Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Большой Детский Хор: в современном мире бесплатно даже петь невозможно

25 мая 2015, 15:16 | Лина Гусева
Свернуть описание Показать описание

24 мая 2015 года в честь Дня Славянской Письменности уже традиционно Большой сводный хор заставил петь всю Красную площадь.

На сцене две тысячи человек слились в одни голос, а многотысячная публика подхватила полюбившиеся на протяжении десятилетий песни. Такого воодушевляющего единства на главной площади столицы давно никто не видел: «Сегодня все подпевали, — говорит участница БДХ, — это невероятно ощущения, когда всего за 3 дня репетиций нам с другими, входящими в состав Большого сводного хора, исполнителями удалось стать одним целым. А когда я услышала, как поют все, пришедшие послушать нас, у меня даже мурашки побежали по телу! Но на сцене каждый получает больше удовольствия, чем страха перед многотысячной аудиторией». Надо сказать, что выступление действительно не оставило равнодушным никого — незнакомые друг с другом люди обнимали друг друга, улыбались, дети танцевали и дарили друг другу воздушные шарики, все пели!

© Антон Тушин/Ridus.ru

В середине двух тысяч выступающих стоят детишки из Большого детского хора (БДХ) им. В. С. Попова. В этом году БДХ отмечает 45-летний юбилей: в 1970 БДХ был основан как детский коллектив. До сих пор уникальная школа Виктора Сергеевича соединяет в одном из старейших среди ныне существующих российских детских хоров до трехсот лучших голосов Москвы. За годы существования, БДХ получили множество премий и наград, неоднократно становились победителями международных конкурсов — буквально, в минувшем году привезли из Праги золотые медали по всем номинациям.

© Антон Тушин/Ridus.ru

К сожалению, привозить почетные призы и любовь всего мира становится сложнее и сложнее. Несмотря на то, что единственным строгим правилом с момента основания хора остается бесплатное обучение, что позволяет отбирать действительно талантливых детишек, возможностей проявлять и развивать себя у них остается все меньше и меньше.

Дело в том, что «Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио СССР» потерял юридический статус практически сразу после ухода из жизни своего создателя и величайшего руководителя на протяжении 38 лет В. С. Попова. Теперь от статуса неформальной инициативной группы «БДХ», ребят отделяет только несколько государственных заработных плат (чуть выше минимальных) и созданный в марте нынешнего года Фонд помощи. Фонд, к слову, тоже личная инициатива руководства: директора, художественного руководителя и концертмейстера БДХ.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Как бы ни было печально, в современном мире даже петь бесплатно становится все труднее. Лучший хор России находится практически в состоянии разрухи. Тем не менее, с помощью энтузиазма преподавателей, родителей и многочисленных выпускников хора, любви к музыке, сплоченности коллектива и непоколебимом желании детей петь — БДХ до сих пор существует и привозит из Европы золотые медали.

«В прошлом году мы не смогли принять участие в конкурсе в Риге. Потому что очень много талантливых детей растет в необеспеченных семьях. Они, порой, не могут себе позволить даже привозить ребенка 3 раза в неделю в центр города на репетиции. А уж собрать группу из тридцати человек в заграничную поездку за счет родителей, тем более сложно. Хор — это партия. Если, например, сопрано готовы поехать, а альты не могут — поездка отменяется, - поделился с нами генеральный директор Фонда помощи БДХ им. Попова Юрий Балашов, — Но в Ригу нас все равно пригласили на особых условиях — как эталон. Чтобы мы показали, как ндолжен звучать хор».

Генеральный директор Фонда помощи БДХ им. Попова Юрий Балашов.
Генеральный директор Фонда помощи БДХ им. Попова Юрий Балашов.
© Лина Гусева/Ridus.ru

Последние 30 лет занятия БДХ проходят в средней общеобразовательной школе № 1113 с музыкальным уклоном. Администрация школы, слава богу, платы за аренду не берет, но, ввиду этого, позволяет себе отменять репетиции, когда классы нужны самой школе. Постоянно просит произвести какой-то мелкий ремонт за свой счет (которого нету): то обшивку на сидениях поменять, то еще что-то, если дети хотят продолжать заниматься на «безвозмездной» основе.

