+6
Сохранить Сохранено 7
×

Как школьники будут в будущем достигать межрелигиозного согласия


Как школьники будут в будущем достигать межрелигиозного согласия

© Facebook.com

Результаты этой работы были представлены Мариной Малафеевой, научным сотрудником Московского института развития образования, в ходе прошедшего в стенах Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды (МРЦ БОС) МГППУ круглого стола, посвященного настоящему и будущему в сфере межрелигиозного воспитания и образования.

В частности, стоит заметить, введение с 2010 года предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» в российских школах вызвало широкую волну протеста в среде антиклерикалов. Однако все-таки предмет был внедрен, и теперь встает вопрос, какое будущее у этой дисциплины. Как добиться того, чтобы «религиозная культура» приносила учащимся реальную интеллектуальную и духовную пользу, а не была таким же, как и предмет ОБЖ, удобным временем для дневного сна (уж простите преподаватели сего предмета, но автор уверен, что нет ни одного школьника, считающего полезным ОБЖ)…

1
© Facebook.com

Тезисы, озвученные в ходе прошедшего мероприятия и исследования, представленные на нем, с большой вероятностью лягут в основу будущих методических документов для учреждений образования.

Открывая круглый стол, о работе Департамента национальной политики, межрегионального сотрудничества и туризма Москвы в сфере «организации межрелигиозного диалога в городском пространстве столичного мегаполиса» рассказала представитель ведомства Анна Кудрявцева. Также в мероприятии приняли участие эксперт Синодального отдела по делам молодежи МП о. Дмитрий Першин; глава отдела исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалиев; протодьякон о. Андрей Кураев; заместитель главного редактора ИА «Ридус» Андрей Гулютин и другие эксперты. Модератором дискуссии выступил глава МРЦ БОС Алексей Щеглов, организатор встречи.

In article 9c6945c17b
2
Марина Малафеева презентует итоги исследования «Гражданская идентичность и этнорелигиозные различия школьников: пути к диалогу»
© Facebook.com

Основная же дискуссия, как отмечено выше, развернулась вокруг озвученных религиоведом Мариной Малафеевой результатов исследования, проведенного путем анкетирования среди учеников восьмых классов десятка с лишним столичных школ (всего более 600 человек). Исследование показало, что современные учащиеся не практически не желают иметь собственного «Я», с одной стороны, а с другой — весьма упрямы и агрессивны в своих убеждениях и заблуждениях.

3
4
5

Анкетирование показало, что о важнейших вопросах обществах, в которых старшие поколения ломают копья, школьники старших классов имеют весьма размытое представление, навязанное скорее извне, нежели обдуманное — отчасти родителями, отчасти телевизором, отчасти родителями, посмотревшими телевизор (причем, судя по всему, в основном, развлекательные каналы).

Например, отвечая на вопрос о наиболее значимом отечественном произведении изобразительного искусства, большинство на полном серьезе, очевидно, совсем и не желая «троллить» социологов, назвали картину Виктора Васнецова «Три богатыря». Аргументируя свой выбор, подростки отвечали, что «огромные дядьки — это патриотично», что картина показывает «всю мощь русских» и тому подобное…

Ни у кого из участников дискуссии, конечно же, не возникло претензий к выбору учащихся. Просто он, выбор, был, очевидно, в своей массе сделан наобум. От незнания вопроса. Ну, или — на основе серии мультфильмов о богатырях…

6

Ответы на другие вопросы в не меньшей степени удручили экспертов. Ну, слышали старшие школьники про церкви и мечети; про Пасху и Великий пост тоже что-то слышали; речь президента в Новый год слушают. 

Современные подростки знают, что «расисты» — это плохие отвратительные люди, наверняка нестильные. То ли дело толерантные, которые обязательно в курсе всех трендов, новых компьютерных игр и сериалов. Слово «тренд», кстати, подростки наверняка лучше понимают, чем слово «толерантность»…

Толерантность, кстати, вообще каждый понимает по-своему. Кто-то например, на полном серьезе считает, что это — «когда сдают квартиры только славянам»…

In article ab2395b901
7
о. Андрей Кураев выступает в ходе круглого стола
© Facebook.com

Вместе с тем, полное непонимание религиозных и межрелигиозных нюансов компенсируется довольно высокой межнациональной напряженностью в среде школьников. Андрей Гулютин, довольно часто выступающий с лекциями для учащихся, да и вообще, весьма много формально и неформально общающийся с нынешними юнцами подтвердил ненадуманность означенных проблем. По его словам, дискуссии со школьниками  и студентами довольно часто скатываются к межнациональному вопросу

8

При этом участники дискуссии согласились в общем, что каждая из проблем плавно перетекает одна в другую, их практически невозможно решить сами по себе, исключительно — в комплексе. При этом решение невозможно в качестве инициативы снизу, но нельзя его и спустить директивно. Такая вот задача со многими неизвестными.

Андрей Гулютин заметил, в частности, что вообще говорить о будущем межкультурных и межрелигиозных отношений можно лишь при условии понимания, какое мы общество строим — светское или религиозное, монокультурное или мультикультурное.

В свою очередь о. Андрей Кураев в целях воспитания будущих поколений предложил провести исследование как раз-таки среди взрослых. Особенно, среди лидеров общественного мнения в разных социальных группах, отстаивающих те или иные религиозные и мировоззренческие убеждения — православных, мусульман, иудеев, язычников, атеистов и так далее. Опросить на тему «Что бы мы сделали, получил всю полноту власти, как бы мы строили и что бы мы строили».

