Австралийские ученые придумали, как получать электричество из воздуха

Австралийские ученые из Университета Монаша в Мельбурне открыли «природную батарею» — фермент, который превращает воздух в энергию. Он создает электрический ток из того скромного количества водорода, что есть в атмосфере. Но этого будет достаточно, чтобы питать небольшие гаджеты.

Чудо-фермент нашли в заурядной почвенной бактерии под названием Mycobacterium smegmatis и назвали Huc. В отличие от всех других известных ферментов и химических катализаторов, он способен улавливать водород в микроскопических дозах — до 0,00005% от обычного воздуха.

«Нам уже давно известно, что бактерии могут использовать следы водорода в воздухе в качестве источника энергии, чтобы расти и выживать в экстремальных условиях, в том числе в антарктических почвах, вулканических кратерах и глубинах океана. Но до сих пор мы не знали, как они это делают», — сказал руководитель исследовательской группы доктор Рис Гринтер.

Еще одно важно свойство Huc — поразительная стабильность. Он сохраняет способность генерировать энергию даже после заморозки или нагрева до 80 градусов по Цельсию. Это означает, что Huc можно хранить в течение длительного времени. Подробные результаты исследования опубликованы в Nature.

Все это позволяет говорить о том, что в будущем воздух может занять свое место в ряду возобновляемых источников экологически чистой энергии, потеснив солнце и ветер.

По словам ученых, воздушные батареи могут стать основным источником питания в таких мини-устройствах, как переносные биометрические мониторы и различные датчики. А если дополнительно «подкормить» Huc водородом, он потенциально сможет производить достаточно энергии для питания наручных часов или смартфона.

Бактерии, вырабатывающие такие ферменты, как Huc, широко распространены и могут выращиваться в больших количествах, говорят авторы исследования. Сейчас они ставят перед собой задачу наладить производство Huc в объемах, достаточных для промышленного использования, чтобы дальше уже совместно с инженерами разрабатывать технологии «воздушной батарейки» и ее практического применения.