Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Гонзо-журналистика: с чем её едят

04 ноября 2011, 01:21 | evge-chesnokov

Ниже можно ознакомиться с сокращённым текстом лекции moscowhite о гонзо-журналистике:

Хантер Томпсон - писатель и журналист, прославившийся как книгами, так и репортажами, которые были революционными для своего времени. Ещё в молодости он начал писать для армейской газеты, но в итоге был уволен из армии за неблагонадёжность. В Нью-Йорке Томпсон окончил журналистские курсы, сотрудничал с рядом изданий, но нигде не мог ужиться. В 1970 году по заданию одного из журналов он отправился в Кентукки на скачки. Употреблённые Томпсоном вещества и алкоголь не позволили написать полноценную статью, сроки поджимали, и в редакцию были отправлены листки из блокнота с набросками статьи. Редактор это опубликовал под заголовком "Дерби в Кентукки упадочно и порочно" и материал вызвал массу эмоций. Именно тогда и появился термин гонзо-журналистика. Позднее эта тема получила развитие в книге Хантера Томпсона "Страх и ненависть в Лас-Вегасе".

Книгу о поиске американской мечты читали далеко не все присутствующие в зале корреспонденты Ридуса, а вот фильм с Джонни Деппом смотрело подавляющее большинство. Кстати, перу Хантера Томпсона принадлежит и серия репортажей, которые были объединены в книгу о байкерах "Ангелы ада". Писатель несколько месяцев жил среди самых злобных байкеров в мире (такая уж слава у этой группировки), а закончилось для него дело больничной койкой. Можно сказать, что гонзо - тема небезопасная.

Что же такое гонзо-журналистика? Обычно говорят о субъективности автора и о проникновении в эпицентр события или даже участии в событии. Но это не главное. И информация не главное, мозг и так блокирует лавину информации. Принципиально другое - вывести человека на эмоции. Эмоции - дорогой товар, ради эмоций существует всё искусство, и вызвать эмоции (гнев, восхищение, ярость, обожание...) у людей очень трудно. Среди прототипов гонзо можно упомянуть "Репортаж с петлёй на шее" Юлиуса Фучика, эта книга была написана в фашистской тюрьме. В нашей стране традиций гонзо не было, высказывать субъективное мнение стало возможным только с появлением блогосферы. Несколько лет назад приёмы гонзо использовал журналист Константин Кондрашов (АиФ), который пытался трудоустроиться то вышибалой, то стриптизёром, он преображался то в Деда Мороза, то в уличного художника, сам создавая ситуации и выводя на эмоции.

Прежде чем делать гонзо-репорт, надо определиться с темой, которая должна быть интересной и небанальной. Тема изначально должна брать людей за душу и блогер (в отличие от профессиональных журналистов, которым платят за работу) сам выбирает тему, зачастую, провокативную. Например, всем известно, как сотрудники полиции не любят фотографироваться, хотя это не запрещено и даже поощряется руководством страны, исходя из принципов открытости МВД. Блогеры частенько обращаются к этой теме. При этом действовать надо в рамках закона и раскрыть тему, тогда репорт оценят. Не нужно бояться, всегда нужно лезть в самое пекло, в гущу события. Если вас заберут на акции оппозиции, то можно заодно написать сюжет про КПЗ. Да, фотографу могут разбить технику, но это издержки.

Вообще надо постоянно смотреть по сторонам, потому что сюжет можно найти, просто прогуливаясь по улице. Так, в окрестностях ЦДХ была обнаружена скульптурная группа с бюстами и надписями. На табличках неких малоизвестных людей было написано "выдающийся деятель России ХХ-ХХI века". Естественный интерес "кто все эти люди?" удовлетворил гугл. Оказывается, на всеобщее обозрение выставлены бюсты генеральных директоров всевозможных компаний, делающие взносы на благотворительность. Дальше уже можно связываться с этими компаниями и выяснять подробности этой "ярмарки тщеславия".

После того как родился замысел, его надо реализовать. Даже если вы выбрали неинтересную тему, спасёт стилистика репортажа. В её основе всегда должен быть конфликт, это самое важное. Даже домохозяйки не станут смотреть кино, где все добрые и милые. То же и в репортаже. "Вот сходил я на выставку ми-ми-мишных кошек, они такие клёвые!" Ситуацию надо создать, сдвинуть с места, усугубить и в итоге вызвать эмоции. Надо придерживаться правильной стилистики, удерживаясь между "унылым говном" и маргинальщиной.

Есть несколько правил:

Никогда не надо врать, врать вообще нехорошо, читатель сразу чувствует фальшь, он не любит когда его водят за нос. Преувеличивать можно и нужно, но не впадая в крайность, гипербола не должна граничить с неправдой.

Людей очень сильно раздражает высокомерная позиция "я самый умный, крутой, великий, пуп Земли". Даже если вы так думаете, это вызовет отторжение читателя. Не надо возвышаться над толпой. Автор неинтересен читателю.

