+9
Сохранить Сохранено 7
×

Краудфандинг для «чайников»: как собрать деньги для проекта и не облажаться


Краудфандинг для «чайников»: как собрать деньги для проекта и не облажаться

Еще лет пять назад казалось, что произнеся вслух «краудфандинг» можно незамедлительно открыть портал в потусторонний мир. Сегодня же идея народного финансирования стала настолько привычна бизнес-энтузиастам, что успешные проекты, реализованные с помощью этого инструмента, растут, как грибы после дождя.

Элементарную суть краудфандинга улавливает каждый человек, живущий в многоэтажном доме: пока с соседями по тысяче рублей не сбросишься, подрядчик домофон не установит.

В 2012-м году Руслану Тугушеву и Евгению Гаврилину удалось запустить интернет-платформу, на которой пользователи смогли поделиться своими проектами, мечтами и идеями со всем миром, и привлечь под них финансирование.

Для этого новаторского способа материальной поддержки авторских проектов подходят любые оригинальные, социально-ориентированные идеи, которые могут быть полезны для общества. Если хотя бы один пункт из этого списка относится к вашей идее — добро пожаловать на Boomstarter, мекку для краудфандинг-энтузиастов.

На платформе Boomstarter каждый может предложить идею или проект, на реализацию которого требуется конкретная сумма. Пользователи оценивают эту идею и, если она им нравится, перечисляют на ее реализацию желаемую сумму. Если к конкретной дате набирается требуемая сумма, то собранные деньги перечисляются автору идеи, и тот приступает к реализации задуманного.

На данный момент ресурсу около трех лет. За это время на Boomstarter собрали уже 116 миллионов рублей, профинансировав 582 авторских проекта. Ежедневно платформа запускает около десятка проектов.

Однако краудфандинг — непростой инструмент. Деньги можно получить лишь следуя определенному сценарию и ежедневно занимаясь кропотливой работой. Основатели Boomstarter расскажут все, что нужно знать, для успешного опыта народного финансирования.

Не стоит путать народное финансирование и благотворительность. Краудфандинг — это когда вы даете человеку деньги на идею или проект, получая что-то взамен. Народное финансирование связанно с сопричастностью: когда вам настолько нравится продукт или идея, что вы готовы быть вкладом в этот проект. Деньги, пиар. При создании любого проекта под народное финансирование нужно сразу задать себе вопрос: что я смогу предложить людям взамен,говорит сооснователь платформы Евгений Гаврилин.
Сооснователь Boomstarter Евгений Гаврилин.
1
Сооснователь Boomstarter Евгений Гаврилин.

Вот это самое «взамен» на Boomstarter называют «вознаграждением», а людей, дающих деньги — «спонсорами». «Не жертвователями, не инвесторами — спонсорами, — настаивает Гаврилин. — Чем мотивировать пользователя поддержать идею — это уже вопрос к уровню креатива автора идеи».

Креатив и сопричастность

Первым и важнейшим шагом к созданию успешного проекта, является наличие хорошей идеи: цель проекта должна быть интересна людям. Нелишним было бы ознакомиться хотя бы с десятью успешными проектами на Boomstarter перед запуском вашего проекта и определить, чем он может выгодно отличаться от конкурентов.

Когда мы смотрим, что нам приходит на модерацию, поражает уровень креатива наших людей. Один молодой человек хотел собрать деньги на фильм, и представился на сайте известным российским порнорежиссером, пообещавшим сверхъестественную супер-3D съемку. Естественно, мы ему отказали. Он ответил нам, что подумает над другим проектом, и уже через сутки он вернулся с новой идеей: собирать деньги на детскую книжку. Разносторонний персонаж,смеется Гаврилин.

Основным мотивом, побуждающим людей участвовать в народном финансировании, является чувство сопричастности. «Сопричастность очень важна, — утверждает Гаврилин. — Некоторые проекты, казалось бы, не могут предложитьничего взамен. Некоторые собрали более трех миллионов рублей, ничего особо не предлагая — настолько интересной и сильной была идея, что ее хотелось поддерживать просто так, быть к ней сопричастным, сделать что-то хорошее в России, в нашей жизни».

Временные рамки проекта

Проекты на Boomstarter могут длиться до 60 дней. Однако на практике долгосрочные проекты не всегда оказываются успешными, поэтому авторам стоит быть предельно внимательными при планировании времени, затраченного на проект, признаются основатели платформы:

В среднем все успешные проекты собирают необходимую сумму за 30 дней — это общероссийская и общемировая практика успешных проектов. Когда вы просите млн на свой проект, не нужно запускать кампанию на несколько месяцев. Не забывайте, что люди, которые поддержали ваш проект, будут ждать, когда вы реализуете идею. Основная сумма собирается как правило за три−четыре дня.

Описание проекта

В краудфандинге важно все. Успешный проект —  это актуальная идея, привлекательные вознаграждения, эффективная стратегия продвижения и красивое оформление. Собрать нужную сумму удастся только в том случае, если вы сможете убедить спонсоров, что ваша идея достойна быть реализованной.

Несмотря на то что в краудфандинге нет жестких правил, описание проекта — это всегда основа вашего проекта. Из описания потенциальные спонсоры могут почерпнуть информацию о проекте. Автор рассказывает о своей идее, вставляет интересные видеоролики, картинки, делится своим опытом. Он говорит, что нечто похожее он как автор уже реализовывал, или делится своим опытом в других сферах. Люди, которые дают ему деньги, должны доверять ему. «Когда вы оформляете свой проект, думайте, как потенциальный спонсор. Покажите все свои преимущества и плюсы, при этом желательно не показывать минусы», — подсказывает очевидные вещи Гаврилин.

Вознаграждение

Вознаграждение — это особая форма поощрения спонсоров, заранее устанавливаемая автором проекта. Ключевыми факторами в выборе вознаграждения должны стать его оригинальность и соответствие ценовой категории продукта.

Основатели Boomstarter рекомендуют создавать 10 позиций вознаграждений. «Среди них обязательно должны быть позиции со стоимостью в 500 рублей и за тысячу — они самые популярные среди спонсоров, таких вознаграждений около 50%. Третье по популярности вознаграждение — более пяти тысяч рублей», — говорит исполнительный директор платформы Ярослав Тугушев.

Для того, чтобы избежать курьезов, до старта кампании следует подсчитать затраты на производство и доставку каждого вознаграждения. Примите во внимание, то что какие-то вознаграждения могут оказаться не привлекательными для спонсоров, а какие-то вознаграждения могут выбрать сотни спонсоров.

Однако из этого правила бывают исключения. Яркий пример — успешный проект на Boomstarter, цифровая выставка «Не дадим переписать историю»:

Участвуя в народном финансировании этого проекта, некоторые спонсоры давали сотни тысяч рублей, но при этом ничего взамен не хотели. В этом же случае есть один спонсор, выбравший вознаграждение за 100 тысяч рублей. Авторы проекта предложили ему благодарность на сайте POLITRUSSIA.COM, выдали персональное приглашение на заседания дискуссионного клуба сайта и определили в клубе персональное место. «Фактически человек купил себе за 100 тысяч известность», — комментирует кейс Гаврилин.

Авторы проекта — люди медийные. У них уже есть некое сформированное сообщество: обратите внимание на огромное количество людей, подключенных в Фейсбуке. Руслан писал личные индивидуальные сообщения, чтобы тронуться с нуля — писал каждому из своих друзей, скидывая ссылку на свой проект, с призывом дать денег. Этот инструмент самый важный и эффективный для старта кампании: чтобы тронуться с нуля, обращайтесь к близким и знакомым, к каждому человеку, который есть у вас в социальной сети.

Продвижение проекта

Еще до запуска проекта стоит заручиться информационной поддержкой. Со стартом кампании ежедневно и последовательно должны выходить различные публикации, которые приведут на ваш проект. Отличным примером успешной пиар-кампании проекта является фильм «28 панфиловцев», собравший на Boomstarter более трех миллионов рублей. При этом цель краудфандинга заключалась в сборе лишь 300 тысяч.

«Режиссер кинофильма обратился к аудитории и честно признался, что всех денег на кино он не сможет собрать. Но 300 тысяч рублей помогут решить конкретную задачу в ходе съемочного процесса, — рассказывает Гаврилин. — Необходимая сумма денег была собрана за три дня».

Режиссер в это время находился за границей, и был очень удивлен такому всплеску. Почему это произошло? Персонаж Дмитрий Пучков, более известный как «Гоблин», разместил на своем сайте информацию о классных ребятах, снимающих великолепное кино, и поделился ссылкой на Boomstarter. И все его сообщество подняло большую волну активности. В первый день мы каждые 15 минут обновляли страничку проекта, и каждый раз сумма увеличивалась на 50 тысяч рублей.

«Когда вы запускаете свой проект, если есть предварительная договоренность с известным человеком, блогером или СМИ, стоит договориться с ними заранее о том, что вы собираете или планируете запустить краудфандинговый проект и составить предварительный медиаплан. Когда вы тронетесь с нуля и соберете 15% от заявленной суммы, тогда наступит отличное время, чтобы походить этой картой», — продолжают основатели платформы.

