+9
Сохранить Сохранено 7
×

Первый год Минкомсвязи Николая Никифорова


Первый год Минкомсвязи Николая Никифорова

История вопроса
В 2012 году Николай Никифоров появился на первой официальной встрече со своими подчинёнными вместе с Аркадием Дворковичем и бывшим министром связи Игорем Щеголевым. Старожилы министерства благожелательно ожидали нового руководителя, с которым связывались ожидания динамичного развития.

Ранее Николай Никифоров возглавлял Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, и именно этот регион быстрее других достиг успеха во внедрении электронных услуг и в других крупных проектах. Теперь ему предстояло перейти с регионального на федеральный уровень работы.

Новый министр и его предшественник, который продолжит курировать связь в качестве помощника Президента, условились сотрудничать и в дальнейшем. "И мне было очень приятно, что Игорь Олегович пригласил меня вчера на неформальную встречу с коллективом, на которой меня приняли очень тепло", – отметил Николай Никифоров. По его словам, они обговорили широкий круг вопросов, и в будущем планируется тесное рабочее взаимодействие.

Игорь Щеголев сделал новому министру своеобразный «подарок» к назначению. Два замминистра из команды Щеголева возглавили федеральные агентства в структуре Минкомсвязи – Олег Духовницкий Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина № 632-р от 23 апреля 2012 года назначен руководителем Федерального агентства связи (Россвязь), Александр Жаров Распоряжением от 3 мая 2012 года №702-р был назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Таким образом, все карты и рычаги для формирования здоровой и эффективной команды оказались в руках нового министра.

Первые шаги
Многообещающих заявлений на пороге новой должности Николай Никифоров не давал. Но публично пообещал в скором времени определиться с приоритетами и сказал, что ведомство должно показать результаты работы уже через полгода. Требование изыскать те самые результаты работы в течение трех месяцев министр озвучил на одном из первых совещаний с руководителями структурных подразделений.
Следующим заявлением для общественности в исполнении Н.А. Никифорова было то, что глобальные кадровые перестановки он делать не планирует, т.к. коллектив Минкомсвязи состоит из сплоченных и сильных сотрудников.

Но уже 7 сентября в адрес Дмитрия Медведева было направлено письмо с инициативой по совершенствованию структуры и увеличению размера оплаты труда сотрудников Минкомсвязи. В документе предлагалось более чем в два раза сократить штат ведомства и за счет этого в три раза поднять среднюю заработную плату.

Самую большую прибавку к доходу Николай Никифоров запланировал себе. По сообщению «Известий», новый министр хотел увеличить свой оклад в 10 раз — с 240 тысяч рублей до 2,5 млн. рублей в месяц. Что почти в 2,5 раза больше зарплаты нынешнего Президента США Барака Обамы. Своим двум заместителям Николай Никифоров планировал назначить зарплату в размере 1,3 млн. рублей каждому вместо 190 тысяч рублей в месяц, другим двум — по 950 тысяч рублей вместо 172 тысяч.

Количество сотрудников предлагалось сократить более чем вдвое.
В настоящее время в Министерстве числится чуть менее 350 человек. Уже в I квартале 2013 года ожидалось, что Николай Никифоров уменьшит число сотрудников Минкомсвязи до 200 человек, а фонд оплаты труда поднимет с 298,6 млн. рублей до 608 млн. рублей. Данные предложения не нашли должной поддержки в Аппарате Правительства РФ.

Так на прошедшем в октябре 2012 года совещании по вопросам развития в регионах системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) тогда еще вице-премьер Владислав Сурков потребовал от Николая Никифорова устранить проблему с низкой готовностью органов власти в регионах к электронному взаимодействию при оказании гражданам государственных услуг. «Известия» цитировали В.Ю. Суркова: «Сокращать людей будете, когда работу сделаете. Для этого нужны люди, а не проценты в докладах».

Первоначальные порывы по увеличению заработной платы в итоге нашли свое отражение в приказе за подписью Николая Никифорова от 14.03.2013 № 49 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации», где в пункте 2.3 указано «Установление особого порядка оплаты труда государственных служащих Минкомсвязи России в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы». Срок реализации - октябрь 2013 года. Таким образом, очередная перетасовка кадров вполне вероятна к середине наступившего года.

Также Николай Никифоров попросил выделить ему 150 млн. рублей в год для своего личного специального фонда, из которого он планировал оплачивать экспертно-консалтинговые услуги третьих лиц без предусмотренных законодательством конкурсных процедур. В частности планировалось оплачивать услуги иностранных консалтинговых компаний, которым предполагалось передать функции по разработке отраслевых законопроектов.

К настоящему времени в структуре министерства, обновившего штат управленцев на 70%, сформировано 12 департаментов при 6 заместителях министра, несмотря на то, что Николай Никифоров говорил, что сохранит преемственность коллектива прежнего главы ведомства. А ведомстве ходит на согласовании ходит приказ об увеличении количества департаментов уже до 15.

На этом изменения не закончились.


Из четырех заместителей министра пока своё место сохранил только один — статс-секретарь Александр Маслов, который, по всей видимости, после награждения «отставной медалью» на коллегии Минкомсвязи 23 мая, переходит в ОАО «Ростелеком», где, скорее всего, сменит Наума Мардера, критику, со стороны которого министр Никифоров не смог простить.

С приходом Николая Никифорова из Министерства связи и массовых коммуникаций первым ушёл замминистра Илья Массух, отвечавший за вопросы IT. Перед уходом он сделал ряд громких заявлений и выступил с резкой критикой курса Никифорова.

В новом составе отказался работать легенда Минкомсвязи Наум Мардер, который начал свою работу в Министерстве в 1980 году и прервал его только на время правления Реймана.

Перед подписанием премьер-министром прошения об отставке Наум Мардер назвал неразумными некоторые инициативы, поддерживаемые Николаем Никифоровым, в том числе, указал на отсутствие экономической обоснованности в проекте обеспечения повсеместного широкополосного доступа в интернет в Российской Федерации и на поспешность в разработке особо важных подзаконных актов.
Достаточно тихо покинул должность замминистра Александр Малинин, ведовавший вопросами телевидения.

Из 12 директоров департаментов свои места сохранили двое: Ларина и Тихомиров. Эти два, по достоверной информации, покинут стены министерства в ближайшее время.

Дополнительно стоит указать на тот факт, что министр весьма ярко выступает на заседаниях по Открытому правительству, делает множество заявлений о транспарентности и готовности к общественному контролю, однако все назначения делаются под покровом тайны, негласно и явно с учётом интересов различных групп влияния.

Новые связисты
Начатая молодым министром кадровая перестановка привела к смене 70% специалистов и почти всех руководителей рангом выше начальника отдела, что уже привело к значительному торможению деятельности Министерства, утверждают источники. В кулуарах ведомства обсуждают желание министра стремление окружить себя молодыми, начинающими коллегами, с которыми он бы не испытывал чувства неуверенности.

К концу прошлого года со своих постов стали уходить и ставленники самого Николая Никифорова. Так, приехавшая из Татарстана на должность помощника Ольга Стрыхарь уволилась, не проработав в Минкомсвязи и года. Именно Ольга Стрыхарь была пресс-секретарём Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, когда его главой был нынешний министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. В мае того года после назначения его федеральным министром она переехала работать с ним в Москву. В настоящее время она вернулась обратно в Татарстан. По слухам, причиной увольнения стал конфликт с одним из зам. министров – Денисом Свердловым, отвечающим за закон о почтовой связи. Советник нового министра Борис Оникнул также перешёл из министерства на другую работу.

Минкомсвязь версии 2.0, как её теперь называют, претерпела еще несколько серьезных пертурбаций организационного характера. Так в свою очередь классические для федеральных министерств совещания с участием руководителей служб и агентств, директоров департаментов более не проводятся. Со стороны может показаться, что в обновленном ведомстве отныне все идет само по себе, однако на самом деле это не так.

Попытка применить плоскую модель формирования орг. структуры в рамках госоргана на данный момент привела лишь к краху логики принятия решений. В соседних кабинетах специалисты могут работать над одними задачами и в итоге направить «наверх» два противоположенных результата. А отсутствие четко закрепленного распределения обязанностей и полномочий между заместителями приводит к росту интриг и постоянным склокам между группами влияния в здании на Тверской, 7. И как факт по данным Минфина телекоммуникационное министерство занимает прочное место лишь в седьмом десятке среди главных распорядителей бюджетных средств в российской системе органов исполнительно власти, а точнее №85.
По данным на 1 апреля 2013 года министерство освоило 1 млрд. из 15,1 млрд., выделенных на расходы по всем статьям. В качестве примера отметим, что критикуемое на всех уровнях Минобразования имеет показатель в 126 млрд. из 391.

Для укрепления связей «новых связистов» в начале марта сотрудники Минкомсвязи во главе с министром провели уличный тимбилдинг в форме игры-квеста. Столь популярное в бизнес среде мероприятие не принесло ожидаемых результатов

С сентября 2012 г. в Минкомсвязи директором департамента по организационному развитию, курирующем, в том числе и кадровую политику, работает Светлана Ершова, бывший вице-президент по оргразвитию оператора «Скартел», приглашённая Денисом Свердловым. В «Скартеле» Ершова применила ряд инновационных методов управления персоналом, однако в системе гос. управления данный тимбилдинг явно выглядел как «пир во время чумы» и произвел впечатление лишь на рядовых специалистов, вызвав, в свою очередь, неоднозначные оценки со стороны руководителей.

Проведя беглый анализ активности министра, становится очевидным тот факт, что руководитель не пытается вникнуть в глобальные проблемы всей отрасти и сосредоточен лишь на том, что понятно и интересно именно ему.

Как пример показателен блок работы со СМИ. Данное направление было отдано на откуп замминистра Алексею Волину. Свидетельством невмешательства может являться сохранение поста Екатериной Лариной, а также отсутствие организационных изменений в Департаменте гос. политики в области СМИ. Из-за отсутствия единой политики и контроля со стороны министра Волин начал удивительную, простите за каламбур, вольность, после чего Николаю Никифорову пришлось буквально оправдываться за слова своего заместителя, сказанные в стенах журфака МГУ. И это лишь та малость, что попадает на ленты информагентств.

Целью данной статьи было представить читателю адекватный и компетентный синопсис состояния одного из самых обсуждаемых министерств и в заключении предлагаем вам краткий бриф по тем результатам, которые были получены руководителями отраслевого ведомства.

Отмена мобильного рабства.

Поправки в закон «О связи», разрешающие абонентам сохранять номер мобильного телефона при смене оператора, президент России Владимир Путин подписал в декабре 2012 года. Основанием для сохранения своего номера телефона при смене оператора является решение абонента без необходимости получать согласие уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Пользователь должен погасить все долги перед оператором связи, а провайдер мобильных услуг должен обеспечить передачу номера в сеть другого оператора связи.

По закону переносимость номеров должна быть внедрена с 1 декабря 2013 года. Оператор может брать за предоставление услуги плату, не превышающую 100 рублей. Сначала она будет предоставляться на региональном уровне.

Однако мобильные операторы могут не успеть внедрить услугу переносимости номера к 1 декабря 2013 года, заявил глава Министерства связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров в эфире радиостанции «Эхо Москвы». «Операторы связи говорят, что они хотят попробовать не успеть к 1 декабря ввести переносимость телефонного номера. Мы хотим с этим не согласиться, но очевидно, что если технической готовности не будет, то нужно будет думать про какой-то переходный период», — сказал министр. Он отметил, что позиция поставщиков мобильных услуг «не совсем устраивает министерство».

Куратор проекта в Правительстве Аркадий Дворкович при первой возможности, как может, защищает один из своих имиджевых проектов, реализация которого в установленные сроки уже находится под угрозой.

Отставка генерального директора «Ростелекома»

Минкомсвязь под руководством Николая Никифорова со второй попытки смогла сместить Александра Провоторова с поста главы «Ростелекома».

28 марта совет директоров крупнейшего в РФ телекоммуникационного оператора «Ростелеком» на заседании утвердил досрочную отставку президента компании и назначение на эту должность сооснователя и бывшего гендиректора «Национальных кабельных сетей» (сейчас «дочка» «Ростелекома») Сергея Калугина. Инициатор в лице министерства не скрывал своего желания любыми способами сменить назначенного летом 2012 года на очередной срок Провоторова. Дабы не будоражить умы граждан Сергей Калугин публично отказался от «золотых парашютов».

Это бесспорно следует считать аппаратной победой Минкомсвязи. Вообще постоянная смена глав подведомственных предприятий это буквально «модный тренд» новой команды, как например ситуация с ФГУП «Связь-Безопасность», и исполняющим обязанности генерального директора, выходцем из родного Николаю Никифорову Татарстана, С.А.Тощевым, который возможно еще является и членом совета директоров
ОАО «Социальная карта», управляющей компанией, оператором и интегратором проектов «Универсальная электронная карта» и «Электронная транспортная карта» в городах России.

Почта России
По аналогии со сменой Провоторова планировалось провести и смену генерального директора крупнейшего почтового оператора – государственной «Почты России». Однако, по всей видимости, возможности Александра Киселева были недооценены и вместо плавной смены руководителя одной из самых критикуемых в России компаний Министерство смогло лишь перевести ФГУП из подчинения Россвязи непосредственно в Министерство, и после череды скандальных публикаций в прессе, которые носили явно заказной характер, с трудом протолкнули кандидатуру бывшего гендиректора Теле-2 – Сергея Страшнова. Интересно, что текст приказов от 19 апреля об увольнении Киселева и назначении Страшнова убрали с официального сайта ведомства.
В случае с почтой победа Николая Никифорова в одночасье может превратиться в гирю, которая утянет ведомство на самое дно. Уже привыкшее к нападкам со стороны граждан Федеральное агентство связи было щитом, ограждавшим имидж ведомства от славы «токсичного почтового актива».

После переподчинения проявилась удивительная вещь. Складывается впечатление, что министр боится принимать решения по ныне подведомственному ему предприятию, это выражается в том, что по всем вопросам он консультируется через засекреченный документооборот со «старшим товарищем» Аркадием Дворковичем. Таким образом, Никифоров фактически перекладывает всю ответственность за будущее предприятия на Правительство.

Подтверждением неопределенности и непонимания способов решения проблемы могут служить слова самого Николая Анатольевича высказанные 15 апреля 2012 года в интервью корреспондентам радиостанции «Эхо Москвы»: Предприятие (Почта России) нуждается в серьезной перезагрузке и модернизации, мы готовим комплексную программу. Для того чтобы быстро принимать эти решения и быстро их реализовывать, собственно, потребовалось то решение, которое было принято. Почта России – это такое предприятие, где революция, в принципе, невозможна. Мы должны наладить, как часы его эффективную работу. Бессмысленно ждать от Почты каких-то быстрых результатов, каких-то чудес. Они не произойдут».

От службы в министерство
С марта 2013 года в прессе неоднократно появлялись сообщения о том, что Минкомсвязи намерено забрать у Роскомнадзора полномочия по проведению торгов на радиочастоты. Спектр планируется распределять через аукционы, а не по конкурсу.

"Организация торгов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи", - говорится в проекте постановления правительства РФ, подготовленном Минкомсвязи. Согласно документу, торги в форме аукциона или конкурса будут проводиться за счет средств федерального бюджета, выделяемого Минкомсвязи. Для принятия решения о выставлении частот на торги необходимо решение Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) об ограниченности спектра.

Ранее заместитель министра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов заявлял, что на аукционы будут выставляться все частоты, в том числе требующие конверсии (очистки от радиоэлектронных средств военного и специального назначения). При этом продаваемые частоты будут обременены обязательствами по срокам развертывания сетей и качеству предоставляемых услуг, уточнял он ранее на пресс-брифинге. Таким образом, Министерство, скорее всего, учтёт перевод полномочий от своей «дочки» в собственные руки в рамках обновленного закона «О связи» и лишит службу важной функции опять же под предлогом «повышения эффективности».

Результатом противоречий явился срыв, из-за отсутствия кворума, заседания Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), которое должно было пройти 30 апреля. Как уже писали, основным вопросом повестки дня заседания должно было стать выделение группе "Антарес" полос диапазона 1900-1920/1980-2000 МГц под строительство LTE-сети. Подобных срывов ранее не наблюдалось и все свидетельствует о конкретном и точном расчете.

Сама служба уже явно «переросла» уважаемое министерство и в настоящее время ведется дискуссия о переподчинении Роскомнадзора непосредственно Правительству страны, о чем говорит и сам Николай Никифоров.

Финансовая модель
Объективным показателем наличия в структуре ведомства внутренних противоречий является тот факт, что среди 90 федеральных органов власти, Министерство связи и массовых коммуникаций оказалось в числе трех из всего списка, кто не подал утвержденную финансовую модель на период 2014-2016 гг. Это является свидетельством наличия явной борьбы за контроль над финансовыми потоками. Как было упомянуто выше, зафиксированного документально распределения обязанностей между шестью заместителями Николая Никифорова нет, а под ковёрные интриги между Денисом Свердловым и Михаилом Евраевым за контроль над наиболее капиталоёмкими проектами не способствуют быстрому выходу из этого своеобразного бюрократического пике.

Еще одним немаловажным фактом, свидетельствующим о внутренних противоречиях и попытках большинства заместителей перетянуть на себя «финансовое одеяло», является идущая в разрез с политикой Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева закрытость наиболее коррупционно ёмких документов - утвержденного плана закупок, плана работы и проверок, подведомственных Минкомсвязи организаций на 2013 год, с начала которого уже прошло 5 месяцев. Размещение указанных документов обязательное требование антикоррупционной стратегии для всех без исключения федеральных органов власти, направленное на осуществление общественного контроля.

Закон о связи
Написать новый закон «О связи» руководство Минкомсвязи пообещало ещё летом 2012 г., планируя на декабрь уже внести его в Думу. В марте концепцию этого документа министерство впервые представило операторам.
После бурного обсуждения в прессе и профессиональном сообществе, в новый закон потребовалось внести столь большое количество поправок, что шансов на рассмотрение в Государственной Думе до летних каникул депутатов практически нет.
Несоблюдение сроков, отсутствие полноты и, порой важной, детализации отдельных положений, неготовность сопутствующих документов и должного их оформления – все это последствия внутренних противоречий.
Выступая с отчетным докладом, Премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что с начала 2013 года в Государственную Думу было направлено 80 законопроектов. Проведя нехитрые расчеты и поделив количество документов на количество министерств получается около 4 законопроектов от каждого. По информации нашего источника в нижней палате напротив графы Минкомсвязь стоит значение – 0.

Новый почтовый закон

Отдельно остановимся на проекте обновленного закона «о почтовой связи».
Минкомсвязи задумало провести в 2013 году радикальную реформу "Почты России", разделив ее на сеть обслуживания населения и логистическую инфраструктуру.

После рассмотрения направленного законопроекта Минэкономразвития подготовило заключение на проект нового закона «О почтовой связи». В нем указывается, что некоторые из предлагаемых положений проекта могут привести к монополизации «Почтой России» услуг по доставке подписных изданий. Кроме того, Минэкономразвития указало на возможность появления неоправданных ограничений в деятельности предпринимателей в сфере почтовой связи, а также роста их расходов, как и расходов «всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».
В целом по итогам рассмотрения законопроекта Минэкномразвития сделало заключение, что он содержит положения, которые вводят избыточные административные ограничения. Кроме того, положения законопроекта способствуют возникновению необоснованных расходов предпринимателей и государственных бюджетов всех уровней.

Рост администрирования вместо декламированных Денисом Свердловым «снижения барьеров» выглядит как минимум странно.
Алексей Митрофанов, председатель комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, также раскритиковал сроки подготовки законопроекта "О почтовой связи". "Правительство согласовывает уже 85-ю версию закона, - напомнил депутат. – Я понимаю, что нет предела для совершенства, но пора уже вносить. Механизм принятия закона таков, что ко второму чтению все противоречия всплывут в Думе". Политик также напомнил, что Минкомсвязи обещало представить закон ещё в марте. Но по всему видно, что и до конца мая закон не будет внесен.

На расширенном заседании коллегии Минкомсвязи Алексей Митрофанов вновь обратился к теме почтового нормотворчества: «На данный момент закон еще не внесен в Госдуму. Ожидали в феврале, марте, апреле, ждем и в мае. Если поступит в июне – тоже хорошо».
Алексей Митрофанов
Фактический провал начинаний Дениса Свердлова по разработке и принятию нового закона вылился в то, что всеми почтовыми вопросами, а также представлением законопроекта в нижней палате Парламента будет заниматься Михаил Евраев. «Профильный» советник министра из новой команды Борис Оникул был уволен фактически за неудачи Свердлова.
Таким образом, по данному блоку тоже наблюдается проседание.

Промежуточный итог

На совещании по экономическим вопросам, на котором присутствовали члены правительства, руководство администрации президента и его полпреды, 7 мая Владимир Путин отметил: «Понятно, что нужно было время на формирование правительства, на то, чтобы запустить этот весьма сложный механизм. Но для того чтобы задачи, которые мы сами перед собой поставили, решить, нужно уже сейчас вкалывать как следует».
Он, таким образом, дал понять, что время, отведенное правительству на адаптацию, можно считать исчерпанным. И теперь они остались один на один: президент и правительство. Между ними, он считает, больше нет извиняющих обстоятельств.

Итак, за год заслуги министерства выглядят более чем спорно. Нежелание довести дела до конца и постоянное жонглирование направлениями работы привело к потере контроля над ситуацией. Всё обоснованно и смелее раздаются голоса критиков, и все меньшее количество аргументов Николай Никифоров может привести в свою защиту. Стоит признать, что прошло совсем немного времени, и тот факт, что по традиции в России все преобразования происходят весьма нескоро. Однако ключевой вопрос продолжает звучать в устах оппонентов руководства Минкомсвязи версии 2.0 – Не приведут ли метание между актуальными вопросами и увеличивающийся в масштабе клубок интриг и частных интересов к потере всех достижений предшественников в одном из самых технологически продвинутых органов власти современной России? Время покажет.

Как известно в России свита часто делает короля и окружающие молодого Никифорова заместители – Свердлов, Волин, Евраев по своим профессиональным качествам не дотягивают до уровня федеральных чиновников. Речь о них, а также о прошедшем «расширенном» заседании коллегии пойдет в дальнейших материалах.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+9

 

   

Комментарии (0)