"Искусство возможного" в Уфе

2014 год объявлен в стране годом культуры, сегодня активно обсуждается концепция "Основы государственной культурной политики". В рамках федерального проекта "Искусство возможного" в ряде крупных городов России проходят семинары, предлагающие площадку для диалога культурных деятелей города и рассмотрения тенденций и перспектив развития сферы городского искусства.

17 мая в Центре современного искусства "Облака" на концепт-семинаре «Инфраструктура современного городского искусства» собрались творческие и общественные деятели города – преподаватели искусств, организаторы культурных проектов и фестивалей, представители СМИ, пишущих о культуре, и просто активные горожане, заинтересованные в развитии культурной жизни города. Семинар также вызвал неожиданный на первый взгляд интерес у студентов из Китая, в котором приобрели большую актуальность вопросы формирования культурной среды множества городов-миллионников.

Семинар открылся установочной лекцией руководителя проекта Алексея Глазунова из Москвы. Алексей очертил общие контуры всего проекта в целом и задал направление работы семинара, сделав особый акцент на активном деятельном подходе и инициативе, которые требуются от людей, двигающих культурное развитие города.

В предложенном Алексеем подходе искусство позиционировалось как движущая сила, способная не только донести прекрасное до зрителя и слушателя, но и объединить горожан в совместном творчестве. Было отмечено, что общество в целом сегодня активно транслирует потребительство и безответственность, и это актуальная проблема современного города – так же, как и общее снижение культурного уровня, разъединённость и пассивность граждан, уход от реальности в Интернет, подавление мысли и индивидуальности жёстким информационным прессингом СМИ.

Таким образом, главная задача открытых культурных проектов – фестивалей, выставок, хэппенингов – это высвобождение творческого потенциала горожан, пробуждение собственной активности, создание возможности для людей увидеть свой город как единый арт-объект, который можно творить своими собственными руками. Это деятельное влияние на общественные процессы в сторону улучшения мира, в котором мы живём.

Затем выступил с лекцией ещё один гость из Москвы, режиссёр тетра и кино Руслан Маликов, приглашенный в качестве одного из экспертов. Маликов – представитель "Новой драмы", свежего и актуального направления современной российской драматургии. Постановки Маликова можно увидеть на сценах разных городов страны, но основные площадки его деятельности – это театры "Практика" и Театр.дос в Москве.

Новизна подхода, в котором работает Маликов, заключается в глубоком проникновении в актуальные сюжеты сегодняшнего дня, в образ современного горожанина – участника постоянно разворачивающейся драмы обыденной жизни со всеми её острыми углами и животрепещущими проблемами. Персонажи драм Руслана – менеджер, мигрант, наркоман, художник, обычный человек из обычной жизни – в творчестве режиссёра имеют шанс быть понятыми, увиденными, высказанными и представленными во всей глубине. "Новая драма" говорит со зрителями о сегодняшнем дне и на языке сегодняшнего дня.

Лекция Маликова задала для содержания семинара дополнительный контекст – актуальную связь культурной деятельности с живыми процессами в обществе, где человек - не просто зритель или потребитель "культурного продукта", а персонаж подлинного текста современности, который непрестанно пишется человеческими душами и судьбами на страницах окружающего мира.

В качестве эксперта от Уфы на протяжении всего семинара выступал известный композитор и дирижёр, автор многочисленных арт-проектов Азамат Хасаншин. Он успешно осветил административные тонкости, связанные с культурным развитием Уфы, и помог с ответами на ряд рабочих вопросов, возникавших в процессе семинара.

На семинаре довольно быстро сформировалась приятная дружеская атмосфера взаимной заинтересованности неравнодушных творческих людей. Разговоры, спонтанно возникавшие в кулуарах во время перерывов, были ничуть не менее интересными и содержательными, чем обсуждения в рамках официальной программы. Очень заметно, что уфимским двигателям культурных процессов остро не хватает общей площадки коммуникаций, и на семинаре участники радостно ухватились за возможность обсудить свою деятельность с коллегами. Прямо за обеденным столом возникали новые совместные идеи, озвучивалась проблематика, происходило знакомство с проектами и направлениями деятельности участников семинара.

Направлений оказалось немало. Кино и библиотечное дело, чайные церемонии и фестиваль джаза, традиции национального гостеприимства и художественные выставки, семинарская деятельность и тренинги, образование и СМИ, туризм и ролевые игры – и это ещё не всё.

