+9
Сохранить Сохранено 7
×

"Туполев" изнутри: ученые в тюрьмах, фанерные самолеты и будущий ПАК ДА


"Туполев" изнутри: ученые в тюрьмах, фанерные самолеты и будущий ПАК ДА

Мастерская гигантских игрушек

- Это проект двухэтажного самолета восьмидесятого года, - показывает начальник макетного цеха Дмитрий Чубакин на огромный цилиндровый костяк.


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


Часть корпуса широкофюзеляжного самолета (двухэтажного) © Евгения Шинковская/Ridus.ru

«Туполев» остановил проектирование, потому что в Советском союзе старались избегать внутренней конкуренции, а Ил-96 уже был. Сегодня важно не что делать, а сколько:

- Самолет только тогда выгоден, когда в стране серийное производство, а мы давно перешли к штучному. У нас два-пять самолетов в год, а у «Боинга» один в день, - говорит замгендиректора по проектированию Солозобов Валерий Иванович, молодой человек семидесяти лет. На пенсию даже не думает идти.


Валерий Иванович Солозобов, замгендиректора КБ "Туполев" по проектированию.
© Евгения Шинковская/Ridus.ru

В макетном цехе хранят и делают не железных, но деревянных птиц. Это помогает увидеть недочеты и почувствовать пространство фюзеляжа. Величина изделий самая натуральная. Здесь всё из фанеры. ПАК ДА пока нет, но будет.

- Ваша задача – посидеть, пощупать, повключать. На старт, внимание, марш! – командует мальчикам и девочкам Дмитрий Чубакин - и те рассыпаются по самолетам. Провода, двери люка, салон и даже панели управления со штурвалами не знают, что такое металл и пластмасса. «Единственное, что здесь есть настоящее – это сидения. Натуральная овчинка», - проводит рукой по шерсти сотрудник КБ. А кому доводилось видеть деревянное шасси?


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


Алексей Глазков, начальник координационного центра © Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru

Ещё пять лет назад макетный цех был секретным местом, куда ходил не каждый сотрудник. Пустить сюда людей с фотоаппаратами – вынужденная мера по популяризации отечественного авиапрома. Работник отдела нормирования рассказывает:

«Принес дочке футболку с надписью «Туполев». Пришла в школу на физкультуру – все рассмеялись: «О! Тупой лев!» Родители сейчас детям про это не говорят… На улице вообще один раз спросили, чем занимается моя фирма».


Кнопочки не работают, но внешне идеально копируют оригинал.
© Евгения Шинковская/Ridus.ru


Телефон тоже деревянный. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

Макетный цех размашистый, но бледный. Дизайн самолета от салона до покраски создается в центре технологии автоматизированного проектирования. Делают 3D-модель и чего только ни придумывают: кровати и душ на борту, вместо ряда сидений – купе.


Самолет с купе на борту до стадии производства не дошел. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

Все это реальные разработки в одном самолете на базе Ту-204.

«Ещё когда студентом был, выдвинул предложение установить бар. Это в шутку, конечно. Хотя с другой стороны, если есть вагон-ресторан, почему на борту не может быть бара?» - говорит замначальника по технологии дизайна Иван Шашков.


3D-модели салона самолета Ту-204. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

Ливрея «Туполева» всегда была насыщенно синей, но веяния времени её обесцветили – на гражданских самолетах теперь чаще голубые и серые полосы.

«Шарашка»

Случилось при Сталине. Краснокирпичную башню «шарашки» хорошо видно из окон «Туполева». По НКВДшному это «особое техническое бюро», где в тюремном режиме заключенные ученые отрабатывали госзаказ. В советское время конструкторов выводили наверх, чтобы в перерыве подышать воздухом.


Вид из окна КБ "Туполев". Красная башня слева от центра кадра - "шарашка".
© Евгения Шинковская/Ridus.ru

Беспартийного интеллигентного Туполева в 1937 году репрессировали, а в июле сорок первого, как началась война, отпустили. В тюрьме Андрей Николаевич разработал Ту-2, лучший фронтовой бомбардировщик Второй Мировой войны. Многие именитые авиаконструкторы учились у него – это и Павел Осипович Сухой, КБ которого теперь обставило «Туполева» своим «Суперджетом», и Владимир Михайлович Мясищев, и Петляков, и Архангельский…


Кабинет и личные вещи А.Н. Туполева. © Евгения Шинковская/Ridus.ru

Первый самолет АНТ-1 Андрей Николаевич разрабатывал ещё в авиационном отделе ЦАГИ, а потом «Туполев» отпочковался, чтобы вплотную заняться цельнометаллическими самолетами. АНТ-1 строили в апреле 1922 года на втором этаже дома номер семнадцать по улице Радио, а полетели на нем уже в октябре. Возникла одна проблема: не было отечественного двигателя. Пришлось прикидывать, как устроены западные, а потом просто взяли старенький «Анзани». Проблема материалов и инструментов осталась и сейчас, но «Туполев» теперь под опекой ОАК.

Потому, правда, и пассажирский Ту-334 не вышел.

- Когда Ту-334 был сертифицирован, никакого «Суперджета» ещё не было, он только на словах начинался. Мы построили замечательный самолет, но рынку нужен продукт – это вся система, которая этот самолет окружает: серийное производство, послепродажное обслуживание… - рассказывает Валерий Солозобов. – Была там и коррупционная составляющая, конечно. Мы не могли платить, чтобы покупали наши самолеты.

Зато теперь на фоне украинских событий производство «Суперджета» может попасть в политическую блокаду, потому что оно зависит не только от нас, но и от европейцев тоже.

Конструкторское бюро «Туполев» - единственное в России, которое занимается атомной авиацией. В пику американцам с их бомбардировщиком В-2 «Спирит» у нас создается ПАК ДА - перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Он придет на смену Ту-160 и Ту-95, которые входят в ядерную триаду.

- Главная задача – не самолет построить, а построить систему, которая будет позволять дешевле решать задачу защиты родины, - растолковывает замгендиректора по проектированию. – ПАК ДА заменит все действующие комплексы.

Ангар

Три стеклянных перекрытия пропускают свет в испытательный цех, почти как шуховская крыша Пушкинского музея.Сейчас здесь тестируют технику на разрыв каких-нибудь трансмиссий, а раньше, говорят, собирали самолеты.


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru

В этом зале поместился бы не один жилой дом. Тусклый ламповый свет падает на мощные «роллсройсовские» движки. Между корпусов салатовых аэросаней, лестниц-жестянок и оранжевых газовых баллонов нас ведет сталкер Владимир Жарников, начальник сектора обеспечения испытаний. У него рабочий костюм и рыжая борода. Расслабленным шагом с чашкой кофе в руках он идет по цеху, вообще-то, немного зловещему. Кажется, что отсюда он не выходил давно.


Начальник сектора обеспечения испытаний Владимир Жарников.
© Евгения Шинковская/Ridus.ru

Мы подходим к бомболюку.

- Вот это подвес бомбовый, а была револьверная подвеска, с которой сбрасывались ракеты. – Перед нами железные створки ядовито-зеленого цвета. С камерой забираюсь внутрь сделать эффектный кадр. За спиной: «Стоооп!»

- Лучше не надо, потому что в середине 80-ых так одного человека перерубило. Самолет был по какой-то причине под напряжением и под гидравликой. Кто-то дернул тумблер, а время закрытия – две секунды. Даже осознать не успел.

Такие вот створки быстрого реагирования.


© Евгения Шинковская/Ridus.ru

- В свое время тут ещё отрабатывались Ту-155 и Ту-156. Один летал на природном газе, а другой на водороде. Чуть ли не единственные в мире, экспериментальные. Тогда думали, что очень скоро обычное топливо закончится.


© Евгения Шинковская/Ridus.ru

В конструкторском бюро есть музей и свой учебный центр, где готовят пилотов. Симулятор устроен просто: кресло, игрушечный штурвал из «Детского мира», горящая панель управления и вместо солнца сзади светит проектор: позволяет видеть твой полет. Когда-нибудь придет время заменить симулятор Ту-204 300 на ПАК ДА. Летчики дальней авиации во всем мире – особая каста.


Симулятор Ту-204 300. © Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru

- Вы знаете, что их всех пофамильно знают в ЦРУ? - спрашивает Валерий Поздняков, ведущий инструктор-методист. - Когда наши самолеты Ту-160 и Ту-95 летают на территории Тихого океана вдоль берегов Америки, к ним пристраиваются их истребители - и они здороваются, потому что друг о друге знают всё.

Чтобы работать в «Туполеве», надо окончить МАИ или МАТИ, хотя от каждого сотрудника здесь звучат радушные приглашения приобщаться к работе и без специального образования.


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru

Все потому что крайний госзаказ – на молодежь. «Авиация – геополитическое средство, - считает ветеран своего дела Валерий Солозобов. – Отсутствие авиации может привести к развалу страны. Вот не смогут с Дальнего востока быстро до Москвы добраться – и решат, что зачем оно им надо, присоединятся к близкой Японии», – говорит Валерий Иванович, уходя. Заслуженный синий значок «Ту» на его плече сверкает ярко, как сама улыбка этого истового проектировщика.


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


© Евгения Шинковская/Ridus.ru


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+9

 

   

Комментарии (6)

  • Шляпа
    Шляпа 19 апреля 2014

    Самолёт с кроватями это нечто)) Ну и где все патриоты? Очевидно могут только разглагольствовать в постах про Украину

    Ответить
    0 +
  • asinch
    asinch 19 апреля 2014

    А что тебя волнует?

    Ответить
    0 +
  • Андрей
    Андрей 19 апреля 2014

    Вот только ни слова о том, что КБ как такового нет. Старые макеты, красивые модельки - а работ нет. Последние проектные работы - по 334 - тихо стухли много лет назад. Так что Туполев ушёл вслед за Мясищевым. Остаётся только рассказывать сказки про коррупционный Суперджет. Команда, которая будет делать ПАК ДА, никакого отношения к старому КБ иметь не будет. Пара патриархов - не в счёт, они погоды не сделают.

    Ответить
    0 +
  • asinch
    asinch 19 апреля 2014

    А что "коррупционного" в Суперджете?Хороший самолёт получился,перспективный,в отличие от 334-го.

    Ответить
    0 +
  • ФАУСТ
    ФАУСТ 19 апреля 2014

    Да всякое болтают: и что разработка 20-то летней давности, и денег много спустили ....

    Ответить
    0 +
  • Андрей
    Андрей 19 апреля 2014

    Видимо, то, что он "обошёл" родившийся в 80-х 334 и не вышедший дальше идеи 414 (который есть растянутый 324, который есть развитие совсем уж экзотического 20).

    Ответить
    0 +