+32
Сохранить Сохранено 7
×

«Барсук» уже близко. Войско польское получит одну из лучших БМП в мире


«Барсук» уже близко. Войско польское получит одну из лучших БМП в мире

БМП Borsuk.

14 ноября в Учебном центре Сухопутных войск в Ожише состоялась презентация будущей боевой машины пехоты Войска польского Borsuk, которая в настоящее время находится на этапе квалификационных испытаний. 

Преемник уже изношенного BWP-1, представляющего собой польскую версию советской БМП-1, «Барсук» в настоящее время проходит квалификационные испытания, которые проверят возможности машины в деле преодоления различных видов местности и водных преград, её огневую мощь, а также противоминную и баллистическую стойкость. 

Предыстория

Как отмечает польское издание Defence24, Borsuk — далеко не первая попытка разработки БМП в стране. Первоначально польские конструкторы из нескольких компаний пытались «поженить» остатки советских технологий с современными разработками. Гливицким центром оборонной компании OBRUM и подразделением Polish Armaments Group — компанией ZM Bumar-Łabędy — были предприняты шаги по разработке новой БМП, а не по модернизации машин семейства BWP-1 или арттягача MT-LB (BWO-40). В то время как компания в своих поисках опиралась на многолетний опыт, связанный с проектированием и серийным производством бронированных гусеничных амфибий, центр в Гливице, имеющий опыт, связанный с производством тяжелых неплавающих бронированных машин, в основном танков и машин технической охраны, пошли совершенно в другом направлении, в русле общей тенденции проектирования БМП в западных странах. Это должна была быть неплавающая машина, но хорошо вооруженная и хорошо бронированная БВП-2000.

Это решение с довольно интересной конструкцией, поскольку оно является производным от машины, разработанной в 1980-х годах конструкторами из Польши и тогдашней ГДР. Идея создания такой системы вооружения родилась при попытках СССР передать Польше лицензию на производство среднего артиллерийского тягача МТ-С 1970-х годов постройки, который должен был стать преемником ATS-59, выпускавшегоеся большими сериями для СССР, и закончилась фиаско.

МТ-С разрабатывался на базе шасси, использовавшегося в том числе в 152-миллиметровой самоходной гаубице 2С3 «Акация». Однако польско-советская группа конструкторов, разрабатывавшая документацию для польского производства МТ-С, настолько конфликтовала, что в конце концов развалилась, и весь проект был свернут после создания всего десятка образцов. Тем не менее было решено, что предыдущие усилия не должны быть потрачены впустую, и был создан новый план, на этот раз в сотрудничестве с ГДР.

Отказ от другой концепции центра Gliwice — BWP-2000 — положил конец усилиям по «женитьбе» шасси Kalina с современными западными технологиями, содержащимися в башне OTO Melara.

Польская сторона отвечала за разработку шасси на базе артиллерийского тягача. Они получили кодовое название СПГ-1М. Однако проект, видимо, был проклят… Когда ГДР перестала существовать, дальнейшая совместная работа стала бессмысленной, и вся документация недостроенной машины была передана в OBRUM Gliwice.

Центр в Гливице давно искал применение своему проекту. Минный заградитель «СУМ-Калина», поставляемый военным в небольшом количестве, не очень прижился и был выведен из эксплуатации к 2015 году. В том же году шасси из того же семейства были окончательно сняты с производства после выпуска шасси для 155-миллиметровых гаубиц «Краб» производства HSW. 

САУ «Краб»
САУ «Краб». © topwar.ru

Изначально при покупке лицензии на британскую турельную систему AS90/52 предполагалось, что шасси для нее поставит польская сторона, в данном случае центр Гливице. Это произошло в 2000–2001 годах, но вскоре программу заморозили. Вскоре после того, как программу «Краб» возобновили и была поставлена первая партия из восьми гаубиц из так называемого модуля внедрения, стали появляться проблемы с качеством шасси «Калина», доставленного из Гливице. Программа самоходной артиллерии стандарта НАТО оказалась поставлена ​​под угрозу. Смелые решения в 2014 году о покупке лицензии на корейское шасси K9 решили проблему, и в 2015 году HSW представила первый Krab на новом шасси K9PL/PK9, том самом, которое в настоящее время производится на HSW.

