+0
Сохранить Сохранено 7
×

Россия строит новые торговые пути в Азию, чтобы обойти санкции


Россия строит новые торговые пути в Азию, чтобы обойти санкции

© unsplash.com

Россия продвигается вперед в строительстве двух новых транспортных коридоров, соединяющих Азию и Европу, стремясь ослабить западные санкции, в то время как беспорядки на Ближнем Востоке подрывают глобальную торговлю.

Морские и железнодорожные сети, проходящие через Иран, и Арктический морской путь могут усилить разворот Москвы от Европы в сторону азиатских держав — Китая и Индии. У них есть потенциал сделать Россию центром большей части международной торговли, даже несмотря на попытки США и их союзников изолировать ее.

Как сообщает Bloomberg, эти маршруты могут сократить время транзита на 30–50% по сравнению с Суэцким каналом и устранить проблемы с безопасностью, от которых сейчас страдает Красное море. Недавняя атака Ирана на Израиль лишь усилила нестабильность в регионе.

Западная коалиция избегает поддерживаемых Россией маршрутов, несмотря на потенциальную экономию средств, но крупнейшие экономики Азии и Персидского залива проявили интерес. Тем не менее остаются значительные препятствия.

Недостатки инфраструктуры

Северный морской путь
Северный морской путь.

Устаревшая инфраструктура Ирана сдерживает развитие Международного транспортного коридора «Север — Юг», соединяющего Индию с европейской частью России. И хотя арктические льды тают из-за ускоряющихся климатических изменений, что делает Северный морской путь (СМП) более жизнеспособным вариантом, вдоль удаленного побережья России сохраняются серьезные логистические проблемы.

Россия готовится инвестировать более 25 миллиардов долларов в модернизацию маршрута через Иран и улучшение инфраструктуры вдоль российского арктического побережья, включая флот ледоколов отечественного производства. Она также планирует патрулировать трассу СМП с помощью сети баз беспилотников, сообщили «Известия» со ссылкой на неназванного представителя Минобороны.

В мае прошлого года Россия предоставила Ирану кредит в размере 1,3 миллиарда евро на строительство жизненно важной железнодорожной ветки протяженностью 162 километра, которая соединит город Решт на побережье Каспийского моря с Астарой на границе с Азербайджаном. После завершения строительства железная дорога позволит доставлять грузы из Санкт-Петербурга в Бендер-Аббас, главный экспортный порт Ирана в Персидском заливе.

«Его строительство позволит нам наладить прямые и бесперебойные железнодорожные перевозки по всей протяженности маршрута „Север — Юг“. Это поможет значительно диверсифицировать глобальные транспортные потоки», — сказал президент РФ Владимир Путин в ходе видеоконференции с иранским коллегой Эбрахимом Раиси.

Защита от санкций

© unsplash.com

По данным Евразийского банка развития, пропускная способность маршрута «Север — юг», который включает в себя более протяженное железнодорожное сообщение через Центральную Азию и Транскаспийскую морскую сеть, может увеличиться на 85%, до 35 миллионов тонн в год, к 2030 году. Он соединит Россию с Ираном и Индией, а также, возможно, с остальной Южной Азией, странами Персидского залива и Африкой. В августе прошлого года Россия отправила свой первый прямой грузовой поезд в Саудовскую Аравию.

«Если другие маршруты будут перекрыты, этот продолжит работать, потому что он защищен от санкций. В этом основная идея», — считает аналитик Российского совета по международным делам Никита Смагин.

Благодаря продажам российской нефти и закупкам электроники, промышленного оборудования и автомобилей товарооборот с Китаем в 2023 году достиг рекордных 240 миллиардов долларов. Для сравнения: в 2020 году он составлял 108 миллиардов долларов. Товарооборот с Индией в прошлом году вырос почти до 64 миллиардов долларов с примерно 10 миллиардов долларов тремя годами ранее, поскольку Нью-Дели резко нарастил закупки российской нефти.

Растущая торговля России с Китаем уже побуждает Москву тратить миллиарды на модернизацию своих обширных восточных железных дорог, чтобы увеличить пропускную способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей к 2030 году.

Встречный ветер

© Лев Бубнов / Коллаж / ridus.ru

Не все пути на Восток развиваются, вопреки западным ограничениям. Кое-где идет обратный процесс. Торговый бум Турции с Россией замедляется на фоне ужесточения санкций США и ЕС в отношении товаров двойного назначения. По предварительным данным Министерства торговли Турции, ее экспорт в Россию в первом квартале сократился на треть по сравнению с предыдущим годом.

Развитие Северного морского пути также замедлилось из-за западных ограничений. В частности, они приостановили реализацию плана по экспорту сжиженного природного газа с завода Arctic LNG-2 в Азию, поскольку ключевые иностранные инвесторы заморозили свое участие. Санкции также аннулировали контракты с заводом на поставку специализированных ледокольных судов, необходимых для плавания в замерзающих водах.

Китайская судоходная компания Cosco прекратила использовать этот маршрут с 2022 года, хотя путешествие из Даляня (Китай) в Роттердам (Нидерланды) по СМП занимает около 33 дней против 48 дней по Суэцкому каналу. Весь транзит между Азией, Северной Америкой и Европой через Арктику, который в 2021 году составлял 40% от общего объема перевозок, прекратился из-за опасений по поводу введения санкций.

И это несмотря на продолжающиеся с конца прошлого года нападения йеменских боевиков-хуситов, поддерживаемых Ираном, на суда в Красном море и вокруг него, что вынуждает западные судоходные компании избегать Суэцкого канала и выбирать более длинный маршрут вокруг южной оконечности Африки.

В то же время портовый оператор Объединенных Арабских Эмиратов DP World в октябре 2023 года подписал соглашение с российским государственным атомным оператором «Росатом» о развитии контейнерных перевозок по маршруту Владивосток — Мурманск.

Большие надежды

В январе Путин присутствовал на церемонии закладки пятого из семи атомных ледоколов, которые Россия строит для эксплуатации на Северном морском пути, и назвал этот флот «огромным конкурентным преимуществом» для страны. Во время спуска на воду двух предыдущих судов в ноябре 2022 года он заявил, что эти суда «помогут России более полно раскрыть свой экспортный потенциал и создать эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго-Восточную Азию».

Индия тем временем инвестирует в Чабахар, единственный иранский порт с прямым выходом к Индийскому океану, после того как получила освобождение от санкций США.

Поддерживаемое Россией железнодорожное сообщение через Иран открывает путь в Центральную Азию, включая Афганистан, и «предлагает более короткий маршрут в Европу», сказала Bloomberg бывший консультант Секретариата Совета национальной безопасности Индии Вайшали Басу Шарма.

«Развивающиеся рынки наконец-то освобождаются от гегемонии, созданной развитыми странами», — заключила она.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)