+3
Сохранить Сохранено 7
×

Приключение и наказание: инструкция по применению поездов в Индии


Приключение и наказание: инструкция по применению поездов в Индии

Насколько такой опыт приятен для привыкшего к удобствам европейского туриста? Мой ответ — все зависит от вашего бюджета и желания приобщиться к реальной Индии.

Скорее всего, многие люди, не бывавшие в Индии, при упоминании слова «поезд» представляют себе примерно такую картину: допотопный локомотив, забитый людьми настолько, что они висят в дверях и едут даже сверху. Реальность несколько далека от подобных представлений. Не стоит забывать, что Индия — страна разительных контрастов, и поезда являются наглядным примером этого утверждения. Вы можете путешествовать и как нищий, и как самый настоящий раджа — все зависит от вашего кошелька и степени брезгливости.

Железная дорога в Индии одна из самых протяженных и разветвленных в мире, более того — это самый крупный работодатель в стране. Ежегодно на поездах ездит около 8 с половиной миллиардов людей (это настолько важная отрасль, что в парламенте существует пост министра по железнодорожному устройству). Поезда могут доставить вас практически в любой уголок Индийского субконтинента, поэтому неудивительно, что поезд является излюбленным средством передвижения туристов. Однако путешественники всегда сталкиваются с множеством проблем, связанных со сложностью ж/д системы. В этой статье я попытаюсь разъяснить все ее тонкости, а также дам несколько полезных советов для начинающих путешественников.

Итак, обо всем по порядку. 

1

Покупка билетов

Естественно, как и у всех добропорядочных компаний, у индийских железных дорог есть официальный вебсайт, на котором можно приобрести билеты онлайн. Проблема лишь в том, что вы не сможете этого сделать, если у вас нет дебетовой или кредитной карты индийского банка. Но существует один хитрый сайт – cleartrip.com, зарегистрировавшись на котором вы свободно сможете приобретать билеты с помощью своей карточки, при этом сам сайт при операции будет забирать небольшую сумму в виде 2% от стоимости билета. Однако на этом сайте необходимо получить доступ к покупке ж/д билетов, что не так-то просто, и потребует от вас времени и небольших усилий. Здесь вы можете найти подробную инструкцию, как это сделать. Cleartrip.com в целом очень полезный сайт для путешествия по Индии, на нем вы можете также купить билет на автобус, самолет, и даже забронировать отель практически в любом индийском городе с небольшой, но приятной скидкой.

Если вы заранее планируете свой маршрут и не хотите от него отклоняться, то заблаговременная покупка билета просто необходима, так как билеты на поезда раскупаются с невероятной скоростью. Индийцы в целом очень мобильны и часто путешествуют внутри страны, поэтому, чтобы не остаться ни с чем, лучше позаботиться об этом заранее. Если же вы любите свободу, то можете покупать билеты и на станциях – всегда найдется способ доехать до места назначения, просто он может оказаться не очень удобным и приятным.

Как разобраться, какой класс подходит вашим запросам и бюджету?

С классами вагонов в Индии все очень сложно и запутанно, но разобравшись в этом хаосе однажды, вы больше никогда не будете испытывать трудности при покупке билетов (ну или почти не будете). Во-первых, в Индии, как и в России, существуют поезда дальнего и ближнего следования.

В поездах ближнего следования система разделения на классы довольно проста: это 2-ой класс, т.е. общие вагоны типа General, и 1-ый, который называется AC Chair Car. Второй класс – это что-то среднее между нашими электричками и вагонами-плацкартами, где вместо второй верхней полки располагается полка багажная. Во второй класс билеты продаются без определенного места и, что немаловажно знать, их неограниченное количество. В таких вагонах действует правило: «кто успел, тот и сел». И не стоит надеяться, что кто-то сжалится над вами, если вы уставшая белая девушка с тяжеленным рюкзаком – места уступать не принято даже старикам. Естественно, на полках при таком раскладе помещается до 8 человек, индийцы будут сидеть даже над вами прямо на багажных полках, а другим вашим соседом может запросто оказаться, например, коза. Логично предположить, что билеты в такой вагон стоят копейки, примерно доллар за 150-200 километров пути. Одно можно сказать с точностью: если вы решитесь на подобный экстрим, вы уже точно никогда об этом не забудете и, возможно (но только возможно), даже не пожалеете об этом. Общий вагон одарит вас впечатлениями на все предстоящее путешествие.

1-ый класс сильно отличается от 2-го, соответственно, и билеты стоят значительно дороже – примерно 10 долларов за 100 км. Такие вагоны являются аналогией нашего «Сапсана» или других сидячих поездов. Окна со звукоизоляцией, мягкие откидывающиеся кресла и даже скромный завтрак или обед.

Теперь перейдем к поездам дальнего следования. С ними все гораздо сложнее. Всего насчитывается пять классов вагонов: общий (general), спальный (sleeper), 3-ий класс (AC 3 Tier), 2-ой (AC 2 Tier) и первый (First AC). В общие вагоны так же, как и в поездах ближнего следования, продается неограниченное количество билетов, разница лишь в том, что тут вам придется провести стоя не 3 часа, а 23, если не больше. В общем, ощущения не из приятных. Однако есть у меня знакомые, которые умудрились простоять 25 часов в пути до Гоа. Плюс лишь один – в этом вагоне вы можете проехаться и вовсе бесплатно, потому что контролеры часто вовсе не заходят в общие вагоны, так как физически не могут в них протиснуться. Но если вы решили куда-то поехать за сутки или двое, и вам непременно нужно добраться до места назначения, а билет в класс получше вы не забронировали, общие вагоны всегда к вашим услугам. 

2

Следующий класс – так называемый sleeper. Это аналог нашего плацкарта с 3 полками вместо двух (багажных полок нет вообще, спинка нижнего сидения раскладывается в среднюю полку). Этим классом передвигается большая часть индийского населения – те, кому хватает денег, чтобы не ехать общим, а также просто непритязательный средний класс. 

Если вы хотите сэкономить, слипер – это отличный вариант. Билеты очень дешевые по европейским меркам: 7-8 часов пути обойдутся вам в 5 долларов. Есть поезда чуть дороже, есть чуть дешевле. Вам может повезти, и вы поедете в чистом новом вагоне, но стоит быть готовыми и к тому, что по полу будут бегать мышки, по стенам ползать тараканы, а из туалета будет доноситься легкий восточный аромат, даже несмотря на то, что его двери закрыты (на моей памяти такой поезд встречался лишь раз, но все же). Покупая билет на верхнюю полку, учтите одну интересную деталь: между вами и вашим соседом сбоку будет лишь полстены, остальная половина представляет собой железную сетку, поэтому, вероятно, всю дорогу на вас будут смотреть два (а может и больше) любопытных глаза. 

3

Если вы купили билеты на ночной слипер, стоит позаботиться о своих спальных принадлежностях, так как матрасы и простыни вам никто не выдаст. Если вы путешествуете зимой, спальный мешок – самый подходящий вариант, так как окна в слиперах не герметичны, отопления в этих вагонах нет, а если за окном плюс восемь, можете представить, насколько вам будет тепло. По правде сказать, сильнее всего в своей жизни я замерзала именно во время первой поездки по Индии в таком слипере ночью на пути в Варанаси, когда за окном было плюс 4, а я по незнанию взяла лишь простынь. На мне были толстовка и джинсы, которые не спасали совершенно, зато индийцы дружно смеялись, что люди из России так мерзнут в «жаркой» Индии. Если вы путешествуете летом, лучше прихватить с собой пару простыней, потому что будет невыносимо жарко, даже если вы откроете окна и включите все вентиляторы, что висят над вами.

Также нужно быть предельно внимательным к своим вещам: не оставляйте ничего без присмотра. Спите на рюкзаках, а обувь кладите под рюкзак (да, могут украсть и обувь, у нас однажды случилась такая забавная неприятность). По вагонам постоянно ходят люди, будь то разносчики чая, с утра до вечера занудно кричащие ЧАЙ-ЧАЙ-ЧАЙ, или просто какие-то люди, непонятно зачем бродящие по поезду, а также хиджры (каста гермафродитов и трансвеститов) и попросту попрошайки. Конечно, большинство индийцев – порядочные люди, в слиперах порой ездят очень обеспеченные индийцы, просто помните, что вас в толпе приметили все, а ваши личные вещи – главная цель местных воришек. Вообще, если вы едете компанией, и вам не страшны небольшие сложности, покупайте билеты в слипер. Там вы можете встретить интересных людей, которые не прочь рассказать о своей жизни. Да и просто потому, что это дешево, особенно если поезд ночной, и вы заодно экономите на отеле.

Третий класс отличается от слипера немногим, но стоит почти в два раза дороже. В этих вагонах герметичные окна, зимой они отапливаются, а летом там работают кондиционеры. К тому же, там вам выдадут пару простыней и подушку. В принципе на этом различия заканчиваются, вопрос лишь в том, хотите ли вы за эти удобства переплачивать в два раза.