Один из участников семинара, главный редактор уфимского издания о культуре "Истоки" Айдар Хусаинов официально предложил коллегам сайт своей газеты в качестве площадки для дальнейших встреч и обсуждения новых идей и проектов, а также выразил готовность публиковать на страницах издания информацию об этих событиях.

Второй и основной частью семинара было построение "дорожной карты" развития искусства в своём городе. Предложенное куратором проекта А. Глазуновым коллективное интеллектуальное упражнение позволяет при помощи специальной процедуры отразить в графике динамику культурных процессов в городе – "прошлое", "настоящее" и "будущее", проследить историю и, исходя из неё, наметить контуры и стратегию дальнейшего движения, идеи будущих реальных проектов. Это был новый формат для большинства участников семинара, но дело того стоило.

Участники разделились на рабочие группы, озвучили актуальные для них направления культурной работы и на огромных листах бумаги при помощи маркеров своими руками изобразили культурные события и проекты, их связи и преемственность. Казалось бы, что значат эти кружочки, буквы и стрелочки? Однако подобная наглядность позволяет рассмотреть культурные процессы и их развитие со стороны, увидеть взаимосвязи, "пустые места", понять, куда движется культурная жизнь города, определить приоритеты и новые перспективные направления. И самое главное – почувствовать себя активным деятелем, осознать свои собственные возможности, получить новое видение и импульс к дальнейшей деятельности.

Обсуждение "дорожных карт" показало, что у многих участников сформировался новый взгляд на вроде бы уже привычные, хорошо знакомые процессы. Возникли совместные идеи, выяснились "слабые места", требующие осваивать новые формы работы. И даже традиционные культурные события города зазвучали как-то по-новому.

Тема личной заинтересованности и ответственности оказалась в целом ключевой нитью семинара и основанием для ряда острых моментов в дискуссиях. Не быть вовлечёнными, а вовлекать. Искать, а не дожидаться. Не требовать, а создавать. Создавать возможности, идеи и события, собирать работающие команды и коллективы под свои проекты. Учиться новому, общаться, создавать единую творческую среду. Расшевеливать традиционно инертные административные институты и органы. Привлекать общественные организации и активных горожан. Делать свой город своими руками.

Уфа говорит большое спасибо организаторам: институту проблем гражданского общества и МГПОО «Орк-клуб». Семинар в рамках проекта "Искусство в городе" показал себя своевременным мероприятием и, судя по активному отклику участников, действительно смог затронуть актуальные моменты культурной жизни города и заронить новые зёрна в давно знакомую почву.

Екатерина Ливанова

1
2
3
4
In article 25e287afea
5
6

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Пресненский суд столицы озвучил приговор основателю скандальной секты.

Последний автомобиль этой модели покинет конвейер уже в июле.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

|статья

Культура

Японский художник смог выжить в белорусской тюрьме благодаря эротическим рисункам.

Станцию «Рубцовская» я вам давно не показывал, так как там особо заметного не было видно.

ПМЗ им. дедушки Калинина, он же «Зингеръ». Последний раз я здесь был в 1992 году.

Количество автомобилей на дорогах продолжает увеличиваться, и автомобильные заторы стали нормой.

интересное

Вулканы были связаны между собой одним источником подповерхностной магмы.

Ученые обнаружили много артефактов, которые использовались при бальзамировании тел.

В рацион мужчины входили богатая жиром пища, а также токсичные растения.

Он является самым сложным механизмом древнего мира, дошедшим до наших дней.

полезное

Почти 97% людей неправильно моют руки во время приготовления мяса.

|статья

Культура

Лето в самом разгаре и если вы проводите его в столице, то вот вам рекомендации, какие события не оставить без внимания в июле.

Игра на фортепиано не только развивает музыкальный слух, уверены ученые.

развлечения

«Ридус» собрал самые забавные истории, которые произошли с болельщиками, спортсменами и тренерами на прошедшем мундиале.

Некогда он был обычным бродячим котом.

|статья

Тесты

Кто вы: Шерлок Холмс, доктор Ватсон или рассеянный с улицы Бассейной?

Разглядывать эти зарисовки и читать описание к ним — два отдельных удовольствия.