+3
Сохранить Сохранено 7
×

ПРОСТО ВАЖНО ЗНАТЬ!


3 11 153

ПРОСТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

ТАК как же оно должно быть в России?

То, что в России нынче «всё не так» знает любой ребёнок. О том, как оно должно быть, публикуется масса материалов, начиная с проектов восстановления монархии, и заканчивая пошаговой разработкой либеральных реформ различных сфер государственной и общественной жизни. Вот и В.В. Путин давеча в «Коммерсанте» выступил с публикацией, наполненной заявлениями о будущих изменениях и что, дескать, «будем привлекать мнения из интернета», обещает реформу того, улучшение сего, коррупцию «так её и сяк».

Эти разговоры мы слышим уже давно. Всем понятно, что существующая сегодня система управления нашей сложной страной не удовлетворяет современным требованиям никак. При этом, однако, уже давно ясно, что реформами отдельных ведомств накопившиеся проблемы уже не решить – реформировать надо практически всё.

Так с чего же следует начинать? Непонятно, за что хвататься!

Мнения экспертов, политиков и оппозиционеров разнятся, но нигде я не услышал одной, самой важной, на мой взгляд, вещи.

Давайте, для начала, разберёмся, почему же всё, что связано с государством в России функционирует отвратительно. Конечно, во всех странах государственные предприятия и службы не являются самыми конкурентоспособными, но такое безобразие, как в России, разве что в Африке встретишь. Некомпетентность, воровство, коррупция. Даже в большинстве постсоветских стран ситуация лучше. Но почему?

У нас все эти органы, аппараты, министерства, службы и иже с ними функционируют отвратительно не потому что они от природы плохие, не потому, что там плохой начальник (хотя бывает), не потому, что там работают наши плохие и ленивые люди и даже не потому, что американцы направляют на Россию специальную микроволновую пушку, разлагающую народ - нет!

Они работают никудышно прежде всего, потому что никудышна сама система, в которую они встроены. Фундамента нет!

А фундаментом политической системы в любом современном государстве являются:

а) легитимность власти;

б) подотчётность власти;

в) верховенство закона.

И всё! Даже банально как-то. Но это очень важно! Нет смысла приступать к каким-либо реформам чего угодно, если не создан этот базис и каждый чиновник, начиная с Президента и заканчивая начальником ЖЭКа, не зарубил себе на носу, что именно на этих принципах базируется государственная власть и строго их соблюдает!

Больше ничего не надо. Честно! Именно те страны, которые добились наибольшего прогресса в воплощении этих трёх принципов сегодня, и могут похвастаться наиболее эффективным и гибким государственным аппаратом, и как следствие, прочным и устойчивым государством, экономическим благополучием и стабильностью (это не я лично придумал, взял из умных книжек).

Если это работает, то всё остальное становится аккуратненькими кирпичиками на этот твёрдый фундамент. Строительство здания начинают с фундамента. Это аксиома. Так почему же никто не говорит о том, что для того, чтобы в России построить современное государство тоже необходим фундамент? И именно с него надо начинать, а не с реформ МВД, РЖД, ЖКХ и иже с ними. Без фундамента они в очередной раз закончатся провалом. И с коррупцией бороться тоже бесполезно, если этого фундамента нет. Не побороть её без него, что мы и наблюдаем.

Теперь о каждом пункте немного подробнее.

а) легитимность власти

Легитимность власти это признание большинством подвластных права власти на управление ими. Легитимность в разные эпохи базировалась на разных принципах и идеях. Например, в очень древние времена легитимность вождя племени часто обуславливалась его способностью общаться с духами умерших предков. Достаточным фактором, обеспечивающим легитимность монарха в глазах народа, часто было его «бытие» помазанником божьим.

В современном мире общение с усопшими предками или божья воля легитимности уже, к сожалению или к счастью, не обеспечивают. Нынче принятым методом обеспечения легитимности власти являются выборы. Чаще всего всеобщие выборы в различных их вариациях. В глазах современных людей во всём мире, избранный в результате честных выборов правитель является в подавляющем большинстве случаев правителем легитимным, то бишь имеющим право управлять.