Второй класс стоит как минимум в полтора раз дороже, чем третий. Такие вагоны устроены как наше купе, в каждом из которых по 4 полки. Полки мягкие и обиты обычно каким-то приятным бархатистым материалом вместо синего кожзаменителя, но от прохода вас отделяют не двери, а красные шторки. Там вы также можете получить спальные принадлежности, зимой не придется волноваться о сквозняке, а летом – о жаре. 

4

Первый класс – это класс для элиты, билеты в него зачастую дороже, чем билеты на самолет. Не все поезда оснащены такими вагонами, так как на них не такой большой спрос. Из 25-30 вагонов в составе вагонов первого класса не больше одного-двух. Там на купе обычно приходятся лишь две нижние полки, вам непременно дадут постельное белье и ужин и/или обед – в общем, обслужат по высшему разряду. Замечу лишь, что люди, путешествующие первым и вторым классом, как правило, очень богаты и высокомерны (влияет также то, что иностранцы находятся вне кастовой системы, то есть по сути даже ниже неприкасаемых), и вряд ли кто-то из них будет настроен на приятную беседу.

Если же вы хотите проехаться по Индии как настоящий раджа или британский подданный 19 века, к вашим услугам многочисленные туристические первоклассные поезда, курсирующие по самым популярным городам. Например, Palace on wheels, Royal Rajasthan on wheels, Maharaja Express, The Golden Chariot.

5

Большинство из них совершают недельный тур по центральной Индии и штату Раджастан, их интерьер и цены соответствуют названиям. По сути, это пятизвездочный отель на колесах с высококлассным обслуживанием, который провезет вас по самым примечательным городам Индии. Цены на эти королевские поезда разнятся, и начинаются от 150 долларов за ночь. Вы можете забронировать номер в этом поезде как на несколько ночей, так и на всю поездку. Некоторые из поездов настоящие отреставрированные личные паровые локомотивы раджей и британских подданных, занимавших высшие посты в Индии. Путешествуя на таком поезде, вы полностью окунетесь в атмосферу Британской Индии, прочувствовав романтику и роскошь изысканного прошлого.

6

О, эти странные индийцы

Теперь перейдем к самому интересному, так скажем, к перчинке индийской ж/д системы. Во-первых, самое главное отличие ее от российской в том, что в Индии продается неограниченное количество билетов в любой класс. В результате, после того, как количество купленных билетов превышает количество мест, формируется так называемый список ожидания – waiting list, приводящий в ступор многих начинающих путешественников. Зачем существует этот список ожидания? 

Нам сложно ответить на этот вопрос, западным людям такая система кажется очень запутанной, но вероятно ей, и только ей, удается регулировать невероятный пассажиропоток. Как же он работает? 

Предположим, в поезде 300 мест в слипере, и все они уже выкуплены (такой вариант возможен даже за месяц до отправления поезда), но люди продолжают покупать билеты на этот поезд, и тогда они попадают в список ожидания. В их билете в строчке, в которой обычно указывается место пассажира, будет строчка waiting list, а также порядковый номер, говорящий о том, каким по счету в списке ожидания является пассажир (порой встречаются абсурдные по нашим меркам цифры, самое большое количество людей, которое я видела в списке ожидания – 324). 

Люди часто сдают билеты, но возвращенные билеты не оказываются в продаже, а автоматически переходят к людям в списке ожидания. Таким образом, на 300 плацкартных мест в среднем приходится 25-40 сданных билетов, то есть, если ваш порядковый номер в пределах 30, вы попадете на поезд. Случается, что сдают и около 100 билетов, тут как повезет. Хитрость лишь в том, что о том, получили вы место или нет, вы можете узнать только на вокзале непосредственно перед прибытием поезда на специальных стендах (если вокзал большой и это начальная станция), либо, самое интересное, – в самом поезде. В каждом вагоне в специально отведенном месте приклеен листок со списком пассажиров и местами, предоставленными им. То есть, как только поезд прибудет, вам нужно бегать от вагона к вагону и искать себя в этих списках счастливчиков. Правда, может случиться так, что список в пути порвется, оторвется, испачкается, и вам придется прыгнуть в поезд и рассчитывать только на удачу, так как в вагонах нет проводников.

In article 7051f49ed9
7

На весь поезд есть всего один контролер (ticket checker, и не удивляйтесь, если индийцы вам настойчиво будут говорить, что вам нужен tickichicki), который в лучшем случае придет через час после того, как вы сядете в поезд (случается, что он вообще не приходит). Поэтому прежде, чем садиться, убедитесь несколько раз (лучше спросить 3-4-х человек), что это точно ваш поезд, и вы не окажетесь с утра в тысяче километров от места назначения. Бывает так, что, несмотря на информацию на табло, поезда прибывают не на указанную там платформу, хотя и крайне редко. 

