Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Госзакупки: история российского креатива

04 февраля 2013, 11:14 | Екатерина-4654

В среднем в РФ объем закупок госкомпаний составляет 5-8 трлн. рублей в год, из них на коррупционных схемах страна теряет около триллиона рублей. В интервью, опубликованном на сайте прокуратуры, заместитель генпрокурора Александр Буксман настаивает на том, что сфера госзакупок подвержена коррупции практически во всех странах. С этим сложно не согласиться - коррупция в госзаказах существует и в развитых странах, однако там основным видом мошенничества является завышение закупочной цены. По сравнению с этой, скромной по российским меркам, схемой хищения у запада практически нулевая терпимость к коррупции. Если в России основным видом нарушений станет завышение закупочной цены — можно считать, что мы достигли высокой степени цивилизованности.
Уровень креатива российских чиновников и бизнесменов с трудом укладывается в какие-либо печатные показатели. Пример тому — недавно опубликованная экспертами проекта «РосПил» информация об использовании латиницы - входного билета для своих, когда информацию о закупке сможет найти только заказчик, выплативший «откат». Константин Калмыков, юрист проекта «РосПил», рассказал, что по их сообщениям в Прокуратуру ни одного уголовного дела возбуждено не было.
Неэффективность системы закупок связана с тем, что во время создания аукционных рингов поставщики договариваются, делят рынок и фактически выходят на электронный аукцион уже с решенным результатом этих аукционов. Это говорит о том, что не срабатывает аукционный механизм. И его можно видоизменять для того, чтобы электронные аукционы стали эффективны. Но это не односторонний вопрос — не столько желание чиновников набить себе карманы, сколько желание поставщиков неконкурентными способами выиграть контракт. Когда эти желания сходятся, государство теряет больше всего в эффективности закупок.

Простор для креатива бездонный, тем более, что в РФ действует коррупционный закон, регулирующий систему госзакупок РФ (ФЗ 94). В целом проблему госзакупок нужно понимать исключительно в историческом контексте. До принятия 94 ФЗ проблема госзакупок состояла в том, что вся коррупционная прибыль уходила на откуп ленивым руководителям. Сколько министр в министерстве положил делать откат — столько и должно быть. Был министр, официально определивший у себя в министерстве откат в 17%. По нынешним временам - это кристально честный человек. Потому что сейчас откаты в 17% уже нигде не водятся. Но всех очень пугало, как какой-нибудь министр в области будет замыкать финансовый поток на себе, а московским и питерским чиновникам не достанется ничего. Собственно, так оно и было.

Сейчас же размах конкурсного рейдерства оценить не получится даже при очень большом желание. ФЗ-94 практически легализовал все проводимые махинации. На его несовершенстве сделал себе имя блогер №1 Алексей Навальный. 94 закон позволил проникнуть в систему государственных денег тем лицам, которых туда пускать никто не собирался. Несмотря на глубокую уверенность нашего чиновничества в том, что креативить могут только они, ФЗ-94 показал - заниматься креативом могут многие, появилось контрактное рейдерство. Сейчас государство пытается решить эту проблему созданием федеральной контрактной системы (ФКС). Начавшаяся в 2011 году битва законов, предложенных ФАС (дополнение в ФЗ-94) и Минэкономразвития (проект ФКС) — борьба за то, как поставить такой фильтр, чтобы не воровали те, кому это делать не положено — ограничить не коррупцию, а спектр компаний, допущенных к воровству. Вполне обычная борьба лоббистских группировок.

В ныне рассматриваемом проекте ФКС предполагается регулирование полного цикла закупок с момента прогнозирования, а также трехлетнее планирование закупок для всех государственных и муниципальных заказчиков. К 2014 году должны появиться новые способы выбора поставщика, а электронный аукцион будет упразднен конкурсом. Процедуры торгов по-прежнему будут подконтрольны Федеральной Антимонопольной Службе.
Сегодня закон о ФКС находится на рассмотрение в Госдуме и в феврале пройдет второе чтение. Каким окажется итоговый вариант законопроекта — не знает практически никто. В последнее время проект ФКС менялся чуть ли не каждый день, но если основываться на том, что мы видели, никаких революционных мер предложено не было. А если бы эти меры и были внесены, то вряд ли бы их утвердили. Поэтому, скорее всего, никаких кардинальных изменений не произойдет.

В целом суть проблемы выражается в очень простой схеме. Когда в стране происходит реальное развитие экономики, массам становится не до креатива. Это как при товарище Сталине - если сказали, что 4 сентября завод должен выпустить первый автомобиль, есть большая вероятность, что если автомобиль не будет ездить, 4 числа утром за тобой приедут крайне вежливые люди на черной машине. У нас в экономике уже лет 5 не происходит ничего — в ней происходят слияния, поглощения, платятся дивиденды, но, по сути, в ней не происходит ничего — не построен ни один крупный завод или инфраструктурный проект, который бы дал существенный результат. Тогда, по законам жанра, наступает время креатива.

Екатерина Бичай

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (3)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

вот тут я согласен.. проблема есть и она не только вина чиновников. система работает так косо, в первую очередь, потому, что фирмачам выгодно проводить тендеры именно так. нужно менять целиком принцип размещения заказов.

От как интересно.

Как обычно нашисты запевают старую песню - царь дескать хороший, а бояре плохие.

Вот к примеру Балу с Кавказа нам как раз пытается рассказать про нехороших бояр.

Наверно Балу виднее как разворовываются средства, выделенные на Кавказ.

Но суть его(её) послания остается прежней - царь невиноватый!