© Антон Тушин/Ridus.ru

«Мы создали Фонд, чтобы получить юридический статус. Во-первых, это позволит иметь возможность предоставлять „корочки“ по окончании обучения. Одаренным детям не придется выбирать между музыкально школой, где их заставляют заниматься и БДХ, куда они стремятся. Некоторые ребята, которых родители забрали в „школы с дипломами“, продолжают иногда приходить к нам на репетиции, потому что здесь есть уникальная атмосфера, культурная традиция. Это — не просто обучение, это — воспитание, — рассказывает Юрий Балашов, — Также мы надеемся восстановить все утерянные документы об истории создания хора. Хотим попробовать получить авторские права на те песни, которые писались специально для нашего хора. Это тоже может оказать влияние на организацию поездок, создание новых проектов, сочинение песен, аранжировок, привлечение хореографов, пошив костюмов, аренду звукозаписывающих студий. На все это нужны деньги, а у нас их нет».

© Антон Тушин/Ridus.ru

Песни БДХ знакомы каждому: «Крылатые качели», «Трус не играет в хоккей», «Голубой вагон», «Лесной олень», песни крокодила Гены и Красной шапочки и многие-многие другие. Эти композиции воспитывали нас и продолжают воспитывать в наших детях патриотизм, характер, культуру, дух, готовность к подвигам.

За всю историю хора (45 лет!), ни один воспитанник не был привлечен к уголовной, административной или любой другой ответственности. Дети сильно отличаются от своих сверстников: высокая самоорганизация, командный дух, забота о младших — этому никто не учит, в них это взрастает самостоятельно.не учит, в них это взрастает самостоятельно. И это также одна из традиций коллектива, которая сохраняется и проходит через все поколения участников БДХ.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Практически все родители, чьи дети унаследовали музыкальные таланты, приводят их в Большой Детский Хор. Есть случаи, когда уже третье поколение получает «воспитание В. С. Попова».

© Антон Тушин/Ridus.ru

«Мы столько гастролировали, дружили с ребятами из разных городов и стран, делились опытом. А наши дети только слушают и облизываются, - рассказывает Кудрова Виктория, ученица Виктора Сергеевича. — Преподаватели у нас были полиглотами — потому что жили хором. В каждой стране мы исполняли песню на локальном языке. Хотя иногда и приглашали специальных педагогов, чтобы поставить произношение. Многие даже начинали самостоятельно учить понравившийся язык. Была серьезнейшая поддержка государства. Нас отправляли на международные конкурсы и конкурсы СССР — мы боролись за возможность поехать. Не было ни одних каникул, чтобы коллектив хора не выезжал на гастроли и в дальние уголки нашей Родины и на Всесоюзные комсомольские стройки. На память пришел рассказ, как группу хора направили для выступления в глухое северное поселение, где даже никакого рояля или пианино не было. Сначала поселенцы, у которых было и криминальное прошлое, не хотели ничего слушать, ведь «мурки» в программе не было, а потом девушки запели экспромтом популярные песни тех лет. И как запели! К концу концерта поселенцы готовы были слушать любую музыку из уст певцов БДХ, в т.ч. и классические произведения — так их к культуре приобщали! Если плохо учились, нас из хора отчисляли за неуспеваемость по основной образовательной программе, так что приходилось успевать везде. Все наши гастроли были для наших родителей бесплатными. Если у нас были многочасовые записи на радио, телевидении или концерты затягивались, то администрация хора обеспечивала нас и обедами или чаем с пирожными. Поэтому, мы никогда не задумывались о социальном статусе детей, которые пели рядом с тобой. Все дети и из малоимущих семей тоже могли участвовать на равных по всех проектах БДХ. Летом продолжали репетировать в лагерях, каникул в хоре быть не может. У нас был свой музыкальный корпус — все Черное море пело с нами! Вообще, это — уникальное время было. До сих пор продолжаем общаться, встречаться, вечера выпускников устраиваем — а меня в БДХ в 1972 году привели! В пять лет отдала дочку в БДХ, сейчас ей пятнадцать. Все переживала, что у ребенка детство отняла, а она мне говорит: мол, ты что, мама! Ты мне самое лучшее подарила!»