Зачастую авторы хотят быть, "как большие" и впадают в грех шаблона, используя журналистские штампы. Надо почувствовать атмосферу события, передать читателю своё видение.

Надо избегать бессвязного "потока сознания", когда человек описывает некие бессвязные образы и это никому не понятно и не вызывает эмоций. Вы же хотите, чтобы репортажи были прочитаны?

Многие просто не знают русского языка, в репортажах встречается чудовищная неграмотность. Человек, называющий себя журналистом, обязан знать правописание и орфографию. Больше читайте, особенно русскую классику! Мозг подсознательно воспринимает прочитанное и грамотность будет расти.

А самое главное: даже не пытайтесь всем понравиться. "Я не червонец, чтобы всем нравиться". Не бойтесь нормально и интересно писать нелицеприятные вещи. И с вами будут спорить. Другой вопрос: стоит ли переходить на оскорбления? В профессиональной журналистике это не поощряется, запрещено журналистской этикой. В гонзо оскорбления не приветствуются, но и не запрещаются. Это не самоцель, при этом надо помнить, что за слова придётся отвечать, возможно, в суде или просто кто-то даст в морду. Последствия надо осознавать.

Критично относитесь к своим материалам, не обращайте внимания на восхищённые каменты в блоге. Восторженные отзывы - это зачастую вариант, когда "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку". Будущее гонзо за пользователями интернета, за блогерами, за теми, над кем не довлеет мнение редактора или издателя.

Автор в ЖЖ:
http://moscowhite.livejournal.com/

Скучать на лекции не приходилось, потому что соглашаться с мнением спикера иногда категорически не хотелось. На мой взгляд, фоторепортаж может быть либо скучным, либо смотрибельным. В жизни и так вполне хватает конфликтных ситуаций, необязательно их умышленно провоцировать. Вполне хватает трагических судеб даже в благополучной сытой Москве и достаточно показать жизнь, как она есть.

Владимир Весёлкин, экс-танцор группы АукцЫон

В приюте для бездомных собак

Зачастую, персонаж не хочет попасть в кадр, но по задумке напрашивается крупный план. Зачем с ним конфликтовать, если есть уловки и разводы. Проявляя искренний интерес, можно начать с ним общаться, не забывая нажимать на кнопку камеры. А вообще редко встретишь отвратительного персонажа. Как-то видел сюжет с зоны, где фотограф показал человеческие лица зэков. И это цепляет больше, чем чернуха. Может, попробовать любить своих героев, а не воевать с ними?

У любого автора свой субъективный взгляд на событие, но фотограф может избегать принимать чью-то сторону и оставаться объективным. Футбольный арбитр может с детства болеть за "Спартак" или даже в своё время играть в этой команде, но он поставит пенальти "Спартаку", если этого требуют правила игры. В этом случае у него не должно быть выбора. А фоторепортаж может объять необъятное, когда автор отснимет коммунистов, которые отмечают ДР Сталина и тут же пойдёт очиститься в музей ГУЛАГа.

Митинг КПРФ

Митинг против политики Единой России

Юрий Шевчук выступает в подержку Химкинского леса

Фотография процесс довольно затратный и доходы никогда не бывают лишними. В "Страхе и ненависти" не слишком понятно, получили ли мескалиновые герои гонорар от редакции за сюжеты из Лас-Вегаса. Это литература, кино, а в реальной жизни автор хочет кушать, а редактору не нужен в кадре жесткач. Блогеры, привыкшие к гонзо-журналистике и однажды перешедшие в СМИ, испытают культурный шок, когда бильд им предложит отснять в репортаже со стройплощадки "рабочего славянской внешности не старше 30 лет".

Гонзо может приносить доход, наверное, в случае с папарацци, которые охотятся на селебров, вторгаются в их личное пространство и получают эксклюзив в обмен на тумаки охраны. Правоверные гонзо могут откреститься от такого "жёлтого" сравнения, но методы работы схожие.

Получается, что гонзо это больше хобби и весёлая движуха, результаты которой украсят фотовыставки и портфолио, но в определённый момент взросления этому стилю придётся изменить в пользу чего-то более прагматичного. Ну а пока есть возможность - почему бы не делать то, что нравится?

Евгений Чесноков.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (5)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

зачем фотки на белый фон, есть же опция "no resize"

А фотки с посиделок будут?

Small default

Блин просто нету слов! Вчера случайно наткнуласа на очень прикольную програмку

"НацЫональный поиск данных - по фамилии " И остаточно убидилась что от наших спецслужб ничего не утаиш

bazefamill bazefamill

"над кем не довлеет мнение редактора"

и др.

любите русский язык, юноша. Знайте его. Тем более, если пробавляетесь публичным пописыванием.

К тексту с такими ляпами сложно относиться серьёзно.