+2
Сохранить Сохранено 7
×

Люк Бессон: «Я буду очень хорошим объектом для вскрытия»


Люк Бессон: «Я буду очень хорошим объектом для вскрытия»

«Люси» (Lucy)

Франция, реж. Люк Бессон, в ролях: Скарлетт Йоханссон, Морган Фриман, Чхве Мин Сик, Амр Вакед, Пол Чан.

Сайт фильма

Люси бы выспаться после ночной гулянки да сесть готовиться к экзамену в понедельник, но хахаль, с которым она встречается от силы неделю, уж слишком настойчиво просит её об одолжении. Всего-то и надо, что донести кейс до ресепшена, а там мистер Чан подойдёт – и пятьсот долларов в кармане. Но на деле всё оказывается не так просто, как на словах. И вскоре в животе Люси уже зашит килограммовый пакет с новым видом наркотика, и вот уже этот наркотик попадает ей в кровь, превращая бестолковую студентку в суперженщину, голова которой едва не разрывается от полученных вдруг знаний...

1
© Антон Тушин/Ridus.ru

Вот не зря, не зря Люк Бессон родился в семье инструкторов по подводному плаванию – это уже на уровне генов подарило ему умение всенепременно всплывать с любой глубины на поверхность. Если не считать мультфильма «Артур и минипуты», который не все взрослые склонны любить просто потому, что не все взрослые любят мультфильмы, и если вынести за скобки его сценарные и продюсерские работы, то последним общепризнанным хитом у Бессона был заученный всеми наизусть «Пятый элемент», который с далёкого 1997-го года был показан на отечественном ТВ едва ли уже не тысячу раз. После этого – либо творческий провал, либо лишь относительный успех, не идущий ни в какое сравнение с успехом настоящим. И тем не менее эффект от его картин 80-х и 90-х годов настолько силён, что мы любим режиссёра также сильно, как и прежде, невзирая на его досадные промахи, попросту не акцентируя на них внимания. Продержаться так долго на волне былой славы удаётся далеко не каждому, вернуться в строй с новым шлягером – вообще единицам.

Кадр из фильма «Люси»
2
Кадр из фильма «Люси»

«Люси» - это как раз полноценное возвращение. Подлинный успех, заслуженный и оправданный. Хотя нельзя не признать, что на свою очередную вершину Бессон вскарабкивается на старых лыжах: супербабы – его любимый конёк. Люси – это ядрёная смесь Никиты и Лилу, причём с тем же «Пятым элементом» общего у нового фильма куда больше, чем с иными работами автора. Единственно, чего нет, так это любовной линии. «Любовь – продажна», - заявляет французский мэтр в самом начале, не давая Люси даже шанса завести кого-то впоследствии: сутки – слишком маленький срок для серьёзных отношений, да и кого выбрать мыслящей на все сто женщине?.. Моргана Фримана? Но его номер она набирает лишь для того, чтобы у заслуженного актёра на лице появилась ещё одна веснушка. Теперь ему куда проще будет их зарабатывать: в его руках (спойлер!) – суперфлэшка со всеми знаниями, пока ещё недоступными человечеству… Так что - «За науку!» - выпьем и мы, повторяя тост Люси, оставшейся в одиночестве с бокалом шампанского.

3
© Антон Тушин/Ridus.ru

С Лилу Люси роднят не только сверхординарные способности. Если первая была призвана спасти всё живое от гибели, то вторая вообще, выясняется, способствовала тому, что обезьяна стала превращаться в человека. Тут можно, кстати, вспомнить, что весной выяснилось, что род людской «пошёл» от Эммы Уотсон; теперь выходит – бери выше! – от Скарлетт Йоханссон! Что ж, круто, спасибо.

Кадр из фильма «Люси»
4
Кадр из фильма «Люси»

По случаю премьеры фильма Люк Бессон в очередной раз посетил российскую столицу и пообщался с многочисленными журналистами. Обошлось, по счастью, без типичных вопросов «Как вам Москва», всё было по делу, по существу. Среди прочего режиссёр рассказал о том, что советовался на протяжении работы со специалистами в области изучения мозга – которые порой вежливо улыбались в ответ на его безумные идеи, но всё-таки помогли найти определённые рамки, в пределах которых он мог бы работать. И теперь та самая историческая Люси – та первая женщина на Земле, кости которой были найдены учёными несколько лет назад – стоит у него в офисе: специально по просьбе мэтра для него сделали второй экземпляр уникальной компьютерной модели.

