+1
Сохранить Сохранено 7
×

Русский рок не мертв. Он просто ещё не рожден — к юбилею «Майка» Науменко


Вис Виталис

Поэт, музыкант, публицист. Некогда лидер коллектива SIXTYNINE, ныне выступающий сольно. http://visvit.ru

Все статьи автора

Русский рок не мертв. Он просто ещё не рожден — к юбилею «Майка» Науменко

Без окончательной расстановки точек над i, или хотя бы такой попытки, мы так и будем барахтаться в болоте, вектор на которое был задан отцами, так сказать, основателями. А отцы-основатели, если присмотреться, через одного были неучами либо бездарями, плагиаторами либо более или менее сносными компиляторами чужих достижений и прорывов, а по сути, средней руки бардами, по воле случая взявшими в руки электрогитару, а не шиховскую акустику.

Но то, что было хорошо для диковатого советского подростка середины восьмидесятых, вряд ли должно быть хорошо для людей с более высокой планкой, если, конечно, мы на это претендуем.

Михаил «Майк» Науменко, юбилей которого отмечают сегодня те, кто еще его помнит, типичный представитель советской творческой молодежи, просто оказавшийся в нужное время в нужном месте и сыгравший роль очень даже крупного рака на тотальном безрыбье.

Совершенно лишенный музыкальных способностей, не написавший ни одной внятной мелодии, практически все свои песни исполнявший речитативом под вариации банального рок-н-ролльного квадрата, он стал чуть ли не главной супер-иконой т. н. «русского рока» первой волны, который и сам по себе был насквозь компиляторским и подражательским, и русского в котором были разве что буквы текстов.

Сами песни Науменко, если кто не в курсе, это более или менее связные вариации на темы и мелодии Боба Дилана, Марка Болана и Рэя Дорсетта; чуть меньше — Моррисона и Лу Рида. Кто более или менее в теме творчества этих авторов, все это хорошо понимает, кстати.

Нет ничего плохого в заимствованиях и использовании достижений прошлого. Наоборот, надо учиться, надо заимствовать, надо расти и развиваться. Плохо копировать только не надо. Имитировать, выдавая за ноу-хау не надо. И не надо имитаторов почитать за Демиургов, это тупиковый путь.

Понятно, что ничего нового в рок-н-ролле никто из них — и из нас — не создал и не создаст хотя бы потому, что отнюдь не мы придумали рок-н-ролл, не мы задали его каноны. Но нам и раньше приходилось играть на чужом поле.

Это не первый случай.

Нет русского балета — не русские придумали балет, но!

Есть Большой театр, и, как известно, русские «в области балета впереди планеты всей». Не русские придумали оперное пение, но русские теноры — одни из лучших в мире. Не русские придумали хоккей, но… продолжать…

А русский рок? В общем и целом он так и остается чем-то малохудожественном и не высоко профессиональным. Неумение соответствовать заданным канонам маскируется нарочитым пренебрежением ими, но — «можно всегда обманывать одного человека, можно недолго обманывать всех, но нельзя всех обманывать всегда» ©.

Я полагаю, что мы, если захотим, вполне в состоянии соответствовать любым канонам — в данном случае, канонам рок н ролла, и мы в состоянии пытаться что-то привнести в него или что-то модернизировать, но — главное! Нельзя давать себе поблажек и списывать неумение нормально делать дело на какую-то особую посконность.

Если ты взялся что-то делать, ты должен делать это как минимум не хуже тех, кто делал до тебя. К сожалению, тренд русского рока, — и его до сих пор считают верным, — что, мол, играть и петь не нужно уметь, аранжировка дело пятое, звукозапись не важна, настроенная гитара — это буржуйство, ведь главное — «песни настоящие», главное — «это слова».

Так вот, это говно, а не позиция. Делаешь — делай хорошо. Не можешь сделать хорошо — учись или бросай.

Может показаться, что я просто не люблю Науменко — вовсе нет, у меня нет к нему никаких претензий и никаких чувств вообще: никогда не любил «Зоопарк» и не слушал, это было слишком суровое испытание: в «Зоопарке» для меня плохо абсолютно все — от исполнения до уровня записи. 

Ну, и потом, к счастью, старшие товарищи довольно рано дали мне возможность познакомиться с оригиналами, чтоб я стал слушать плохие копии. 

И в одном единственном «In The Summertime» от Mungo Jerry для меня во сто крат больше рок-н-ролла, чем во всем творчестве Науменко. 

Ну, и чтоб уж два раза не вставать: «Я Люблю Буги Вуги!»…

Между тем мне кажется, медленно, но верно наступает эпоха глобального переосмысления. 

Это касается и нашей истории, и нашего места в мире и нашего прошлого и нашего будущего. И надо учиться подбирать истинные имена, отказываясь от стереотипного взгляда на многие привычные вещи. 

Я считаю, что рождение Русского рока еще не состоялось. То, что мы знаем, был фальстарт. Идущий за мной — сильнее меня. Все еще состоится.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (5)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 18 апреля 2015

    Аккустические симулякры бывают всякие. Мы щитаем, что оценивать симулякры, в том числе аккустические, следует по количеству верующих в них организмов. Ведёт много людей за собой тот или иной образ (симулякр), да хоть, текстовой, хоть визуальный, хоть аккустический - значит хороший. Не вызывает в телах, душах, черепных коробках резонанса - плохой. . Мнение одного организма, в том числе того, что управляет симулякром *Вис Виталис*, запустившем в ОИЧ (общее инфопространство человецей) эту статейку, никакого значения не имеет. . Если честно, аудиосимулякры Нас мало интересуют. Мы клюныли на словосочетание в заголовке *вторичное говно*. Думали про *постмодернизм* статейка. Ан нет, ошипка вышла.

    Ответить
    0 +
  • vlandin
    vlandin 18 апреля 2015

    Вот и приехали. Мантра про рок не работает. Счет на две четверти примитивен и доступен любой пустой голове, как эхо или как гул. Он не ведёт, а отвлекает от целей.

    Ответить
    0 +
  • Lwbrk
    Lwbrk 18 апреля 2015

    У рока должна быть идея. Компиляции Науменко - это глоток свежего воздуха в, по сути, стилистически однообразном музыкальном мире. Его величие - это не его музыка, а помощь молодым исполнителям, в числе которых, например, Кинчев. В роке должна быть идея и у многих исполнителей эта идея есть, как и реализация. Со временем приходит и качество записи. Тот же горшок сильно повысил планку перед смертью, а его, так и не реализованная, из-за смерти идея могла и вовсе поднять на недосягаемую высоту. Ну а называть ДДТ, Арию, Кино, Наутилус, Алису, Ленинград, КиШа и ещё минимум с десяток групп слабыми - это вот маразм настоящий. Качество оценивается поклонниками, кому важнее посыл, а кому работа аранжировщика, непосредственно к качеству группы отношения не имеющая вообще. Вот рэпа у нас, слава Богу, нет. И, надеюсь, не будет. )

    Ответить
    0 +
  • asinch
    asinch 19 апреля 2015

    И ДДТ,и Кино и все остальные, Вами перечисленные, абсолютно примитивны и вторичны в музыкальном плане.Тексты на уровне школьной самодеятельности или КСП.Нет в них никаких идей.Русский язык с роком плохо вяжется.

    Ответить
    0 +
  • Dmitry
    Dmitry 29 апреля 2015

    про Цоя. рекомендую!!! http://www.newlookmedia.ru/?p=1593#more-1593 http://www.nneformat.ru/archive/?id=3297 https://www.youtube.com/watch?v=208JbHqynJg https://www.youtube.com/watch?v=Q29I-Bq5cS4 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B9,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0 ролик с ютуба посмотреть сквозь призму информации из ссылок

    Ответить
    0 +