Эта предварительная работа обычно занимает около двух-трех недель. Если вы запускаете проект без подготовки и поддержки журналистов, вы тратите драгоценные дни и время. Лучше подготовить медиаплан заранее, и как только он будет готов, приступайте к старту проекта.

Когда вы оформляете проект и начинаете пиарить его в ваших соцсетях, люди будут приходить на вашу страничку на Boomstarter. Очень важно людей со странички проекта не увести. «Авторы совершают грубейшую ошибку, расставляя ссылки в тексте о проекте, чтобы спонсоры могли посмотреть, какие они классные. Люди кликают на них и уже не возвращаются обратно. Мы рекомендуем публиковать все возможные картинки и видеоролики прямиком на странице своего проекта. Для этого в нашем сервисе есть куча инструментов», — говорит Гаврилин.

Личная персонификация

Обязательно подключайте как можно больше социальных сетей в свой профайл. «Люди и спонсоры должны видеть вас, знать, кому они дают деньги. Любой из них, который засомневается, сможет кликнуть на вашу страницу и посмотреть, кто вы. Возможно, человек настолько сильно заинтересуется вашим проектом, что предложит варианты индивидуального дополнительного сотрудничества», — настаивают создатели Boomstarter.

Кроме того, не стоит забывать, что ничто так не сближает людей, как совместное обсуждение планов. Так что лично пишите друзьям, организовывайте вечеринки по поводу вашего проекта, обсуждайте свои идеи с друзьями, сторонниками и соратниками, соберите креативную группу, устраивайте мастер-классы, лекции, семинары, делитесь опытом, делайте рассылки, в общем, общайтесь как можно больше и продуктивнее.

Все или ничего

Часто авторы проекта не верят в свои силы: «Мне нужно 300 тысяч, а я попрошу 50». Правила Boomstarter работают по принципу «Все или ничего». Если вы просили 300 тысяч, но собрали 299, то акция считается несостоявшейся, а все деньги возвращаются спонсорам. «Все другие способы, на наш взгляд, очень сильно тормозят народное финансирование: если вам нужно 300 тысяч, а вы собираете 150, скорее всего, вы сделаете продукт именно на 150 тысяч, он будет не того качества и не с теми условиями, о которых вы заявляли свей аудитории. Люди, которые дали вам, например, 500 рублей, в надежде получить ваш продукт, будут разочарованы в качестве, да и в целой отрасли краудфандинга. Это не работает», — утверждают авторы Boomstarter.

Очень важный момент: когда автор проекта запускает народное финансирование, но в его профиле указано, что он поддержал ноль проектов, это настораживает спонсоров. Поэтому мы рекомендуем хотя бы по 50 рублей закидывать в какие-то проекты. Люди видят, что вы делаете свой вклад в социальный краудфандинг и больше вам доверяют.

Обратная связь

Если говорить о западном аналоге Boomstarter — сервисе Kickstarter, невозможно не упомянуть о компании Pebble: космический успех легендарных «умных» часов неразрывно связан с этой технологией краудфандинга. Компания с мировым именем продолжает использовать стартовую площадку для стартапов, хотя совершенно не нуждается в помощи. Такие явления не являются редкостью и на Boomstarter. Руслан Тугушев объясняет природу этого явления на примере успешного в России бизнеса — компании, создающей квесты в реальности, «Клаустрофобия»:

«Клаустрофобия» — это успешный бизнес, который решил использовать краудфандинговую платформу для маркетинговых целей: выпускаете новый продукт и проверяете спрос, будет ли он пользоваться популярностью. Как правило, если проект хочет собрать 10 миллионов рублей, то два−три миллиона он тратит на продвижение проекта, тем самым проверяя заранее готовность продукта. Таким образом, Boomstarter является моментальной проверкой фокус-группы. Причем, это не «лайки», а прямое выражение в деньгах, что для бизнеса намного ценнее.
Сооснователь Boomstarter Руслан Тугушев.
2
Сооснователь Boomstarter Руслан Тугушев.

Пример энтузиастов, которые взялись за создание одного из самых крутых квестов в реальности в Москве под эгидой бренда «Клаустрофобия», стоит рассмотреть поближе.

«Мы выбрали очень интересную и необычную стилистику этого квеста — стимпанк. Мы уже привлекли десятки уникальных стимпанк мастеров, которые помогают нам сделать антураж игры настоящим произведением искусства. Каждая деталь делается вручную с любовью», — пишут создатели квеста в своем профиле на Boomstarter.

Отличный пример. Парень — предприниматель, придумал идею, которая приносит ему деньги. Продукт нравится людям, и вокруг «Клаустрофобии» уже сформировалось сообщество. В данном случае народное финансирование для них — это некая монетизация своего сообщества. Это проверка того, насколько новый продукт нравится той аудитории, которая уже пользуется его продуктом,добавляет Гаврилин.

Что касается самого Boomstarter — Рунет пока еще не привык к новой платформе народного финансирования, признается Руслан Тугушев:

Увы, не все знают о Boomstarter. Проникновение знаний о нашей платформе — всего 2% в этом году от всех пользователей интернета. В то же время, людей, которые пользуются онлайн-покупками — 35 миллионов. Нам еще расти и расти, как минимум в 50 раз увеличить аудиторию, которая будет знать о краудфандинге и пользоваться этим инструментом.

Однако потенциал народного финансирования безграничен. Любой человек, живущий в России, может реализовать свой проект благодаря окружающим его людям. «Не нужно обивать пороги фондов, банков — люди объединяются и делают то, что им нравится. Зачастую для старта проекта не нужны миллионы: часто 150−300 тысяч рублей достаточно, для первого шага. А дальше все начинает крутиться», — резюмирует Тугушев.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+9

 

   

Комментарии (4)

  •  Трипурасундари
    Трипурасундари 02 апреля 2015

    Идея хорошая и правильная! Но работать не будет. Вот, скажем,завтра разместит какой-нибудь там Лешка Навальный проект по сбору средств на что-то такое специфическое... И чо дальше будет? Не будет работать у нас энта идея, не будет

    Ответить
    0 +
  • Александра
    Александра 23 сентября 2016

    Мой прошлый комментарий удалили =( Потихонечку краудфандинг у нас работать будет, куда денется. В крайнем случае есть западные крауд площадки, поищите в инете. Не подумайте, мне не жалко написать названия, просто не хотелось бы, чтобы комментарий опять удалили

    Ответить
    0 +
  • Бенджамин
    Бенджамин 23 сентября 2016

    Здравствуйте! Ваш комментарий был удален ввиду подозрительной ссылки. С уважением, модератор сайта.

    Ответить
    0 +
  • Иван
    Иван 08 октября 2016

    Здравствуете, Меня зовут Константин, я я зашёл через аккаунт своего сына вк, У меня есть один на мой взгляд очень достойный проект, о котором я хочу с вами поделиться, мне очень важно ваше мнение, поскольку я вижу что вы очень грамотный специалист в этой области. Так вот по роду соей деятельности массовик затейник) Год назад открыл своё ИП, но не чего из этого хорошего не вышло,, но я сейчас не об этом.... Я с самого детства мечтал быть полезным для общества, но получалось так что все мой общественные начинания сводились к нолю, поскольку так или иначе всё упиралось в денежные средства. Которых у меня к моёму великому сожалению всегда не хватало... Мне приходилось зарабатывать тем чем я более или менее мог заниматься. Пока в нашей стране существовал средний класс мне так сказать на жизнь хватало.. Но после того как в нашей стране остались нищие и богатые я так сказать сел в лужу... И всё буквально всё мне говорило о том что я занимаюсь не тем чем я должен. Я долго думал чем же мне заняться, работать на дядю Васю за копейки я не хочу, на государство тем более... И вот совершенно случайно в интернете я столкнулся с термином Краудфандинг и меня буквально осинило, Я вспомнил выражение одного человека , он мне говорил " Деньги, они рядом, просто их нужно уметь взять " И тут меня как прорвало. Ведь действительно всё очень просто, нужно просто немного поработать головой. Теперь конкретно о том , что я хочу сделать. Я хочу сделать реабилитационный центр для бездомных и нищих коих у нас в стране гораздо больше чем богатых. Это целая армия, на которых государство абсолютно наплевать. Я же хочу дать второй шанс на счастливую жизнь, дать им достойную работу и нормальное жильё, но ведь для этого нужны большие деньги. Сейчас где я живу, хочу организовать общественное движение под названием "Кто если не мы" Я хочу запустить соц.опрос в своём регионе, Участникам онного я хочу предложить розыгрыши призов, начиная с бесплатных купонов, где будут разыгрываться не очень дорогие но очень нужные в быту вещи, ну например сотовые телефоны. До платных купонов на которые будут разыгрываться очень дорогие какие я ещё не придумал, но суть не в этом. Суть в том что я буду объяснять людям что именно они сами смогут повлиять на судьбу этих несчастных людей. М кода же я если всё таки если мне удастся всё это осуществить собрать народ я предложу им создать общественную организацию, со всеми вытекающими. Так сказать государство в государстве. Как вы думайте каковы мой шансы на успех с уважением Константин

    Ответить
    0 +