+1
Сохранить Сохранено 7
×

Немного об автомобилевождении в Торонто, Онтарио, Канада. Канада для чайников. Часть первая.


Немного об автомобилевождении в Торонто, Онтарио, Канада. Канада для чайников. Часть первая.

Наверное скоро мы ходить разучимся // Уже привычка ездить в нас живет // Пройти пешком всего два шага мучимся // Сто километров на авто не в счет

В связи с переходом на новый уровень в игре “вождение в Канаде” - получением полной водительской лицензии Full G класса, очередная глава “Канады для чайников” будет автомобильной. Для местных жителей данный материал покажется банальным, местами наивным или чрезмерно напыщенным, но тем, кто за океаном, надеюсь, будет интересно узнать о некоторых нюансах автомобилевождения в Канаде.
Внимание! Данный текст касается, по большей части, Торонто и Онтарио. В каждой канадской провинции свои нюансы и свои особенности автомобилевождения!

Не могу сказать, что являюсь супер опытным водителем с невероятным стажем - до отъезда из Украины я крутил баранку автомобиля неполных 2 года, успев прочувствовать разницу вождения в Украине и вне ее (автопутешествие по Чехии, Словакии и Австрии очень сильно надломило мою веру в отечественных водителей, а тем более - дороги). После переезда в Канаду вопрос об автомобиле даже не стоял. Тут очень нелегко без автомобиля - расстояния немаленькие, круглосуточных ларьков под боком нету, поэтому, что в бытовом плане, что в вопросах работы, а тем более досуга, без машины жизнь не мила. Хотя все индивидуально - проживая в даунтауне и имея работу под боком, велосипеда и общественного транспорта должно хватать для решения всех насущных вопросов. Собственно, эта глава не о преимуществах или недостатках владения автомобилем. Я постараюсь вкратце обрисовать особенности и неожиданности канадского (торонтовского/онтарийского) машиновладения и машиноуправления.

ПДД в теории и на практике
Ну и начать хочется с самого начала - ПДД и поведения на дорогах. В очередной раз буду рассказывать о том, как менталитет, дорогая страховка и штрафы приучают к уважению и порядку на дорогах. Да, на канадских дорогах (обычных улицах, хайвеях и фривеях) в разы спокойнее и комфортнее, чем на украинских - это факт. При этом изучение ПДД выглядит достаточно примитивно - при подготовке к экзаменам все штудируют книжечку а-ля “Как правильно водить машину”. В этой брошюрке (книгой ее не назовешь) доходчивым и простонародным языком рассказывается об азах вождения (повороты, перестроение, остановка, разворот, парковка и т.п.); о безопасности на дороге и ответственности за рулем (на что обращать внимание, в каком состоянии садиться за руль, как управлять машиной в условиях плохой погоды, как уважать других участников движения); а также объяснены основные дорожные знаки, разметка, сигналы светофора. И никаких тебе зубодробительных формальных текстов, никаких “...в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9”. То есть, учатся люди не по учебникам, не по сухому набору выверенных текстов, а по самоучителю “для самых маленьких”.

Вообще по началу за рулем в Канаде можно встретить много непривычного. Здесь поворачивают направо при красном сигнале светофора (предварительно остановившись и пропустив всех участников движения), если это отдельно не запрещено (очень редко встречается). Здесь не запрещено пересекать сплошную линию, если это не создает опасной ситуации на дороге. Здесь выезжают из подворотни налево, даже если это 6 полосная дорога - главное, не создавать аварийную обстановку. Здесь для велосипедистов есть специальные выделенные полосы у края дороги, а если такой полосы нет, то велосипедисты (а их очень много) преспокойно делят дорогу с автомобилистами. Здесь практически все левые повороты выполняются со специально отведенных для этого полос, причем эти полосы есть не только на перекрестках, но и просто в местах примыкания второстепенных дорог.


Все вышесказанное (по идее) должно создавать повышенную напряженность и (как правило) аварийность на дорогах, но этого нет. Несмотря на то, что правила здесь учат не очень строго, а самими правилами разрешено гораздо больше, чем у нас, на дорогах уважения на порядок больше, а аварийных ситуаций - меньше. Подрезания и непропускания - это достаточно большая редкость, а не ежедневная обыденность. В любом месте слияния двух потоков автомобилей всегда действует негласное правило чередования машин через одну, то есть вливающиеся автомобили встраиваются в поток равномерно, а не накапливаются на въезде просто потому, что в основном потоке не нашлось желающих их впустить.

Еще одним достаточно непривычным нюансом в первое время были выделенные крайние правые полосы, по которым в указанное время могут ехать только такси, автобусы и машины с тремя и более пассажирами (иногда есть более мягкое разрешение - с двумя и более). Эти полосы дают приоритет общественному транспорту, а также стимулируют людей кучковаться и минимизировать количество автомобилей на дорогах. За соблюдением этого правила следят, пожалуй, строже, чем за превышением скоростного режима. Во всяком случае, именно на участках дорог с такими полосами я чаще всего видел дежурные полицейские патрули, внимательно всматривающиеся в автомобильный поток.

Согласно той самой ПэДэДэшной книжечке перед выездом на перекресток рекомендуется убедиться, что дорога за ним свободна, иначе участник движения может застрять на перекрестке и создать затор. Ничего вроде бы удивительного, в наших ПДД это правило тоже прописано четко и ясно. Достаточно примитивное и понятное требование, но в нашей пост-советской практике почему-то каждому водителю всегда важнее, чем всем остальным. Практически любая пробка состоит именно из таких дегенератов очень важных персон, которым было надо срочно выпереться на перекресток, хотя дальше было ехать некуда. Ну а в итоге все друг другу сигналят, матерятся, на светофор уже смотреть бессмысленно, перекресток встал.

В Торонто я увидел это правило в действии. Мало того, что никто не выезжает на перекресток, если за ним уже достаточно плотно, так зачастую можно встретить специальные места перед светофорами, где есть рекомендательные метки для облегчения выезда водителей из дворовых и прилегающих территорий. Вот, к примеру, тут видна поперечная короткая разметка, предлагающая водителю остановиться не на стоп-линии (видна впереди в 15-20 метрах), а в данном месте дороги, если впереди по ходу движения запрещающий сигнал светофора, и справа на выезде из переулка есть желающий влиться в поток или вывернуть налево. Удобно, практично и с большим уважением ко всем участникам дорожного движения. 

О регулируемых и нерегулируемых перекрестках
Возвращаясь к поворотам налево, стоит отметить, что крупные перекрестки практически всегда регулируются светофорами с дополнительной секцией (для левого поворота). Эти секции часто работают по расписанию (в зависимости от загруженности дороги в разное время), т.е. в разное время суток, разная длительность беспрепятственного левого поворота. Естественно, что разводят "левоповорачивающих" первыми, до включения основного сигнала. На узких улочках даунтауна левый поворот почти везде запрещен в будни в рабочее время, приходится крутиться через правый. А на не очень загруженных перекрестках многие светофоры оборудованы датчиками движения, отслеживающими появление машин с "непопулярных" направлений, и переключая зеленый свет на эти направления в таком случае.

На перекрестках, неоснащенных светофорами с дополнительной секцией, для предоставления права беспрепятственного левого поворота используется мигающий зеленый сигнал светофора (что сильно отличается того, к чему мы привыкли, наблюдая, как зеленый начинает моргать). Понятное дело, что и в этом случае, мигающий зеленый предшествует основному разрешающему сигналу, т.е. сначала пускают налево, а потом уже основной поток.

На сложных перекрестах вместо дополнительной секции используется вообще отдельный светофор или даже несколько светофров, управляющих исключительно движением по полосам, выделенным под левые повороты (фото ниже - не мое, гугло-поисковое).

Завидев мигающий красный (!) сигнал светофора, водитель понимает, что перекресток  не регулируется и превращается в all-way-stop, т.е. знаки "СТОП" во всех направлениях. О том, как канадцы справляются с такими перекрестками будет рассказано чуть-чуть ниже... Еще бывает и мигающий желтый, предупреждающий о возможной опасности и требующий снизить скорость и проехать перекресток с повышенным вниманием. 

Вообще, что удивительно, так это то, что я ни разу не видел ни одного неработающего светофора, или даже хотя бы одной секции. Практический пример из комментариев: Очень впечатляет, когда на перекрестке вырубается светофор. Перекресток автоматически становится all-way stop, и все дисциплинированно проезжают по очереди, даже на очень оживленных магистралях, - волшебное зрелище. Я наблюдал это 14 августа 2003 года, во время Великого Северо-Восточного Блэкаута. Как раз был час пик, все с работы возвращались. Проехал около 20 перекрестков, ни на одном не было затора. Я проникся...
В центре города, конечно, было тяжелее (там и торопыг больше), но, как рассказывали, на каждом перекрестке были добровольцы ис числа прохожих, регулирующие движение. Что удивительно, самозваных регулировщиков слушались - потому что лучше так, чем никак. :)
©

Кстати, светофоры размещаются не до, а за пересекаемой улицей, т.е. светофор, обращенный к водителю, висит над дорогой за перекрестком. Поначалу это было очень непривычно, т.к. перекресток возникал перед носом раньше, чем светофор. Но очень быстро к этому привыкаешь и понимаешь, насколько это удобно. Во всяком случае, будучи первым на перекрестке, не приходится выкручивать шею, чтобы увидеть сигналы светофора, висящего над тобой.

На всех перекрестках в обязательном порядке висят указатели, какая улица с какой пересекается - это очень удобно, всегда знаешь, где находишься.

На нерегулируемых перекрестках правило правой руки не используется, его никто и не знает. Все такие перекрестки оборудованы дорожными знаками, разъясняющими правила разъезда. В подавляющем большинстве случаев - это знаки "СТОП" со всех направлений. То есть, кто первым приехал на перекресток и встал на стоп-линии, тот и главный. Ладно бы это было только на маленьких улочках в тихом спальном частном секторе, где две машины в час. Нет, такие перекрестки встречаются и на достаточно оживленных улицах, например, возле супермаркетов (моллов). Более того, зачастую эти перекрестки расположены на дорогах с двумя и даже тремя(!) полосами в каждом направлении. Вот тут на гуглокарте пример такого перекрестка возле крупного торгово-развлекательного центра. Покрутитесь на месте, чтобы оценить масштаб трагедии - равнозначные дороги по две и три полосы движения, с левыми поворотами, с правом проезда исключительно по взаимопониманию и взаимоуважению водителей. Рыбное местечко было бы для гаишников и жестянщиков, если бы оно было не в Канаде...

Собственно, что за примерами ходить? Левобережные киевляне меня поймут, когда я вспомню идиотский регулируемый(!) перекресток на Осокорках возле "Эпицентра". Благодаря тому, что знаки приоритета ("главная дорога" и "уступи") на этой развязке установлены не очень логично очень нелогично, крупные и мелкие аварии там случались по нескольку раз на неделе (в выходные могли и несколько раз в день). На яндексокартах можно заметить легкое непонимание водителями происходящего на перекрестке :).

Кстати, о знаке "СТОП". В Канаде - это главный регулирующий движение знак. Им оборудованы практически все выезды из придворовых территорий, равнозначные перекрестки, места вклиниваний второстепенных дорог в главные потоки. При этом столь знакомый нам знак "Уступи дорогу" тут днем с огнем не сыщешь. Он есть, но его просто негде ставить - примыкания дорог, в основном, выполнены с помощью полос торможения/разгона, выезды из подворотен - с помощью стопов. На практике оказывается, что многие канадцы даже не знают толком, что этот знак обозначает...

О благодарностях и условных знаках на дороге
Отправляясь в автопутешествие по Европе, я был много раз предупрежден о том, что столь модная на Украине форма благодарности водителей в виде кратковременного включения аварийных сигналов, совершенно незнакома и непонятна за границей. Та же ситуация и с заокеанской заграницей - в Канаде аварийку включают исключительно по назначению: при вынужденной остановке на обочине (и то не всегда), а также, например, при резком снижении скорости на скоростном шоссе (хайвее/фривее) из-за затора впереди. Здесь принято благодарить жестами - поднятием или взмахом руки из окна или в салоне, встретившись взглядом с водителем в зеркале заднего вида.

Моргание фарами (в качестве информирования о желании пропустить кого-либо вперед себя) практически не встречается, во всяком случае, я наблюдал такое от силы 1-2 раза. На помощь опять приходят жесты. Возможно, такое обширное употребление жестикуляции произрастает из активно проповедуемого в автошколах и в уже упоминавшейся брошюрке принципа встречи взглядов. При неоднозначной ситуации на дороге здесь настойчиво рекомендуют выполнять следующее действие только после того, как водитель встретится взглядом с другим участником движения (или с пешеходом).

О дорогах, ремонтах и живых препятствиях
Есть тут одна известная шутка об Онтарио - в этой провинции существует только два времени года: зима и дорожные ремонтные работы. О зиме и других сезонах я вкратце уже рассказывал. Настало время поговорить о дорогах. Безусловно, онтарийские дороги - это не немецкие и не голландские, местами они могли бы быть и получше (хотя с родиной даже сравнивать не буду - все равно не в ее пользу будет). Есть в Торонто отвратные маленькие улочки с раздолбанным асфальтом, встречаются и крупные улицы с откровенно проблемным покрытием. Но дело в том, что об этом знают и пытаются исправить. Тут есть даже ежегодный рейтинг лучших и худших дорожных покрытий улиц провинции, результаты которого заставляют владельцев дорог задуматься над состоянием покрытия и стремиться к лучшему. В результате этого создается такое впечатление, что ремонтные работы ведутся всегда и везде.

И опять, в который уже раз я подчеркну уровень информативности общества - на этом сайте (бета-версия, иногда не работает, альтернатива - тут) можно легко увидеть все перекрытые в данный момент дороги, узнать причину, а также точные дату и время окончания ремонта. Как правило, для небольших ремонтов дороги перекрывают в ночное время. Вот так, к примеру, стал выглядеть участок скоростного шоссе Гардинер по направлению к центру города. Для укладки нового покрытия на трехполосном участке длиной 8-10 км в обе стороны движения (т.е. 6 полос) потребовалось перекрыть хайвей на 5 ночей. С 22-30 до 6-00 в течение одной недели.

Помимо ям, трещин, ремонтников на канадских дорогах (в том числе и в самом центре Торонто) присутствуют и другие препятствия - животные. Порой диву даешься, откуда в самом сердце каменных джунглей на хайвее, проходящем по второму ярусу дорог на приличной высоте, могут появиться еноты или сурки. Не менее часто по дорогам шастают белки и разные пернатые - утки да гуси. Не раз уж наблюдал картину, когда люди выскакивают из машин и тормозят движение остальных потоков, потому что стая гусей или уток вздумала перейти дорогу в этом месте.

Увы, на скоростных шоссе так просто не остановишь поток, да и помеху увидеть можно только в последнюю секунду. Видео ниже - позитивное, без трагедии, можно смотреть вместе с детьми и животными:
КЛИК .
 
Во второй части коснемся непосредственно обучения, экзаменов, полиции на дороге.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (1)

  • heck-aitomix
    heck-aitomix 05 сентября 2011

    Прошу прощения за фотографии - движок автоматически растягивает любую картинку на всю ширину ленты.

    Ответить
    0 +