Голливуд или трон?..
- 20 мая 2014 16:15
- Максим Марков
«Принцесса Монако» (Grace of Monaco)
Франция – США – Италия – Бельгия, реж. Оливье Даан, в ролях: Николь Кидман, Тим Рот, Фрэнк Ланджелла, Пас Вега, Паркер Поузи, Дерек Джекоби.
Распрощавшись с прошлым, голливудская звезда Грейс Келли покидает в 1956-м году Лос-Анджелес, чтобы счастливо жить со своим принцем – князем крохотного государства Монако. В декабре 1961-го Альфред Хичкок уговаривает любимую актрису вернуться в кино, предлагая лучшую роль в её жизни и миллионный гонорар. Грейс соглашается, супруг поначалу тоже вроде не против, но политическая ситуация такова, что вскоре поездка в Америку оказывается под большим вопросом.
Повествуя о событиях следующего года, фильм показывает нам, как внезапно – и к лучшему - переменилась жизнь главной героини (вернее сказать, не сама жизнь, а отношение к этой жизни). Причём это не то «внезапно», что было пять лет назад – когда её свадьба стала главным событием мировой светской жизни. Это другое «внезапно»: ведь прожив с князем несколько лет, Грейс Келли вкусила прелести своего нового положения далеко не сразу.
Уже эпиграф подсказывает основную, казалось бы, мысль: «Моя сказочная жизнь далеко не сказка». Понятно: княжеский дворец оказался золотой клеткой, где Грейс не дозволительно даже поднять упавшую вещь – для этого есть специально обученные люди. Хичкока, снявшего с ней три фильма, предварительно учат, как следует теперь обращаться к княгине, напоминая, что и наклонить голову тоже придётся. Что поделать – это старейший Дом в Европе, а стало быть: «Традиция, история, протокол». При этом лишних денег в стране нет, вся недвижимость заложена, но всё равно для местных матрон будущий бал кажется важнее ремонта больничного флигеля. Мысли же о разводе приходится пресекать на корню – иначе пострадают дети, которых супруг непременно оставит при себе как наследников трона. Короче, как запоздало говорит здесь сосватавший Грейс духовник, «в мечтах о браке с прекрасным принцем женщины редко представляют, что их ждёт».
Однако это только завязка сюжета. Предложенную Хичкоком роль Грейс воспринимает как очередной подарок судьбы, как возможность хоть ненадолго, но вырваться на свободу. Но это оказывается невозможно: вмешиваются могущественные внешние силы. Франция, угрожая военным вторжением, намерена включить Монако в свой состав, князь этому всеми силами противится, но раз за разом терпит на всех переговорах поражение. И хотя очевидно, что под угрозой европейская стабильность (ведь что будет, если большие страны начнут притеснять малые!), вскоре он остаётся в меньшинстве – и от него отворачиваются все, кроме любящей жены. Которая понимает, что её отъезд будет всеми воспринят как бегство, и ставит девиз «Семья превыше всего» во главу угла.
Осознав неизбежность выбора, отныне она подходит к роли, отведённой ей судьбой, точно так же, как подошла бы к роли в кино. Всегда прямолинейная Грейс старательно занимается с аристократом-репетитором, учит язык, тщательно репетирует королевские эмоции и даже идёт в народ, помогая на рынке и раздавая автографы – всё для того, чтобы стать в Монако своей. Непонятно, конечно, чего она ждала предыдущие годы, но сейчас, окончательно решившись, она следует завету того же духовника: «Ради вашей семьи вы должны стать идеалом» - и прощальному напутствию того же Хичкока: «Будь в фокусе, не выпадай из кадра».
Поверх этого наложен ещё и детективный сюжет: во дворце обосновался злостный шпион-предатель, портящий кровь такой положительной супружеской паре, а заодно – и целой стране. Также присутствует пара Аристотель Онассис - Мария Каллас, между делом Грейс снимает домашнее видео, ставя с детьми вестерны а-ля Джон Уэйн, а Хичкок в своём Голливуде вовсю работает над сценарием «Птиц». Кончается всё речью на балу Красного Креста, которая по произведённому эффекту сродни речи Хью Гранта из «Реальной любви» («Может, мы и маленькая страна, но мы великая страна» - в том же духе) и заставляет престарелого Шарля де Голля задуматься над вопросом: «Вы ведь и правда не бросите бомбу на княгиню Грейс?»
Столь подробный пересказ картины, надеюсь, многим поможет принять правильное решение: одних он только увлечёт, распахнув перспективы, другие сочтут, что полученные знания легко освобождают их от самого просмотра. Конечно, это довольно шаблонный, порой даже намеренно поверхностный фильм, нерв которого не соответствует лежащему в основе материалу. Но с другой стороны, глупо было рассчитывать, что это будет «Искусство»: когда речь идёт о принцессах, зрителям не нужна глубокая психологическая драма, достаточно и сияющего глянца. И это повеление создатели ленты прилежно выполняют - не давая большего, но и не ограничивая в меньшем. Критики при этом могут дуться сколько угодно – впоследствии диск с «Принцессой Монако» наверняка займёт своё достойное место в ряду красивых подарочных изданий, которые не стыдно подарить женщинам хоть на Восьмое марта, хоть на все прочие праздники.
Легко предсказать картине даже оскаровскую номинацию – за чудеса гримёров, превративших 46-летнюю Николь Кидман в 32-летнюю Грейс Келли. Только вот эти многочисленные крупные планы вызывают довольно странное ощущение – почему-то начинает казаться, что это последняя, прощальная роль некогда популярной актрисы, решившей вслед за своей легендарной героиней уйти из кино «молодой», пока лицо ещё не украсили морщины… Ощущение, конечно, ложное – у Кидман уже семь новых лент на подходе, но тем не менее… Тем не менее, переживаешь тут больше за неё, сегодня живущую, нежели за Грейс, чья судьба была и прекрасна, и трагична одновременно.
Кстати, фильм «Марни», в котором не суждено было сняться Грейс Келли, не стал событием и заслужил скорее вздохи сожаления, нежели восторги. Каким бы он был, пойди всё по первоначальному плану, гадать не приходится: история не терпит сослагательного наклонения.
В прокате с 22-го мая.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: