+8
Сохранить Сохранено 7
×

Стипендии интернам так и не повысили, несмотря на заявления В.В.Путина


Стипендии интернам так и не повысили, несмотря на заявления В.В.Путина

Итак, хочу рассказать вам об одной глупости…
Глупость заключается в действиях Министерства здравоохранения и соц.развития по реформированию послевузовского медицинского образования в России. На первый взгляд проблема затрагивает сугубо узкую профессиональную среду. Но ведь качество образования врачей в России касается каждого из нас. Конечно, реформировать послевузовское медицинское образование необходимо, в этом нет сомнений, но как кажется нам немного не так как это начало делать Министерство.
Теперь по порядку. Коротко расскажу, из чего состоит образование врачей в нашей стране. Для того, чтобы получить врачебную специальность необходимо закончить медицинский вуз по одному из направлений, перечислю основные из них - лечебное дело, стоматология и педиатрия. Срок обучения составляет в зависимости от направления от 5 до 6 лет. По окончании вуза выпускники получают дипломы о высшем профессиональном образовании с присуждением квалификации Врач по одному из направлений (Лечебное дело, педиатрия, стоматология и др.)
Диплом врача не дает права самостоятельной профессиональной деятельности. После получения диплома врачу необходимо закончить курс послевузовского медицинского образования – интернатуру или ординатуру по выбранной медицинской специальности (например – терапия, хирургия и т.д.), по завершении которого выдается сертификат специалиста. Интернатура – форма обучения сроком 1 год, ординатура – 2 года, именно в этот период врач приобретает основные навыки и знания в своей специальности. После получения сертификата врач может приступать к профессиональной деятельности.
Что представляет собой процесс обучения в интернатуре и ординатуре? В основном это выполнение обязанностей врача по соответствующей специальности под руководством и присмотром сертифицированного специалиста в одной или нескольких клиниках, освоение манипуляций, изучение профессиональной литературы. В разных вузах и клиниках обучение происходит со своими особенностями, но в большинстве случаев это ежедневное посещение клиник шесть дней в неделю плюс курсы лекций по смежным специальностям и посещение научных конференций. То есть интерн или ординатор – это врач, который шесть дней в неделю работает и ходит на лекции.
А теперь собственно расскажу в чем же проблема.
До июля 2011 года деятельность интернов и ординаторов регламентировалась следующими законами: Приказ Минздрава СССР от 20.01.1982 N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" (http://rudoctor.net/medicine/bz-uw/med-vmtee.htm) и Приказ "Об утверждении "Положения о клинической ординатуре" от 17 февраля 1993 г. N 23(http://base.garant.ru/4120176/)
Как видно, оба приказа древние и давно уже устарели. Но при всей своей древности эти законы давали возможность хоть как-то просуществовать период от диплома до сертификата.
А теперь перейдем к нововведениям Министерства, которые полностью противоречат вышеназванным приказам и не находят у нас разумного объяснения.
1)В июне 2010 года появляются изменения в http://base.garant.ru/12177759/ Приказе Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (http://base.garant.ru/12177759/), из которого исключается должность врача-интерна.
2)В августе 2010 года перед самым началом обучения интернов и ординаторов (как правило обучение начинается в сентябре) Министерство здравоохранения и соц.развития рассылает во все медицинские вузы рекомендательное письмо №16-3/10/2-7149 от 18.08.2010 г.
3) Единственным документом, регламентирующим деятельность интернов и ординаторов становится ст.18 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, в котором сообщается, что лица, обучающиеся в ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений, являются слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования. А статус слушателей в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения. При этом нигде не уточняется, что относится к получению образовательных услуг, входит ли сюда льготный проезд, право на получение материальной помощи, общежитие, бесплатное посещение государственных музеев, бесплатное пользование библиотеками и так далее.
В итоге с нового учебного года:
1)запрещается прохождение интернатуры на базах лечебно-профилактических учреждений (а в некоторых клиниках так называемые «больничные» интерны получали зарплаты до 15.000 рублей), все интерны зачисляются в вузовскую интернатуру.
2)интерны и ординаторы теряют статус врача и становятся слушателями, приравниваемыми в части получения образовательных услуг к студентам очной формы обучения.
3)интерны и ординаторы теряют право получать и заработную плату и стипендию, в размерах, предусмотренных предыдущими приказами. Вместо этого «в рамках работы по дополнению имеющейся законодательной базы по вопросам государственной поддержки обучающихся в интернатуре и ординатуре запланировано уменьшение размеров выплат обучающимся в интернатуре и ординатуре» и предлагается осуществлять выплаты в следующих размерах:
- 2700 рублей в месяц - интернам;
- 2900 рублей - ординатурам.
Подавляющее большинство вузов приняло эти рекомендации руководством к действию и снизило выплаты до вышеназванных цифр.
В результате этих действий все выпускники, планировавшие обучение в интернатуре в родных городах, вынуждены были остаться там, где находился вуз без зарплаты, без жилья и без возможности заработать себе на хлеб.
Таким образом, исходя из названной правовой базы мы можем себе представить образ среднего современного российского ординатора или интерна – это лицо как правило без определенного места жительства с высшим медицинским образованием, являющееся слушателем ВУЗа с занятостью полный рабочий день по шестидневке с доходом в 2700-2900 рублей в месяц, что по данным РОССТАТа относит его к 13,4% населения России, находящихся в состоянии крайней нищеты ( доход ниже 3422 рублей в месяц). Данное лицо не имеет никаких социальных льгот и гарантий, вынуждено работать ночами, дабы не помереть с голоду. Причем работой как правило становится разгрузка вагонов, обслуживание клиентов кафе и так далее, ведь в медицине кроме как должность санитара согласно законодательству интерн и ординатор не имеет права занимать, так как не имеет среднего мед.образования и сертификата специалиста. Человек лишается возможности иметь трудовой стаж и зарабатывать пенсию. Естественно тяжелая ночная работа влияет на качество текущего образования слушателя.
В результате появилась социальная напряженность. Интерны и ординаторы начинают писать открытые письма в администрацию правительства , в региональные департаменты здравоохранения и т.д. Появляются сообщества в социальных сетях с дискуссиями о путях выхода из сложившейся ситуации. Проблема освещается в печатных и телевизионных СМИ.

Но, увы, чиновники продолжали апеллировать вышеназванными документами и не хотели решать проблем молодых специалистов. К весне 2011 года во многих городах появляются инициативные группы по организации митингов и пикетов, направленных на привлечение внимания общественности к положению интернов и ординаторов
( вот например статья об организации пикета в Твери ). К сожалению, все попытки организации публичных мероприятий пресекались на корню руководствами соответствующих вузов и администрациями соответствующих городов (как никак интерны оказались в положении, что получение сертификата специалиста теперь напрямую зависело от вузов). Ситуация казалась безвыходной…
Светом в конце тоннеля для российских интернов и ординаторов, стало выступление многоуважаемого доктора Рошаля на форуме медицинских работников, где среди других насущных проблем отечественного здравоохранения доктор назвал и ситуацию, в которой оказались интерны и ординаторы.
После этого выступления глава кабинета министров на ежегодном обращении озвучил необходимость повысить выплаты интернам и ординаторам до прожиточного минимума с июня 2011 года. Соответствующий закон обещалось принять еще в мае. Слова премьер-министра прозвучали по всем федеральным телеканалам . Однако даже авторитет В.В. Путина не повлиял на ситуацию. Никаких изменений в положении интернов и ординаторов не произошло, в большинстве медицинских вузов и в сентябре 2011 г. бухгалтерии работают, руководствуясь рекомендательным письмом министерства от 18.08.2010 г., а долгожданный закон так и не принят.
Не сдвинулась ситуация и в отношении социального статуса интернов и ординаторов, согласно законодательству интерны и ординаторы России так и остаются «недостудентами» с высшим образованием, но без каких-либо социальных гарантий, льгот и средств на существование.
В заключении хотелось бы отметить, что если даже закон будет принят в ближайшее время, то он совершенно не решит проблемы, так как стипендия в размере шести тысяч рублей не позволит ни снять жилье, ни нормально питаться, ни передвигаться, не говоря уж о том, чтобы содержать семью, что естественно повлияет на качество образования основной части российских врачей.
P.S. А вот как ситуация с послевузовским медобразованием состоит зарубежом - «…проблем с получением места в ординатуре обычно не возникает. Кстати, на этом этапе врачи уже начинают вкушать плоды своего труда: уже в первый год врач получает в среднем $20 тысяч, а к четвертому году эта цифра может вырасти до $45 тысяч…» (http://english.in.ua/useful.php?id=22&id2=76)

Итак, хочу рассказать вам об одной глупости…
Глупость заключается в действиях Министерства здравоохранения и соц.развития по реформированию послевузовского медицинского образования в России. На первый взгляд проблема затрагивает сугубо узкую профессиональную среду. Но ведь качество образования врачей в России касается каждого из нас. Конечно, реформировать послевузовское медицинское образование необходимо, в этом нет сомнений, но как кажется нам немного не так как это начало делать Министерство.
Теперь по порядку. Коротко расскажу, из чего состоит образование врачей в нашей стране. Для того, чтобы получить врачебную специальность необходимо закончить медицинский вуз по одному из направлений, перечислю основные из них - лечебное дело, стоматология и педиатрия. Срок обучения составляет в зависимости от направления от 5 до 6 лет. По окончании вуза выпускники получают дипломы о высшем профессиональном образовании с присуждением квалификации Врач по одному из направлений (Лечебное дело, педиатрия, стоматология и др.)
Диплом врача не дает права самостоятельной профессиональной деятельности. После получения диплома врачу необходимо закончить курс послевузовского медицинского образования – интернатуру или ординатуру по выбранной медицинской специальности (например – терапия, хирургия и т.д.), по завершении которого выдается сертификат специалиста. Интернатура – форма обучения сроком 1 год, ординатура – 2 года, именно в этот период врач приобретает основные навыки и знания в своей специальности. После получения сертификата врач может приступать к профессиональной деятельности.
Что представляет собой процесс обучения в интернатуре и ординатуре? В основном это выполнение обязанностей врача по соответствующей специальности под руководством и присмотром сертифицированного специалиста в одной или нескольких клиниках, освоение манипуляций, изучение профессиональной литературы. В разных вузах и клиниках обучение происходит со своими особенностями, но в большинстве случаев это ежедневное посещение клиник шесть дней в неделю плюс курсы лекций по смежным специальностям и посещение научных конференций. То есть интерн или ординатор – это врач, который шесть дней в неделю работает и ходит на лекции.
А теперь собственно расскажу в чем же проблема.
До июля 2011 года деятельность интернов и ординаторов регламентировалась следующими законами: Приказ Минздрава СССР от 20.01.1982 N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" (http://rudoctor.net/medicine/bz-uw/med-vmtee.htm) и Приказ "Об утверждении "Положения о клинической ординатуре" от 17 февраля 1993 г. N 23(http://base.garant.ru/4120176/)
Как видно, оба приказа древние и давно уже устарели. Но при всей своей древности эти законы давали возможность хоть как-то просуществовать период от диплома до сертификата.
А теперь перейдем к нововведениям Министерства, которые полностью противоречат вышеназванным приказам и не находят у нас разумного объяснения.
1)В июне 2010 года появляются изменения в http://base.garant.ru/12177759/ Приказе Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (http://base.garant.ru/12177759/), из которого исключается должность врача-интерна.
2)В августе 2010 года перед самым началом обучения интернов и ординаторов (как правило обучение начинается в сентябре) Министерство здравоохранения и соц.развития рассылает во все медицинские вузы рекомендательное письмо №16-3/10/2-7149 от 18.08.2010 г.
3) Единственным документом, регламентирующим деятельность интернов и ординаторов становится ст.18 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, в котором сообщается, что лица, обучающиеся в ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений, являются слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования. А статус слушателей в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения. При этом нигде не уточняется, что относится к получению образовательных услуг, входит ли сюда льготный проезд, право на получение материальной помощи, общежитие, бесплатное посещение государственных музеев, бесплатное пользование библиотеками и так далее.
В итоге с нового учебного года:
1)запрещается прохождение интернатуры на базах лечебно-профилактических учреждений (а в некоторых клиниках так называемые «больничные» интерны получали зарплаты до 15.000 рублей), все интерны зачисляются в вузовскую интернатуру.
2)интерны и ординаторы теряют статус врача и становятся слушателями, приравниваемыми в части получения образовательных услуг к студентам очной формы обучения.
3)интерны и ординаторы теряют право получать и заработную плату и стипендию, в размерах, предусмотренных предыдущими приказами. Вместо этого «в рамках работы по дополнению имеющейся законодательной базы по вопросам государственной поддержки обучающихся в интернатуре и ординатуре запланировано уменьшение размеров выплат обучающимся в интернатуре и ординатуре» и предлагается осуществлять выплаты в следующих размерах:
- 2700 рублей в месяц - интернам;
- 2900 рублей - ординатурам.
Подавляющее большинство вузов приняло эти рекомендации руководством к действию и снизило выплаты до вышеназванных цифр.
В результате этих действий все выпускники, планировавшие обучение в интернатуре в родных городах, вынуждены были остаться там, где находился вуз без зарплаты, без жилья и без возможности заработать себе на хлеб.
Таким образом, исходя из названной правовой базы мы можем себе представить образ среднего современного российского ординатора или интерна – это лицо как правило без определенного места жительства с высшим медицинским образованием, являющееся слушателем ВУЗа с занятостью полный рабочий день по шестидневке с доходом в 2700-2900 рублей в месяц, что по данным РОССТАТа относит его к 13,4% населения России, находящихся в состоянии крайней нищеты ( доход ниже 3422 рублей в месяц). Данное лицо не имеет никаких социальных льгот и гарантий, вынуждено работать ночами, дабы не помереть с голоду. Причем работой как правило становится разгрузка вагонов, обслуживание клиентов кафе и так далее, ведь в медицине кроме как должность санитара согласно законодательству интерн и ординатор не имеет права занимать, так как не имеет среднего мед.образования и сертификата специалиста. Человек лишается возможности иметь трудовой стаж и зарабатывать пенсию. Естественно тяжелая ночная работа влияет на качество текущего образования слушателя.
В результате появилась социальная напряженность. Интерны и ординаторы начинают писать открытые письма в администрацию правительства , в региональные департаменты здравоохранения и т.д. Появляются сообщества в социальных сетях с дискуссиями о путях выхода из сложившейся ситуации. Проблема освещается в печатных и телевизионных СМИ.

Но, увы, чиновники продолжали апеллировать вышеназванными документами и не хотели решать проблем молодых специалистов. К весне 2011 года во многих городах появляются инициативные группы по организации митингов и пикетов, направленных на привлечение внимания общественности к положению интернов и ординаторов
( вот например статья об организации пикета в Твери ). К сожалению, все попытки организации публичных мероприятий пресекались на корню руководствами соответствующих вузов и администрациями соответствующих городов (как никак интерны оказались в положении, что получение сертификата специалиста теперь напрямую зависело от вузов). Ситуация казалась безвыходной…
Светом в конце тоннеля для российских интернов и ординаторов, стало выступление многоуважаемого доктора Рошаля на форуме медицинских работников, где среди других насущных проблем отечественного здравоохранения доктор назвал и ситуацию, в которой оказались интерны и ординаторы.
После этого выступления глава кабинета министров на ежегодном обращении озвучил необходимость повысить выплаты интернам и ординаторам до прожиточного минимума с июня 2011 года. Соответствующий закон обещалось принять еще в мае. Слова премьер-министра прозвучали по всем федеральным телеканалам . Однако даже авторитет В.В. Путина не повлиял на ситуацию. Никаких изменений в положении интернов и ординаторов не произошло, в большинстве медицинских вузов и в сентябре 2011 г. бухгалтерии работают, руководствуясь рекомендательным письмом министерства от 18.08.2010 г., а долгожданный закон так и не принят.
Не сдвинулась ситуация и в отношении социального статуса интернов и ординаторов, согласно законодательству интерны и ординаторы России так и остаются «недостудентами» с высшим образованием, но без каких-либо социальных гарантий, льгот и средств на существование.
В заключении хотелось бы отметить, что если даже закон будет принят в ближайшее время, то он совершенно не решит проблемы, так как стипендия в размере шести тысяч рублей не позволит ни снять жилье, ни нормально питаться, ни передвигаться, не говоря уж о том, чтобы содержать семью, что естественно повлияет на качество образования основной части российских врачей.
P.S. А вот как ситуация с послевузовским медобразованием состоит зарубежом - «…проблем с получением места в ординатуре обычно не возникает. Кстати, на этом этапе врачи уже начинают вкушать плоды своего труда: уже в первый год врач получает в среднем $20 тысяч, а к четвертому году эта цифра может вырасти до $45 тысяч…» (http://english.in.ua/useful.php?id=22&id2=76)


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+8

 

   

Комментарии (2)

  • Пётр Николаевич Поляков
    Пётр Николаевич Поляков 12 сентября 2011

    Спасибо за статью, полно, правдиво, аргументировано. З.Ы.Почему не работает ссылка на источник?

    Ответить
    0 +
  • Пётр Николаевич Поляков
    Пётр Николаевич Поляков 12 сентября 2011

    Видео не по теме статьи, прошлогоднее о коллапсе интернатуры.

    Ответить
    0 +