б) подотчётность власти

Выборы одновременно есть и главная форма отчёта власти о проделанной работе. Упрощённо - сработал плохо, тебя «убрали». Но, кроме того, и в периоды между выборами власть должна обязательно находиться под постоянным контролем. Есть разные варианты контроля, в т.ч. и «всевидящее око КГБ», но, как показывает практика, единственным реально работающим вариантом является контроль над работой власти посредством парламента (это в т.ч. и функционирующий принцип разделения властей), общественных организаций, прессы и даже отдельных граждан. Упрощённо: пресса вскрывает недостатки, парламент использует свои полномочия, чтобы заставить правительство эти недостатки исправить, общественные организации и граждане добиваются своего через суды. И вот здесь мы подходим к третьему пункту, который должен обеспечить работу первых двух. Это:

в) верховенство закона

Как мы все понимаем, без верховенства закона, т.е. соблюдения всеми, даже самыми высшими чиновниками и инстанциями установленных правил поведения, ничего нормально работать не будет. Не будет легитимности власти т.к. не будет возможности организовать и провести честные выборы, не будет подотчётности власти, т.к. не будет инструмента привлечения к ответственности представителей власти, нарушивших закон. Вплоть до этого :-)

Итак - круг замкнулся!

Важно, кстати, понимать то, что для достижения успеха все эти три принципа должны действовать одновременно и в комплексе. Например, есть страны, где власть, допустим, легитимна, и даже немного подотчётна но верховенство закона не действует (та же Украина). Результата не будет. Не будет результата и там, где законность соблюдается, но власть нелегитимна. Это вообще нонсенс какой-то.

Ещё маленькая оговорка для предполагаемых критиков. Речь здесь не идёт о результатах а-ля Китай, где имеет место быть просто аномальный рост экономики. Все страны на стадии индустриализации совершали подобный рывок. Такое бывает только один раз в истории страны, да и экономический рост сам по себе не есть показатель того, что в стране всё хорошо. Если устройство государства не отвечает современным требованиям, то экономический рост приведёт всего лишь к обогащению олигархической верхушки, а страна останется там, где и была. У нас речь, в любом случае, идёт о современном постиндустриальном обществе, в котором Россия на данный момент уже находится одной, хоть и хромой, ногой.

В России, между делом, власть не совсем легитимна, практически неподотчётна, про верховенство закона смешно начинать.

Строительством современной политической системы, хотя бы отдалённо напоминающей тот идеал, который мы тут описали, власть не занимается вообще. Даже наоборот, за 12 лет умудрились разрушить те зачатки, которые хоть и хилые, но были. Вместо этого создали дышащую на ладан «вертикаль», основанную на личном рейтинге одного-единственного гражданина страны. О каком-либо твёрдом фундаменте в таком случае и говорить смешно. Этого гражданина не будет и посыпется всё. И это в огромной, великой стране в 21 веке!

А ведь власть должна начинать именно с себя. Она должна первой строить систему легитимности и подотчётности, соблюдать законы, даже если это ей тактически не выгодно, даже если в краткосрочной перспективе это будет иметь негативные последствия. Стратегически это обязательно приведёт к коренным позитивным сдвигам для страны в целом.

Представьте себе, чего бы можно было добиться, если бы за прошедшие 12 лет власть занималась именно этим - строительством современного государства, эффективной политической системы, основанной на описанных принципах, а не набиванием собственных карманов параллельно со строительством архаичной макиавеллиобразной системы управления!

Что с демократией?

А как же быть с демократией, скажет вдумчивый читатель? Ведь именно о нехватке в России её, родной, мы постоянно говорим. А вот демократия, как таковая, здесь совсем и не является первой на очереди, как это ни странно звучит.

Поясним.

Для начало определимся, что мы имеем в виду, когда произносим заветное слово «демократия». В само это понятие все вкладывают очень разную начинку. На Западе, допустим, понятие «демократия», вообще, практически заменило собой веру в Бога. Во всех обращениях власти к народу о демократии говорится как о чём-то святом и очень ценном. И воюют за демократию, и продвигают демократию по миру и так далее. На самом же деле, для обывателей на Западе слово «демократия» ассоциируется в первую очередь вовсе не с принципом народного представительства. Слово «демократия» ассоциируется просто с существующим положением вещей. То бишь, относительное материальное благополучие, хорошо функционирующие госслужбы, медицина, образование и так далее. Про свободу тоже вспоминают, но это больше в противопоставлении тем странам, где государство применяет террор к собственным гражданам. Ну и опять же в массовом сознании благополучие как бы является следствием этой самой свободы.

В России же, как известно, слова «демократия» или «свобода» у большинства людей ни с каким благополучием не ассоциируются, а ассоциируются они, наоборот, с хаосом. Та мечта начала девяностых о «демократии» то бишь об обществе, где в магазинах 30 сортов колбасы растворилась бесследно.

Все эти ассоциации что «здесь», что «там» вполне объяснимы и понятны. Но это повод для отдельного исследования.

А на самом деле, демократия это всего лишь один из методов управления государством. Ни больше, ни меньше. Метод, имеющий свои положительные стороны, но и массу недостатков. Как помним, именно о демократии Черчилль сказал: «Демократия это самая плохая форма правления, хуже неё только все остальные, которые пробуются время от времени».

Так вот:

Если говорить о демократии просто как о системе управления страной, то демократия есть там, где как раз и соблюдаются описанные выше три принципа устройства современного государства. Она будет вроде как «в придачу». Легитимность власти, подотчётность власти и верховенство закона сделают демократию неизбежной.

Заключение

В общем, нынешней власти не «мнения из сети» надо учитывать, а фундамент строить. Не уверен, что нынешняя власть в состоянии такое сделать, а точнее – уверен, что не сможет. Если они этот фундамент построят, то на этом фундаменте им места уже не будет. На других принципах их власть основана. Этим должны заниматься новые люди, которые, надеюсь, рано или поздно к власти придут. Только вот они обязательно должны понимать – прежде всего: легитимность власти, подотчётность власти, верховенство закона. А потом всё остальное!

Илья Домбровский


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (7)

  • balaganov2010-3183
    balaganov2010-3183 14 февраля 2012

    тупее и глупее избирателей чем путиноидские не было даже у сталина
    такое стадо ослов ушастых

    Ответить
    0 +
  • Семен-мирза
    Семен-мирза 14 февраля 2012

    Смысл для нас все тот же самый - рыба гниет с головы. Все остальное ничего не значащие детали, которые можно решать по мере возникновения.

    Ответить
    0 +
  • ilja dombrovsky
    ilja dombrovsky 15 февраля 2012

    Согласен, это такая "сермяжная" суть вопроса. Вера в доброго царя неистребима, устаЮ всем растолковывать.

    Ответить
    0 +
  • jueves
    jueves 14 февраля 2012

    Пу и К° есть, чего терять. И за власть они будут держаться любыми средствами. И их не е.ет, легитимно ли они власть удержат, главное- удержать. И не из-за любви к Отечеству и народу, однозначно. Не ссыте, сограждане, Зю и Жи- не пройдут, Немцова с Рыжковым -ни одна мало-мальски уважающая себя сила в свои лидеры не выдвинет, как бы они не рвались. Миронов- вообще никто и звать никак. Обоср.лись уже вышупоименованные господа товарищи, и не раз. И Пу- иже с ними. Пора бы колоду поменять, эта уже пообтрепалась

    Ответить
    0 +
  • ПОЛЬЗОВТАЕЛЬ УДАЛЕН
    ПОЛЬЗОВТАЕЛЬ УДАЛЕН 15 февраля 2012

    ну и?
    выиграет зю---народ не такой глупый

    Ответить
    0 +
  • ilja dombrovsky
    ilja dombrovsky 15 февраля 2012

    Зю, давно марионетка Пу и Ко... Так что туда же и приплывём, опять будет тандем.

    Ответить
    0 +
  • ilja dombrovsky
    ilja dombrovsky 15 февраля 2012

    Согласен, но надо на них давить всеми силами. Если удастся добиться того, что доступ к ящику и выборам получит новое поколение политиков, йестных и порядочных, то надеюсь со верменем удастся власть просто законным путём, без переворотов поменять. Дай Бог...

    Ответить
    0 +