О суперженщинах в его фильмах:

Я пытаюсь писать хорошие персонажи как для мужчин, так и для женщин. Для женщин редко пишут хорошие роли. Да и у меня: «Голубая бездна», «Последняя битва» – это ведь были фильмы о дружбе мужчин. «Леон» – о дружбе мужчины и маленькой слабой девочки. В 80-х вообще все фильмы были о мужчинах: «Терминатор», «Hasta la vista, baby», много мускулов - а женщина сидела в стороне и говорила: «Когда же ты вернёшься?..» Но мне интересна как раз тема слабости мужчин и силы женщин.

Кадр из фильма «Леон».
5
Кадр из фильма «Леон».

Об актрисах, играющих у него главные роли:

Сначала появляется сценарий, в нём есть персонаж - и уже потом нужно найти лучшую актрису, способную сыграть этого персонажа. Так начинается кастинг, в ходе которого я встречаюсь с разными актёрами, понимая, кто мне подойдёт, а кто нет. С «Люси» было особенно интересно – там присутствуют герои разных национальностей. Но ты не приходишь на кастинг с паспортом – ты приходишь со своим талантом. И мне всё равно, откуда актёр - я просто хочу работать с талантливыми людьми. А талант – он универсален, и не имеет географической границы.

Бессона спросили даже о причёсках его героинь: их волосы, как правило, не особо длинные, каре. Оказалось, что это тоже не просто так:

Когда волосы короткие, то можно видеть шею и плечи актрисы. Чисто с эстетической точки зрения это помогает при создании образа. Длинные волосы скрывают героиню, а короткая причёска даёт актрисе больше возможностей выразить персонажа.

О Скарлетт Йоханссон:

Скарлетт очень трудолюбива, мне это в ней очень нравится. Она не гламурная, не болеет звёздной болезнью. Она нормальный человек, который приходит на работу – и работает. Ей нравится, когда режиссёр с ней разговаривает о роли. Когда мы оказывались на съёмочной площадке, то оба знали, что будем делать, – и это было очень эффективно.

Кадр из фильма «Люси»
6
Кадр из фильма «Люси»

О замысле:

Я начал придумывать этот сценарий десять лет назад. Но я использую только два процента мозга - поэтому мне так долго пришлось его разрабатывать)) Это важная для меня тема – и я разрабатывал её, пока не почувствовал: вот это то, чего я хочу. Это не так просто: соединить нечто смешное и при этом интеллектуальное. Нужно время, чтобы написанное не было ни слишком глупым, ни слишком экзистенциальным, нужно было найти баланс.

Об истоках вдохновения и способах «расширения своего сознания»:

Я буду очень хорошим объектом для вскрытия, потому что никогда не пробовал наркотики. Я не пью и не курю, я аномалия. Когда я был маленьким, то жил в Хорватии, Греции, Тунисе - мои родители были инструкторами по дайвингу. И у меня не было игрушек, которые были доступны другим детям. Поэтому для игр мне нужно было создавать игрушки самому. Я брал два камня – и с ними начинал играть во что угодно, давая волю фантазии. Именно тогда моё воображение стало развиваться, чему я сейчас особо благодарен.

О собственных познаниях в физике:

Я плохо учился в школе. Вообще, мне кажется, что человеку следует сперва начать работать – и только потом учиться, будучи уже взрослым. В этом больше смысла. Потому что когда тебе одиннадцать лет, а тебе в голову стараются запихнуть всю мировую историю, - тебе же это никаким боком не нужно... С физикой мне повезло просто потому, что у меня был очень хороший учитель, а это необходимое условие.

7
© Антон Тушин/Ridus.ru

О том, что дельфины умнее нас:

Сегодня люди больше заботятся о том, чтобы иметь что-то, нежели просто жить. Но мне кажется, что важнее быть не богатым, а счастливым. Известно, что как только люди осознали, как именно они могут использовать руки, они начали строить, а как начали строить – начали владеть чем-то своим. Момент обладания пришёл с определённой анатомической особенностью. Мы единственные на Земле, кто имеет руки, у животных их нет – у них лапы. Или вот дельфины, использующие систему эхолокации, встроенную в их мозг, – и она куда сильнее любого GPS. Нам потребовалось много времени, чтобы к этому прийти, а у дельфина она просто есть - и ему не надо за неё платить! Мы стали достаточно умны, чтобы создать систему GPS, но ещё вопрос, делает ли она нас умнее. Вы разве не видели, какие глупые лица становятся у водителей, когда GPS вдруг перестаёт работать: «А куда теперь ехать?..»

