технике так просто не нарисуешь, а Шишкина без любви в кратчайшие сроки не скопируешь.

Марина, Света, Наташа, Ира, Оля, Света, Валя — все они сидят в одной мастерской; Сергей в коридоре пилит фанерные листы. Женщины смеются между делом над покупателями: кто-то просит берёзку нарисовать не кривую, а прямую, кто-то — стереть подпись (мол, что это там лишнее написано?..). Иногда переживают: «Сколько краски уходит, сердце кровью обливается». Работы выше крыши, но зарабатывают они так себе, даже удивительно.

Кадр из фильма «Ларисина артель»
1
Кадр из фильма «Ларисина артель»

Сама Лариса рисовать не умеет, а потому командует, организовывает, упаковывает. И размышляет на камеру: почему просят «пейзаж поярче»? — «Может, жизнь серая». «Почему популярность такая? Ковры сняли!» — стало быть, надо что-то на стену повесить. И хотя говорит: «Мы несём культуру в массы», — произведениями искусства продукцию своей артели не считает: «Интерьерные картины», — не более.

Но людям и правда нравится: мужик, заказывая на юбилей жены копию «Утра в сосновом лесу», вздыхает, осматривая готовые полотна: «Шедевры». А принимая заказ, восторженно обещает стать отныне постоянным клиентом («творцы» комментируют: «Это успех и признание»), уверяя потом собеседника по телефону: «Шишкин отдыхает». Кстати, на своей версии картины Валя и подпись ставит свою, кажется.

А почему бы и нет? В финале героини приезжают в Москву и неспешно бродят по Третьяковской галерее, в лупу разглядывая то, что и так не раз ими уже скопировано. И откровенно комментируют: «Краску-то они экономили, жиденько писали». Отмечая дорабатываемые ими недочёты великих мастеров, они честно подводят итоги: «То, что там нарисовано, у нас бы не прокатило. Нам бы вернули половину работ, которые висят в музеях». Потому как полутона — это не для уличной торговли, народу нужна абсолютная чёткость — и чтобы всё было понятно.

Отличный фильм, спасибо и героиням, и авторам.

Режиссёр Елена Ласкари и отборщик ММКФ Григорий Либергал
2
Режиссёр Елена Ласкари и отборщик ММКФ Григорий Либергал
© Пресс-служба ММКФ

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)