+1
Сохранить Сохранено 7
×

Судьба мультфильма. Часть 4: «Пётр и Феврония»


1 2 350

Судьба мультфильма. Часть 4: «Пётр и Феврония»

После часового разговора со Станиславом Михайловичем Соколовым я спросил у него, что ещё можно увидеть и с кем ещё можно пообщаться на «Союзмультфильме». Так мы оказались на втором этаже легендарной студии и познакомились с режиссёром Юрием Кулаковым. Круг, можно сказать, замкнулся: Кулаков известен в первую очередь как постановщик «Князя Владимира» - того самого, в создании которого принимал самое деятельное участие и Андрей Добрунов, чьё назначение новым директором «Союзмультфильма» и послужило поводом к нашему визиту сперва на «ДА-студию», а потом и сюда, на Долгоруковскую.


© moikrug.ru

Как и Добрунов, работающий сейчас над «Сергием Радонежским», Кулаков вновь занят темой русских святых: готовит большой мультфильм о Петре и Февронии.

- Это полный метр, классическая рисованная анимация. Традиционная «союзмультфильмовская» - потому что все люди, которые здесь работают, все выросли на «Союзмультфильме» и школу получили от наших мэтров. И производство знают именно то, которое было на «Союзмультфильме». Естественно, с учётом новых веяний и новых изменений: с приходом компьютеров сейчас, конечно, многое облегчилось, но принцип прежний – ручная работа. Руками делается мультипликат, руками делается прорисовка, фазовка, все этапы. Только последняя сборка – то, что раньше делалось под станком, когда снимали на плёнку, когда стояла вертикально камера, клался целлулоид, на стеклянных ярусах либо просто на одном столе, – сейчас делается на компьютере, со всеми спецэффектами, которые нужны. Но основа у нас всё равно - ручная работа.


Памятник Петру и Февронии

Как и Добрунова, Кулакова хочется сразу спросить про «духовные скрепы», которые все сейчас усиленно ищут. «Пётр и Феврония» - тоже результат этих поисков?..

- Я не знаю насчёт «Сергия Радонежского», там в принципе другая ситуация. Наш инвестор - Юрий Викторович Рязанов - человек действительно глубоко верующий, порядочный, и мы считаем, что нам очень повезло, что мы с ним работаем. Импульс изначально пошёл от него: в силу своей веры и воцерковлённости он просто захотел сделать об этих святых фильм. Чтобы немножечко рассказать нашему подрастающему поколению, что были у нас такие люди. И первое, что я от него услышал: «У нас не коммерческий проект». Он и не рассчитывает на этом особо заработать, он просто хочет сделать хороший фильм - который остался бы, который показывали бы по телевидению в тот же самый праздник Петра и Февронии, чтобы люди, дети его смотрели и с нашими святыми знакомились. Вот в этом отношении наша главная направленность.



Виктор Чугуевский © Антон Тушин/Ridus.ru

Мысль режиссёра развивает сидящий тут же художник Виктор Чугуевский, также в своё время работавший над «Князем Владимиром»: «Людям следует прививать культуру, какие-то вещи, которые заставляли бы задуматься. Но это же совсем другая категория! Мы не можем штамповать фильмы, подобные американским, некоторые просто не могут себе этого позволить, понимаете, в чём дело. Нам важнее донести некий Смысл, а не просто сюжет с развитием, после которого человек вышел, весело пересказал, похохотал, понравилось – и всё…»

- Собственно, на чём и держится Голливуд, - подхватывает уже в свою очередь Кулаков. – Мы рассчитываем, конечно, на семейный просмотр, чтобы было интересно и маленьким детям, и тем, кто их приведёт - бабушке или дедушке, маме или папе. Но при этом пытаемся не скатываться в «америкуху» с их стандартами. Там есть определённый набор стандартов, которые иногда пытаются использовать наши производители фильмов, но это всегда получается у них не очень хорошо и, скажем так, комично. Комично не в хорошем смысле, потому что люди залезают не на свою территорию - и пытаются на этой территории использовать те же самые приёмы и образы, которые отработаны американцами уже многими десятилетиями. У нас немножко свой путь. Уж не знаю, правильно это или неправильно, но мы придерживаемся его.


©Антон Тушин/Ridus.ru

На вопрос о сроках завершения работы над мультфильмом у режиссёра ответа пока что нет – но причина его лёгкого замешательства вовсе, оказывается, не связана с финансированием.

- Нет, слава Богу, финансирование у нас есть, тут - тьфу-тьфу-тьфу – всё нормально. Мы не зависим от государства, у нас частный инвестор, частная компания - поэтому всё нормально. Потому что если бы было государственное финансирование, то чего греха таить – многие продюсеры у нас, к сожалению, зарабатывают на производстве фильма, а не на прокате. То есть, когда начинают поступать деньги, вдруг появляется несколько каналов, по которым они и стекают, а на само производство художникам ничего уже не остаётся. И это все знают, но об этом молчат. У нас немножко другая ситуация, у нас продюсер сам даёт деньги, ему не нужно их красть.
А проблема с конечным сроком, к сожалению, связана с людьми - с наличием профессионалов. Потому что за 90-е годы были уничтожены практически все профессии в анимации - из-за отсутствия финансирования. Молодёжь не шла, потому что не было работы, школ не было, не было, кого обучать. Старики – кто умер, кто ушёл на пенсию, кто по состоянию здоровья уже не хочет, не может работать… Поэтому такие профессии как аниматор, прорисовщик, фазовщик - они не то что умерли, но их сильно потрясло. И сейчас мы не можем точно планировать из-за того, что планка задана достаточно высоко – и многие из тех, кто к нам приходит, просто не могут на этом уровне работать: нету школы. И мы вот так вот перебиваемся с трудом, пытаемся какой-то план держать, но это не всегда получается.
Понимаете, чтобы подготовить профессионального художника, нужно сначала его обучать минимум года два, а потом он должен ещё проработать года три-четыре уже на производстве, чтобы он действительно считался полноценным профессионалом. Потому что люди, которые приходят к нам сразу после курсов, просто не выдерживают – у них такая слабая подготовка, что начинается просто мазохизм, даже садомазохизм: они себя мучают, и нас мучают, и мы на них время тратим, и в результате они всё-таки не выдерживают и уходят. А нам ничего не остаётся делать, как всё равно обучать этих людей. Но некоторые остаются – если у человека есть рвение, есть желание, то потом из него что-то получается. Но здесь всё зависит от желания. Если человек сам не желает научиться - его никто научить не может. А таких людей очень мало.


©Антон Тушин/Ridus.ru

Уже после нам поясняют, что Кулаков и его сотрудники собственно к «Союзмультфильму» отношения не имеют – и лишь арендуют здесь помещения. Хотя если прогуглить их проект, то можно узнать, что продюсер Юрий Рязанов (между прочим – вице-президент промышленного союза «Новое содружество», в который входит, например, «Ростсельмаш») не теряет надежды с брендовой студией всё-таки объединиться. И учитывая, что студия и сама сейчас заинтересована в полнометражной анимации, а Юрия Кулакова с Андреем Добруновым связывал некогда, как-никак, совместный проект, - кто знает, может, такое слияние и окажется в будущем возможно. Пока что Кулаков о новых веяниях на «Союзмультфильме» говорит без особого энтузиазма.

- Всегда хочется надеяться на лучшее. Мы ожидаем всегда только хорошее - но не всегда получается. По сути мы все оптимисты, но, как показывает жизнь, Россия остаётся Россией, а здесь, к сожалению, люди больше озабочены своими проблемами, чем проблемами анимации. Чтобы возродить студию, нужно по-серьёзному болеть этим процессом, заботиться не только о своих карманах, но и об искусстве анимации. У нас же за последнее десятилетие были люди, которые, скажем так, больше делали вид, чем на самом деле что-то хотели сделать. Не знаю, что будет с новым руководством, но что будет – то будет, мы верим в лучшее.

На этой оптимистичной ноте, как говорится, мы и закончим наше путешествие по «Союзмультфильму», охватившее его прошлое, настоящее и будущее. И теперь просто подождём хотя бы год. А может, и дольше: анимация, как нам доходчиво объяснили, - дело долгое, спешки не терпит. Зато готовый мультфильм остаётся потом с нами на долгие годы. Хороший – и вовсе на века.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (2)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 05 мая 2014

    Красота и коммерция - две вещи несовместные. Восприятие Прекрасного обусловлено наличием души, а занятие коммерцией - её отсутствием.

    Ответить
    1 +
  • Коля
    Коля 05 мая 2014

    Молодцы! От всей души желаю им творческих успехов.

    Ответить
    1 +