«Смею предположить, что мы бы узнали много нового для себя», — заметил Кураев.

Однако многие участники круглого стола посчитали предложение о. Андрея провокационным, хотя и не лишенным здравого зерна. В частности, в итоговую резолюцию было предложено внести идею о запуске агрегатора записей в соцсетях и СМИ, работающего по принципу «Медиалогии», который аккумулировал бы те или иные высказывания на тему религии и межнаца.

В завершение дискуссии глава МРЦ БОС Алексей Щеглов высказал мнение о том, что сегодня гражданская идентичность в России может быть выстроена вовсе не на идеологическом базисе, а на общей исторической памяти и общих достижениях представителей разных религий и национальностей. 

«Самое важное здесь — чувство общности, единства, а вовсе не наличие некой обязательной для всех идеологии, — отметил Щеглов. — Как пример такого единства была взята состоявшаяся 9 мая 2015 года массовая акция „Бессмертный полк“, в ходе которой были стерты все социальные границы и выделена одна, общая на всех, опирающаяся на живую связь с историческими событиями идентичность».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+6

 

   

Комментарии (10)

  • vlandin
    vlandin 24 мая 2015

    Бедные школьники. С детства зомбируются разными догмами. А им нужны знания, знания и знания.

    Ответить
    1 +
  • Андрей
    Андрей 24 мая 2015

    Так об этом и речь. Проблемы со знанием. И с воспитанием. Причем это проблема не только школ, но и родителей. И началось все это не вчера отднюдь...

    Ответить
    3 +
  • КузАн
    КузАн 24 мая 2015

    Хочешь, чтобы возненавидели попов? Введи основы религии в школе )))))))))

    Ответить
    1 +
  • Коля
    Коля 24 мая 2015

    Основы православной культуры преподают обычные учителя. Попов в наши школы и на пушечный выстрел не подпускают. Если пустят, сразу может быть разборка по линии прокуратуры. Мне кажется, что такая ситуация тоже не нормальна.

    Ответить
    1 +
  • Андрей
    Андрей 24 мая 2015

    По Вашей логике - верни астрономию в школы - дети возненавидят космос. Очевидно, важно не ЧТО преподают и не КТО преподает. А КАК.

    Ответить
    4 +
  • Марина
    Марина 24 мая 2015

    В школе не нужна религия - это так. В школе нужна культура и этика - чем и должен был быть предмет ОРКСЭ. Просто, к сожалению, то что хочется и что получается - разные вещи...

    Ответить
    2 +
  • Ольга
    Ольга 24 мая 2015

    Дети мусульман с детства - в детских садиках - получают основы своей религии, затем продолжают изучать всю жизнь. Дети тех, кто называет себя православными, тех, кто о религии знает, что на пасху красят яйца, а если жизнь прижмет, надо "свечку в церкви поставить", имеют лишь возможность посещать воскресные школы при церкви. Однако, глядя на этих детишек, хочется плакать: все с постными мордочками, девочек намеренно одевают в какие-то лохмотья, мальчики, наверняка, в школе считаются даже не лузерами, а на несколько ступенек ниже по социальной лестнице. Никто из этих детей будто не умеет смеяться и шалить с рождения, они знают, что все "нельзя", чтобы быть "хорошими", надо вести себя как сомнамбула. Кто захочет видеть своего ребенка таким? Что-то надо в РПЦ пересмотреть в своих догмах, не идти на поводу у большинства своих прихожан - бабушек с поджатыми губками, осуждающих все и вся, которые уважают тишину, кладбищенский покой и благочестие.

    Ответить
    1 +
  • Марина
    Марина 24 мая 2015

    Очевидно, что в своем высказывании Вы берете две крайности. В Москве практически не осталось государственных бюджетных детских садов с этнокультурным компонентов. Таким образом, "дети мусульман", как Вы их назвали не могут получать основы религиозной культуры в образовательных организациях (я не беру частные организации). В свою очередь, православные воскресные школы, в большинстве своем, работают отменно и дети, обучающиеся в таких школах, так же в большинстве своем не имеют проблем с социализацией. Я могу ручаться за свои слова, так как проводила исследование религиозного образования и лично общалась с такими детьми. По последним исследованиям, среди мусульман средний возраст действительно ниже (примерно 20 лет), чем среди православных (30 лет), но я не считаю, что 30 лет - это бабушки (воинствующие фундаменталисты) На мой взгляд, Вам нужно пересмотреть свое мнение.

    Ответить
    2 +
  • Федор
    Федор 25 мая 2015

    В школах нужен предмет "История Религий". Я учился в гимназии, и у нас такой предмет был. У меня по нему была твердая 5+. Именно поэтому я знаю историю всех основных мировых религий, и именно поэтому ненавижу все из них, и людей их насаждающих. Ребенок должен знать о происхождении той или иной религии, и не более. Далее уже его собственный выбор.

    Ответить
    1 +
  • Андрей
    Андрей 26 мая 2015

    Всецело согласен. Подобные знания надо не навязывать, а разъяснять. Это не таблица умножения, знания которой надо добиться от каждого. Отстающим - подобные религиозные заумности вообще до лампочки. А у думающих навязывание вызовет отторжение.

    Ответить
    0 +