© Антон Тушин/Ridus.ru

По радио каждый, знакомый с творчеством детского российского хорового пения, может отличить воспитанников школы Попова от любого другого хора. Почему? Все дело в уникальной программе. Не существует никакой методики — это звучание передается от преподавателя к ученику через ощущения. Сегодня в БДХ преподают воспитанники самого Виктора Сергеевича Попова. Именно поэтому родители наблюдают в своих детях самих себя много лет назад — с той же любовью и самоотверженностью.

© Антон Тушин/Ridus.ru

«Если существование хора прекратится однажды — мы с ребятами все равно найдем возможность встречаться и петь вместе. Но такого, как БДХ, едва ли, можно найти — чтобы желание петь было!», — переживает Васина Лиза, нынешняя воспитанница БДХ, 15 лет.

«Хочу связать жизнь с музыкой, поэтому хожу дополнительно в музыкальную школу на классы фортепьяно. Там детей заставляют заниматься. А в хоре правильно преподносят музыку. Учат не только как петь, но и помогают понять, о чем мы поем, рассказывают историю композиции, настроение. И получается не просто песня, а радостное или грустное, но сопереживание. Музыка, вообще, развивает — у нас сформировался не просто дружеский, а родственный коллектив без градации по возрасту. В школе о таком никто из нас не слышал даже».

© Антон Тушин/Ridus.ru

Дети мечтают продолжать традицию Попова, разделить ее со следующим поколению, когда вырастут. Преподавать, поводить мастер-классы в других городах и странах, как это делал основатель Хора. Им хочется поддерживать и развивать других детей, которые в этом нуждаются. Сегодня, благодаря родительскому и преподавательскому энтузиазму, ребята имеют возможность приезжать и помогать детям-инвалидам поверить в себя, обрести смысл жизни:

© Антон Тушин/Ridus.ru

«Это парамузыкальный фестиваль. Мы аккомпанируем, а солируют дети с ограниченными возможностями, — рассказывает Лиза, — для них это очень важно! Некоторые, из-за своей болезни, забывают, что у них есть все, чтобы наслаждаться жизнью — это голос! А мы помогаем им об этом вспомнить. И, вы знаете, это работает! Однажды, родители не могли собрать деньги, чтобы организовать нам поездку на этот фестиваль в Подмосковье. Тогда мы, пока несколько часов ехали на электричке с предыдущих гастролей, решили заработать сами — начали петь и собирать деньги. Заработать необходимое количество денег нам, конечно, не удалось, только втык от руководителей. Но родители впечатлились, напряглись и организовали поездку к детям, которые нас ждали».

© Антон Тушин/Ridus.ru

Сегодня, бесплатно даже сыр в мышеловке не лежит, что уж говорить о композиторах, арендодателях, концертных площадках, костюмерах и прочих людях. Не только от них, но и от нас зависит так много - детские счастливые глаза, которые реализуют себя не в подвалах и детских комнатах полиции, а готовы делиться радостью собственных достижений со всеми, кому это надо. Культура, искусство, традиция, хорошее воспитание каждого следующего поколение — это необходимо всем и каждому. Наверное, стоит обратить больше внимание на такие «мелочи», из которых строится глобальное будущее каждого из нас.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (2)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети: