+1
Сохранить Сохранено 7
×

Парижанин в Китайском квартале


1 3 314

Парижанин в Китайском квартале

«Китайская головоломка» (Casse-tete chinois)

Франция, реж. Седрик Клапиш, в ролях: Ромен Дюри, Одри Тоту, Сесиль Де Франс, Келли Райлли, Сандрин Холт.

Сайт фильма

Эта история началась в 2002-м, когда на экраны вышел фильм «Испанка»: парижанин Ксавье на год перебирался в Барселону, переживая разлуку с Мартиной, но заводя знакомство с Венди, Изабель (лесбиянкой) и прочими во всех отношениях приятными людьми. Продолжение последовало в 2005-м в «Красотках»: Ксавье так и дружит со всеми тремя, лавируя между Парижем, Лондоном и Санкт-Петербургом, только у Мартины уже сын от другого, а Венди лишь сейчас разглядела в нём мужчину своей мечты.

И вот – третья серия. Венди подаёт на развод и перебирается с двумя детьми в Нью-Йорк. Туда же спешит Изабель, перед отъездом упросив Ксавье стать суррогатным отцом её ребёнка (чего не сделаешь для подруги). Мартина иногда названивает, у неё теперь есть и дочка. Сам Ксавье пишет новый роман о том, что жизнь – штука сложная, понимая, что как прежде уже ничего не получится, так как всем им уже по сорок. Но затем плюёт на всё – и тоже отправляется за океан, чтобы быть поближе к детишкам.

Кадр из фильма «Китайская головоломка»
1
Кадр из фильма «Китайская головоломка»

Конечно, смотреть «Китайскую головоломку» можно и в отрыве от первых двух частей: всё нужное здесь прояснят, до остального добежите сами. Но подлинный кайф от картины получат, скорее всего, только те, кто когда-то, вот уже дюжину лет назад, впервые познакомился с Ксавье и Мартиной, будучи и сам ещё молодым. В рамках встречи старых друзей всё, надо думать, пройдёт замечательно – по стилю новая лента ничем не отличается от предыдущих. С такими фильмами ведь как: ты либо любишь героев и готов узнать о них каждую мелочь, несмотря на топчущийся на месте сюжет – либо равнодушно наблюдаешь за их передвижениями из правой части кадра в левую, оказавшись в зрительском кресле по чистой случайности. В первом случае тебя ждёт ЦЕЛЫХ два часа умилительного трёпа за жизнь, во втором – целых ДВА часа невыразительной мелодрамы с большим количеством ненужных рокировок.

Кадр из фильма «Китайская головоломка»
2
Кадр из фильма «Китайская головоломка»

Само собой напрашивается сравнение данной трилогии с трилогией Ричарда Линклейтера «Перед рассветом» / «Перед закатом» / «Перед полуночью». Естественно, не только с ней, так как принцип дневника наблюдений за природой лежит в основе нескольких похожих киносериалов – просто «Перед …» чуток ближе к нам по времени, и потому сравнение проще. Так вот, если коротко, то у Линклейтера получается завернуть решительно всё об отношениях мужчины и женщины в очень лёгкую и лаконичную форму. А Клапиш в своих многонаселённых многоходовках всё говорит, говорит, мечется, что-то придумывает, что-то мастерит – и так и не приближается к сути. Разве что на самую малость, да и то изредка, да и то, кажется, случайно. Плюсов его фильмам это не прибавляет. Отчасти они, конечно, симпатичны, и все актёры очень милы, но если и возможно здесь некое узнавание, то радости от встречи с искусством определённо немного.

Тем более что и трилогия, порой кажется, не столько про любовь, сколько про жизнь в городах – все эти навороченные отношения то и дело становятся лишь фоном для своеобразного путеводителя, рассказывающего то про Испанию, то про Россию, а то, как нынче, про США. Съём нью-йоркской квартиры, общение с юристом, допрос иммиграционной службы – множество подробно расписываемых деталей говорят о доподлинном знании автором описываемого быта, что было бы хорошо для книги, но наводит уныние в кино.

Кадр из фильма «Китайская головоломка»
3
Кадр из фильма «Китайская головоломка»

Хотя Клапиш, как и раньше, насыщает экранное время разнообразными мимимишными придумками - шедевральные вступительные титры, эпизод-коллаж, оживающие фотографии, герой вдруг «переодевается» в средневековый костюм, а учить его уму-разуму приходят Шопенгауэр и Гегель собственными персонами. Сюжету по существу они ничего не добавляют, но настроение на минутку поднимают – жаль только, что минут в фильме больше, чем этих вот «фишек».

Мало помогает даже магистральная китайская тема: приключение с китайцем-таксистом, китайский чайный король, китайская невеста, китаянка-лесбиянка, Китайский квартал, сама Одри Тоту говорит по-китайски (комичная сцена)… Хочется, понятно, сделать вывод, что Америка полностью попала под влияние «азиатского друга», но режиссёру, скорее всего, больше нравится свойственное китайцам философское отношение к бытию, перенимаемое постепенно и главным героем. «Счастье – не наша тематика, нам нужна драма», - убеждает писателя его редактор, но придумываемое Клапишем кино всё равно стремится к более-менее счастливому финалу. Но если конечен фильм, то жизнь героев продолжается - и появление (когда-нибудь) четвёртой серии очевидно.

Кадр из фильма «Китайская головоломка»
4
Кадр из фильма «Китайская головоломка»

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)