В то же время ZM Bumar Łabędy представил BWP-2000. На шасси типа «Калина» была установлена итальянская башня OTO Melara T60/70A со стабилизированной 60-миллиметровой автоматической пушкой, двумя пулеметами (7,62 и 12,7 миллиметра) и двумя пусковыми установками противотанковых ракет TOW. Даже по меркам 90-х, когда проектировалась машина, это было мощное вооружение. Однако военные сочли, что BWP-2000 не оправдал их ожиданий по уровню баллистической защиты, хотя Bumar заявляла о готовности повысить уровень защиты за счет наложения на основную броню сегментов динамической защиты. Достоверных исследований, насколько должна была бы увеличиться в этой ситуации масса и без того достаточно тяжелой (около 29 тонн) машины и как это сказалось бы на ее тяговых свойствах, тем более что приводом был двигатель В-46 мощностью 791 лошадиная сила, не было. Конечно, машина с громоздким, достаточно высоким (2,5 метра) силуэтом и значительной массой не могла плавать, но сегодня трудно сказать, было ли это главным аргументом в пользу отказа от проекта. 

 BWP-2000
BWP-2000. © wikiwars.ru

Одним из вопросов, который долго не могли решить польские военные, было то, станет ли новая БМП плавающей или, наоборот, будет тяжелой и сильно бронированной. Выбор, сделанный в тендере, казалось, указывал на то, что требование плавучести по-прежнему чрезвычайно важно, хотя ни одна армия НАТО (за исключением, пожалуй, бывших стран Варшавского договора и Греции, которая использует российские БМП-1) не была оснащена амфибийными БМП.

Еще одним подходом к модернизации существующей или приобретению совершенно новой БМП стала универсальная гусеничная платформа Anders, разработанная OBRUM из Гливице и впервые представленная публике на выставке MSPO-2010.

Anders должен был представлять собой масштабный проект базовой боевой платформы с использованием того же шасси, на базе которого должны были быть построены две машины. Первой была БМП сначала с известной как КТО Rosomak башней Hitfist-30P, а позже с беспилотной башней Hitfist-OWS с 30-миллиметровой пушкой и двумя ПТРК Spike. Второй — WWO (Fire Support Vehicle), иногда классифицируемая как легкий танк, вооруженный 120-миллиметровой швейцарской гладкоствольной пушкой RUAG CTG (Compact Tank Gun). Хотя в декларациях производителя сообщалось о возможности дооснащения машины динамической защитой и даже израильской системой активной защиты Trophy, Министерство национальной обороны не поддалось на чары ни машины, ни ее названия. Естественно, «Андерсу» тоже не суждено было научиться плавать.

Последним актом в этом процессе создания БМП стал концепт универсальной гусеничной платформы Rydwan от 2011 года, включенный в оперативную программу «Модернизация бронетанковых и механизированных войск». Самоходный миномет, истребитель танков, разведывательная машина, а также целый ряд командно-штабных, инженерных и медико-эвакуационных машин. Проект не мог быть успешным не только потому, что на разработку тактико-технических предположений абсолютно универсальной системы ушли бы годы. Было также непонятно, кто будет отвечать за него.

«Барсук»

БМП-амфибия «Барсук»
БМП-амфибия «Барсук». © topwar.ru

БМП-амфибия «Барсук» — это современная гусеничная машина, предназначенная для мотострелковых подразделений. Экипаж состоит из трех человек — командира, наводчика-оператора и механика-водителя, а десантный отсек позволяет перевозить в район боя шесть солдат. «Барсук» приспособлен для работы на разной местности и в разных погодных условиях, он способен преодолевать даже широкие водные преграды. Максимальная скорость при движении по дорогам с твердым покрытием составляет 65 километров в час, а при плавании — до восьми километров в час. Боевая масса в базовом варианте — 28 тонн.

Проект находится на финишной прямой, и более тысячи таких машин имеют шанс быть поставленными в армию Польши. 

«Барсук» разрабатывался параллельно с не менее важным для ВС Польши проектом ZSSW-30 (Remotely Controlled Turret System) консорциума с тем же лидером — HSW SA. Контракт на разработку ZSSW-30 был заключен с консорциумом HSW SA и WB Electronics еще до того, как был выбран победитель конкурса на проект БМП «Барсук», — 29 марта 2013 года. Благодаря тому, что HSW, хотя и в разных консорциумах, руководил работой как над инновационными, так и над комплексными проектами, которые должны были в конечном итоге слиться в один конечный продукт — «Барсук», вооруженный башней ZSSW-30, удалось избежать путаницы компетенций, трений и споров между подрядчиками двух отдельных проектов.