Разве развитие умственных способностей ведёт к потере человечности?

А почему бог не остановит войну?.. Почему Люси пришлось сделать то, что ей пришлось сделать? То, что она поняла, так это то, что самое важное в жизни - передать её дальше. И это именно то, что она делает. Она познаёт смысл жизни: не нужно делать что-то особенное, нужно просто передать своё знание дальше. И поэтому она не решает, кто здесь хороший или плохой, она лишь отдаёт обретённые знания людям.

О самой сложной сцене:

Я так долго готовился к съёмкам, что в процессе уже не было ничего особенно сложного. Единственно, где было непросто с технической стороны, – это сцена погони по улицам Парижа. Это было интересно писать, сейчас интересно смотреть – но это очень скучно снимать. Это муторный, чисто технологический процесс – оттого и сложный.

8
© Антон Тушин/Ridus.ru

Киноридус в свою очередь поинтересовался, зачем режиссёру понадобились многочисленные хроникальные кадры, служащие контрапунктом игровому действию, и как он работал над их отбором.

Я выбирал из тех записей, которые уже существовали: у меня не было времени, чтобы снимать гепардов и львов отдельно. Я четыре месяца искал те ролики, которые бы мне подошли. И сделал это ещё до съёмок, потому что хотел показать их актёрам. Например, когда появляются охранники, которые хотят схватить Люси, мне хотелось, чтобы они двигались как гепарды, охотящиеся за ланью: такие же мягкие и плавные движения.

О продолжении «Люси»:

Люди так часто спрашивают меня о сиквеле, что мне даже неудобно: потому что я не понимаю, что ещё можно рассказать в этой истории. У меня нет на этот счёт никакого представления. Продолжения даже не предполагалось. Меня вот уже двадцать лет терзают вопросами про сиквел «Леона» - но за все эти годы у меня так пока и не появилось никакой стоящей идеи.

Кадр из фильма «Люси»
9
Кадр из фильма «Люси»

О нехватке собственного времени:

Нехватка времени – это большая проблема. Наше время на этой земле очень ограничено. Мы знаем только одну вещь: что когда-нибудь мы умрём. И в связи с этим есть только один вопрос: как быстро? И что мне делать с тем временем, которое у меня есть? Но у нас нет ответа. Для нас час может быть долгим, а в масштабе вселенной миллионы лет - это ничто, жалкая секунда. Время – это всё, что у нас есть.

О нашем будущем:

Не думаю, что у нас есть какое-то особое будущее. Шансы, что мы вообще выживем, очень малы. Разве что если начнём чуть лучше использовать наши мозги и будем пытаться не воевать, а мирно существовать друг с другом. Как вы знаете, Земля круглая – и мы не можем отсюда сбежать. Поэтому нужно заботиться о своём доме – это же Дом! Если мы оттолкнём кучку мусора от себя, то она ведь всё равно останется на планете... Говорят, что слишком дорого заботиться о планете – но это же не так! Следует помнить, что эта планета достанется нашим детям.

Фильм «Люси» в прокате с 11-го сентября.

10
© Антон Тушин/Ridus.ru

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (3)

  • dystar_inc
    dystar_inc 09 сентября 2014

    Насчет неудачных и непризнанных фильмов двухтысячных автор хватил лиха: Такси, Жанна д-Арк, Револьвер, Бандитки, да хоть тот же Перевозчик, Из Парижа с любовью, Коломбиана опять же - "женский боевик". Все эти названия тебе ни о чем не говорят?

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 09 сентября 2014

    извините, а вы не пропустили фразу "...и если вынести за скобки его сценарные и продюсерские работы"?.. единственная из перечисленных вами режиссерская работа Бессона - "Жанна д'Арк", неплохая в целом, но довольно спорная

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 09 сентября 2014

    Кто это такой?

    Ответить
    0 +