В этом плане у индийцев все довольно четко, на многих вокзалах над платформой через каждые метров тридцать висит электронное табло, на котором высвечивается номер поезда, а также номер вагона, который должен остановиться рядом с этим табло, что очень удобно, учитывая, что индийские поезда останавливаются не больше чем на 5-10 минут (а они вечно опаздывают, однажды мне пришлось ждать какой-то «экспресс» целых 8 часов), поэтому настоятельно не рекомендую выходить покушать на остановках. И учтите, что вы вряд ли приедете в нужный вам город вовремя, поэтому тормошите индийцев и спрашивайте, спрашивайте и снова спрашивайте, когда выходить.

Итак, вернемся к листу ожидания. Вообще, по правилам, все, кто не попал в поезд, должны пойти и сдать билеты и получить свои деньги обратно, но, согласитесь, вряд ли кто-то будет покупать 200-е место в списке ожидания, если человеку не так уж нужен билет. Поэтому большинство индийцев не сдают билеты, а со спокойной совестью садятся на поезд и располагаются на полу, или, по простоте душевной, просят незнакомца поделиться своей полкой. Однако это касается лишь слипера, в остальных классах запрещено спать на полу. И вот с вами запросто может оказаться не 7 соседей, а 15, и люди будут повсюду, так что даже ступить будет некуда. Контролеры берут с таких путешественников небольшую мзду за разрешение остаться и не покидать поезд. Случалось мне видеть и непосредственную покупку билета у контролера, конечно же, нелегальную. Таким образом, индийские ж/д перевозят намного большее количество пассажиров, чем официально заявлено. Несложно догадаться, что они получают и намного большее количество денег с продажи билетов.

8

Казалось бы, как еще можно это все усложнить и поперчить, но на этом индийский колорит не заканчивается. Есть какой-то процент мест, который оставляют в поезде для так называемой RAC квоты. Эти места делит некоторое количество счастливчиков (сомнительное счастье для европейского путешественника), которым не досталось целого места в вагоне слипера, то есть полку делят два человека из списка ожидания. Конечно, женщину не подселят к мужчине, но, как ни крути, я всегда опасалась оказаться в этой квоте, когда мне случалось покупать билет в список ожидания.

Но и на этом еще не все. Существует еще некоторое количество квот, предусмотренных для разных категорий людей. Для женщин в возрасте, студентов, и, что очень важно, для путешественников, – туристическая квота. То есть для иностранцев всегда оставляют какое-то количество билетов (только на популярных маршрутах) – чаще всего 2-4 билета в слиперах на весь поезд и по 2 в других классах. Билеты по такой квоте купить можно только в крупных городах и на крупных вокзалах или в специальных ж/д центрах. При этом мало быть иностранцем, необходимо иметь именно туристическую визу. Если туристическая квота – ваш последний вариант, но у вас другой тип визы, мой вам совет – попытайте удачу, возможно, ж/д работник попросту не обратит на это внимания, засмотревшись на ваше очаровательное фото в паспорте.

В день отправления поезда вы также можете рассчитывать на свой последний шанс – tatcal квоту. Продажа этих билетов начинается с 8 утра как онлайн, так и на вокзалах. Зарезервированных мест не так много, и стоить они будут в полтора раза дороже, чем обычно. Если вы решили выцепить такой билет, советую штурмовать сайт ровно с 8 утра, правда, если выбранный вами поезд окажется очень популярным, сайт будет нещадно виснуть при покупке этого билета.

9

Напоследок могу дать один совет – если ваш слипер оказался просто невыносимым, вы можете пройти в вагоны более высокого класса (лучше не выше 3-го) и при наличии мест устроиться там, а разницу в цене заплатить контролеру, или просто прикинуться наивным иностранцем и просидеть там какое-то время, пока не придет контролер, который, возможно, и не выгонит вас и даже не заставит платить, если вы слезно будете рассказывать о том, как плохо в вашем вагоне.

А в целом, дерзайте! Бояться индийских поездов совершенно не стоит – это одно из самых увлекательных и запоминающихся впечатлений от путешествия по Индии. Вы можете опробовать все и сразу, прочувствовать все стороны индийской жизни. Самые забавные приключения случаются именно в поездах и на вокзалах, капельку адреналина и море веселья я вам гарантирую.

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (1)

  • Dudikoff
    Dudikoff 19 ноября 2014

    Явная реклама мутного вебсайта под видом рассказа о том, как лучше и комфортнее путешествовать с мышками, тараканами, гермафродитами и прочей нечистью по большой помойке.

    Ответить
    0 +