БМП Borsuk в конфигурации, подготовленной для ВС Польши, состоит из шасси — универсальной модульной гусеничной платформы — и дистанционно управляемой турельной системы ZSSW-30, разработанной компаниями HSW SA и WB Electronics в рамках опытно-конструкторских работ, проводимых с 2013 года. Квалификационные испытания башни ZSSW-30, установленной на БТР Rosomak, завершились в 2021 году, а первые стрельбы ПТРК Spike-LR состоялись в 2016-м. Конфигурация системы многократно менялась, получив усовершенствования в области оптоэлектронной системы.

«Барсук» в комплектации с башней ZSSW-30 и комплексом бортового вооружения, включая 30-миллиметровую пушку и противотанковые управляемые ракеты, может бороться с пехотой, бронетехникой, в том числе танками и медленно летящими воздушными целями, и нейтрализовать ряд других угроз.

БМП-1
БМП-1. © соцсети

Одним из самых больших преимуществ БМП-1/БРП-1 считалась ее высокая динамика на поле боя, её высокая маневренность, возможная благодаря относительно хорошему соотношению боевой массы машины и мощности силовой установки. Удельная мощность БМП-1 (масса 14,5 тонн, мощность 300 лошадиных сил) — около 22 лошадиных сил на тонну. В случае с «Барсуком», хотя официальные данные о боевой массе машины в 26 тонн не совсем достоверны, а мощность силовой установки фактически составляет 720 лошадиных сил и не более, этот показатель составляет около 28 лошадиных сил на тонну. Это не огромная разница, но она многое говорит о том, насколько изменились технические и технологические возможности за 50 лет, прошедших между периодами проектирования обеих БМП. Это касается не только сферы тактико-технических характеристик, но и материалов, используемых для изготовления брони.

На следующем этапе испытаний будут оцениваться интеллектуальные системы. Оценкой боевой машины пехоты занимаются специалисты Военного института бронетанковой и автомобильной техники под контролем Квалификационной испытательной комиссии. В его состав входят представители Генерального штаба Войска польского, Инспекции поддержки вооруженных сил, Департамента инноваций Министерства национальной обороны, Агентства вооружений, Национального центра исследований и разработок, предприятия Huta Stalowa Wola SA и 15-го полка Механизированной бригады.

Тесты «Барсука» проходят в польском Военном институте бронетехники и автомобильной техники, который десятилетиями участвует в испытаниях машин, приобретаемых для Войска польского, а также в полигонных учебных центрах. 

В настоящее время в рамках первого этапа квалификационных испытаний проводятся «когнитивные испытания». В них принимают участие военнослужащие 16-й механизированной дивизии, в которую в первую очередь будут доставлены новые БМП. Благодаря этому они узнают о возможностях машины, а их наблюдения и комментарии позволят усовершенствовать конструкцию до того, как она будет принята на вооружение польских вооруженных сил.

Несмотря на то, что машины уже проходят квалификационные испытания, «Барсук» нельзя считать законченным проектом. Внедрение ASOP (Active Vehicle Protection System) до сих пор остается открытым вопросом. Вопрос выбора системы, которая будет использоваться на БМП, до сих пор не решен, конкретная система не указана на стадии эскизных работ, проектных работ или предварительных исследований. 

Тем не менее, как полагают обозреватели польских оборонных изданий, за период, прошедший с начала работ польской «оборонки» по первому проекту подобной сложности, с 2013 по 2014 годы за относительно смешную сумму — чуть более 160 миллионов злотых, то есть 33 миллиона долларов США, выделенных из центрального бюджета (по программе ZSSW-30 консорциум получил от правительства 88 миллионов злотых, по «Барсуку» второй консорциум получил, не учитывая недавно заказанную тестовую партию, субсидию в размере 75 миллионов злотых, сколько этому способствовали участники консорциума, в основном промышленные, в основном HSW и WB, не раскрывается) — Польша получает систему вооружения, которую можно уверенно классифицировать как одну из лучших в мире.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+32

 

   

Комментарии (1)

  • coyoteOdin
    coyoteOdin 17 ноября 2022

    ну оно и не удивительно. У поляков боевая техника была высококлассной в плане качества еще с довоенных времен.Например в 1930-е Польша занимала 4-е место в Европе и 5-е в мире по экспорту вооружений так что не удивительно, что поляки в очередной раз сделали высококачественную боевую машину

    Ответить
    0 +