+1
Сохранить Сохранено 7
×

Культурное преступление: как маньяки-вандалы поглумились над искусством


1 1 1945

Культурное преступление: как маньяки-вандалы поглумились над искусством

Раннее утро, служанка отодвигает полог кровати и робкое солнце врывается в комнату спящей красавицы. Радостная Даная приподнимается навстречу свету, протягивает руку вперед, и вдруг на ее томимое наслаждением лицо выливается литр серной кислоты…

Краски не то плывут, не то горят. Тело, написанное с голландки, современницы Рембрандта, теряет округлость форм, плачет деревянная фигурка скованного амура у изголовья кровати…

Ровно 30 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта «Даная» подверглась нападению сумасшедшего вандала, который облил холст серной кислотой, а после дважды нанес удары ножом.

Тем психом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, он был схвачен на месте, а позже — отправлен в психиатрическую больницу. Говорят, перед нападением он прокричал «Свободу Литве!», после судебного разбирательства его признали шизофреником и отпустили…

"Даная"
1
"Даная"
© wikipedia.org

Воскресшая Даная

Когда прикоснуться к прекрасному одним лишь взглядом — мало, изощренные «ценители» искусства придумывают иные методы взаимодействия с ним. Так и вандал, надругавшийся над Данаей. Теперь «госпитализированная» после жестокого нападения картина обречена на жизнь со шрамами на эмали полотна и на сердце героини.

Культурные умы долгие годы после инцидента спорили о том, что подтолкнуло Майгиса к столь нечеловечному поступку. Одни утверждали, что это нелюбовь к великому автору, другие обвиняли его в непринятии сюжета, третьи, и вовсе, считали, что на лицо неразделенная любовь к героине картины. Сам он, впрочем, заявлял о «политических мотивах»… Установить истинные причины поведения шизофреника — тяжело, поэтому не будем тратить на это время.

Картину после насилия реанимировали всем миром: первая помощь пришла от сотрудников «Эрмитажа»: набрав в рот воды, они опрыскивали ею тело любимицы. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда.

После завершения основного этапа реставрации поврежденной картины Рембрандта "Даная".
2
После завершения основного этапа реставрации поврежденной картины Рембрандта "Даная".
© Рудольф Кучеров/РИА Новости

Сильнее всего из-за кислоты пострадала важнейшая часть картины — фигура Данаи. Полотно повредилось на 30%, в таких случаях о восстановлении уже речи не идет, но отказаться от шедевра Рембрандта и похоронить его в архивах — было недопустимым.

Рембрандтовскую живопись решили воссоздать. Над полотном трудились ведущие специалисты Эрмитажа. Для ее восстановления были собраны шесть лучших копий картины, одна из них — «Даная» Врублеля — одного из выдающихся живописцев середины XIX века. Еще одна копия, написанная неизвестным студентом императорской академии художеств в конце девятнадцатого века, была также максимально близка к подлиннику. С неё практически заново писали оригинал, после трагической истории.

Реставрация длилась в течение полутора лет, но окончательно завершилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году. С тех пор Даная живет новой жизнью, но, по мнению некоторых ценителей искусства, в теперешней картине больше нет тех чувств, которые закладывал художник, рисуя свою Данаю.

Еще одна работа Рембрандта, приглянувшаяся вандалам — «Ночной дозор». В разное время ее пытались испортить три раза.

Рембрандт "Ночной дозор"
3
Рембрандт "Ночной дозор"
© wikipedia.org

Джоконда в броне

Пожалуй, самая известная в мире картина выдающегося Леонардо да Винчи на протяжении стольких десятилетий не дает покоя горячим головам ценителей искусства. Ее похищали, на ней спали, ее уродовали…

Мона Лиза не раз подвергалась нападкам и покушениям. В 1911 году из парижского Лувра портрет был похищен. Спустя два года во Флоренции вор по имени Винченцо Перуджия объяснил свой поступок желанием восстановить справедливость, вернув Италии украденный Наполеоном I шедевр.

Борец за справедливость, впрочем, не торопился возвращать картину итальянским культурным фондам, а наслаждался ею сам, спрятав под матрац, на котором спал.

После того, как Джоконду вернули в Лувр, больше ее никто не похищал. Зато над ней глумился не один вандал…

В 1956 году мужчина облил самую дорогостоящую картину мира кислотой. В результате нижняя часть полотна была несколько повреждена. В этом же году выходец из Боливии бросил в «Мону Лизу» камень.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
4
Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
© wikipedia.org

Спустя двадцать лет на выставке в Токио японский безумец попытался облить картину краской, но защитное стекло спасло шедевр. После этого случая «Мону Лизу» поместили уже в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла, заполненный гелием.

В 2009 году в Лувре наша соотечественница бросила в Джоконду керамическую кружку, однако «оружие» разбилась о защитный экран. Есть версия, что подобным образом россиянка попыталась отомстить французским властям за то, что ей было отказано в получении гражданства.

Сегодня творение Да Винчи находится под специальным бронированным стеклом, чтобы не случилось беды…

Иван Грозный убивает своего сына, а его — вандалы

Известная картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына» тоже подвергалась нападкам недовольных. Александр III, конечно, не вандал, однако, когда он увидел полотно на выставке, приказал сию минуту его снять. Приказ был выполнен на все время царствования императора.

Репин «Иван Грозный убивает своего сына»
5
Репин «Иван Грозный убивает своего сына»
© wikipedia.org

Акт вандализма над и без того печальным полотном состоялся 16 января 1913 года: двадцатидевятилетний иконописец-старообрядец Абрам Балашов нанес ей три удара ножом. После происшествия, тогдашний хранитель Третьяковской галереи Е. Хруслов, узнав о вандализме, бросился под поезд, а художнику Илье Репину пришлось писать лица героев полотна заново.

Осужден за ненависть к искусству

В 1988 году в Мюнхене были повреждены кислотой три картины Альбрехта Дюрера. Преступником оказался душевнобольной Ханс-Йоахим Больманн. «Вандальничать» он начал после того, как освободился из тюрьмы, где провел пять месяцев.

Больманн нанес искусству материальный ущерб на 270 миллионов марок. На его «счету» около 60 облитых кислотой произведений живописи и графики, в том числе несколько шедевров мирового уровня. Больманн был трижды осужден за ненависть к искусству: в 1988 году в Мюнхене его приговорили к двум годам тюремного заключения с последующим содержанием в психиатрической клинике, после второго приговора в 1990 году он был отправлен в психиатрическую лечебницу в Гамбурге.

Ханс-Йоахим Больманн
6
Ханс-Йоахим Больманн
© wikipedia.org

Русский против Малевича, американец против Пикассо

В одном амстердамском музее русский художник Александр Бренер изуродовал неугодную его эстетическому мироощущению картину Казимира Малевича «Супрематизм». На полотне он нарисовал зеленой краской знак доллара, за что получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно.

К счастью, краска оказалась легкосмываемой и «Белый крест» был очищен реставраторами. За свой вызов Малевичу и искусству русский художник получил не только наказание, но и добрую долю известности и даже одобрения.

Похожая история случилась в музее американского города Хьюстон в 2012 году. Парень решил внести в полотно Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле» 1929 года новых красок и пририсовал к композиции матадора, убивающего быка. Сразу после инцидента картина была доставлена в отдел реставрации, следы преступления были качественно удалены реставраторами.

Пабло Пикассо "Женщина в красном кресле"
7
Пабло Пикассо "Женщина в красном кресле"
© NichoDesign/flickr.com (CC BY ND 2.0)

Избиение Давида

Знаменитое полотно итальянского мастера Оттавио Ваннини (1640 год) «Триумф Давида» также подвергалось гонениям со стороны вандалов. Давид, который держит голову Голиафа в своих руках, в 2007 году в одном из музеев штата Миннесота (США) был «побит» посетителем. Мужчина, увидев картину, стукнул кулаком со всей силы по нарисованному лицу героя, пробив тем самым в картине большую дыру. На этом он не остановился: сорвал полотно со стены и начал топтать его ногами.

В свое оправдание американец, задержанный на месте преступления, сказал, что сильно расстроился, увидев картину...

На этой неделе стало известно, что международные эксперты обучат работников российских музеев приемам борьбы с вандализмом, кражами и терактами. Заграничные специалисты расскажут, как снизить риски повреждения или уничтожения культурных ценностей.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (1)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 15 июня 2015

    Как интересно. В этой *новости* раскрываются интересные свойства художественных симулякров (образов в искусстве), живущих в ОИЧ (общем инфопространстве человецей). В том числе связь симулякров с их материальной составляющей, на которой они закодированы. В данном случае красками на холсте. И первая особенность такая: один трансцендентный симулякр (например нематериальный образ Данаи, созданный Рембратом) может иметь бесконечное множество материальных носителей. Если один носитель повредится, образ останется зафиксированным на остальных копиях. Тут главное, что бы копии были максимально точными. Вторая особенность. Воспринимать технически совершенную копию, дабы мысленно проникнуть за забор, отделяющий реал от ОИЧ (общего инфопространства человецей), что бы трансцендентно встретиться и пообщаться с образом (симулякром), бывает порой приятнее, чем делать то же самое с подлинником. Из чего постигаем, что *ценность* подлинников, когда имеется множество технически совершенных копий, сильно преувеличена. На самом деле ценен нематериальный образ, а не то материальное, на чём он изображён. Кто не верит, сходите в любой музей и приглядитесь. Думаем, что Вас, сначала, постигнет страшное разочарование, а потом разберёт смех. Смех над идиотами, отдающими сумасшедшие бабки за *подлинные произведенья искусства*.

    Ответить
    0 +