+3
Сохранить Сохранено 7
×

Обзор кинопремьер: несколько причин отсидеться на праздниках дома


3 4 329

Обзор кинопремьер: несколько причин отсидеться на праздниках дома

Кадр из мультфильма «Три богатыря на дальних берегах»

Новогодние праздники давно уже стали для отечественного производителя почти единственным шансом не только вернуть свои вложения, но и получить от произведенного продукта не хоть какую-то, а заметную прибыль. Беда только, что с каждым годом планка всё ниже и ниже – потому как празднующий народ всё убедительнее настаивает: чем проще – тем и лучше. Вот и получите.
 

«Три богатыря на дальних берегах»  

 

Россия, реж. Константин Феоктистов, анимация, роли озвучивают: Сергей Маковецкий, Федор Бондарчук, Елизавета Боярская, Олег Куликович, Дмитрий Высоцкий.

 
 
 
Из изгнания тайком возвращается купец Колыван. Прикинувшись знатным европейцем, он легко втирается в доверие к не узнавшему его князю. И совершает государственный переворот – благоразумно избавившись перед этим с помощью Бабы Яги от ненавистных богатырей.
 
Очередное продолжение легендарной богатырской саги не имеет обязательного сегодня возрастного ценза: 0+, сгодится для всех. И это яркий пример того, насколько не додумали наши депутаты собственный же закон – ибо здесь очевидным образом не хватает второй пометки, допустим, 12-. Потому как если есть ограничение «до», то логично было бы иметь и предупреждение «после» - во избежание унылых вздохов после просмотра. Ведь «Три богатыря» - прекрасный в своем роде мультфильм, но мультфильм, ориентированный исключительно на детскую аудиторию. И все его попытки сделать так, чтобы было интересно еще и взрослому, выглядят по меньшей мере уныло. 
 
Здесь есть, правда, и шутки про коррупцию, и деревянные рубли вместо золотых монет, и фразочки вроде «До чего олигархи страну довели». Здесь барыга сперва впаривает народу «европейский товар из Китая», а став новой властью - сносит памятник бывшему князю. А реплика «Вы если скажете: «Население не пострадает», то значит всё – спасайся, кто может» насмешит, конечно, и малышню, но потому, что произнесена смешно; и лишь старшее поколение сможет сполна оценить ее вековую мудрость. Но отдельные подмигивания авторов фильма в сторону тех, «кому за…», отнюдь не складываются в цельную картину – и скорее даже утомляют, нежели радуют. 
 
Но в то же время критиковать этот мультфильм всерьез совершенно не хочется. Не потому что это «свое», «родное» - а потому, что не все ведь мультфильмы должны нравиться еще и взрослым, тем более – критикам. Это «Дисней» приучил нас к семейному просмотру – но это ж вовсе не значит, что нет другого пути в искусстве. Главный ориентир «Богатырей» - дети, и именно им – и только им – следует судить как новую, так и предыдущие серии. Это им предназначен беззубый сюжет с неопасными поворотами и вставными музыкальными номерами. Это в расчете на их смех избушка на курьих ножках укладывается спать, в расчете на их «испуг» богатыри вступают в схватку с гигантской обезьяной Гомуму и с почти столь же гигантскими кроликами-убийцами, у которых морковки вместо дубин. Это всё – им. И если детям нравится – значит, ок, значит, ждем спокойно шестую серию.
 

«С Новым годом, мамы!»

 

Россия, реж. Сарик Андреасян, Артем Аксененко, Дмитрий Грачев, Клим Поплавский, Антон Борматов, в ролях: Павел Воля, Ирина Розанова, Татьяна Васильева, Екатерина Климова, Максим Матвеев, Елизавета Боярская, Екатерина Вилкова, Светлана Иванова
 
 
 
Один любящий сын везет маму на Новый год в Париж. Мать другого приезжает в Москву, веря, что посетит концерт всемирно известного виолончелиста, и не зная, что ее отпрыск и правда знаменитый, но стриптизер. Но куда страшнее проблема вечно занятой мамы, которая вдруг узнает, что дочка больше любит не ее, а няню. Две другие мамочки готовят доченек к школьному конкурсу «Мисс Снежинка», а еще одна семейная пара, увы, пока бездетна – что, впрочем, совсем не мешает и ей поучаствовать в этом праздничном киноальманахе.
 
Первое, что следует заметить по поводу данного фильма, - новогоднее послание мамам получилось куда лучше восьмимартовского. То ли Новый год – праздник для всех, и это сказалось, то ли творческая группа проекта провела серьезную работу над ошибками – и сделала соответствующие выводы. В результате сиквел не имеет с оригиналом ровным счетом ничего общего, кроме структуры, во главе которой – отношения поколений. Количество историй сокращено – и к лучшему, это позволило острее выписать характеры. Все лица – новые и, надо отметить, преимущественно молодые. Из пяти новелл лишь две посвящены мамам, скажем так, бальзаковского возраста – а три, что даже немножко странно, ориентированы на молодежную аудиторию. Но что самое важное – авторы поменяли жанровый регистр. Вместо жалких потуг посмешить они сосредоточились на полновесной мелодраме – и заметно преуспели. Нет, шутки, конечно, остались: здесь сам Илья Резник (за кадром) пишет стихи вместо богатой девочки, Максим Матвеев изображает зайку-побегайку с колготками на голове, а Станислав Садальский (держитесь!) выступает в образе умудренного музыкального критика. Но в целом направление фильма не на вымученный смех, а на чистые искренние слезы – и если вы еще не совсем в моральном плане безнадежны, то приготовьте ближе к финалу платочки. А коль вы циник – идите сразу в ином от этого фильма направлении.
 
Ну а Ален Делон, выразительное лицо которого так выразительно смотрит на нас сейчас с многочисленных постеров, появляется в картине всего на пару минут, произносит от силы несколько реплик и играет в фильме сугубо функциональную роль. Собственной персоной он зримо подтверждает: чудеса – существуют. И если очень захотеть, то сам Ален Делон вполне может оказаться за соседним столиком. 
В целом фильм, конечно, так себе (что мягко еще сказано), но вовсе небезнадежен. Короче, позвоните родителям.
 

См. также: 

«Ален Делон посетил московскую премьеру фильма «С Новым годом, мамы!»

 

«Джентльмены, удачи!»  

 

Россия, реж. Александр Баранов, Дмитрий Киселев, в ролях: Сергей Безруков, Марина Петренко, Гоша Куценко, Антон Богданов, Дато Бахтадзе.
 
 
 
Из музея похищен бесценный артефакт; преступник известен – это вор-рецидивист по кличке Смайлик. На него на свою беду оказывается похож артист и любитель детворы Леша Трешкин – которому органы правопорядка предлагают включиться в операцию по поимке бандита. 
Любой ремейк – это ведь не просто ремейк, но еще и своеобразный слепок времени. Сравнивая разные картины из разных эпох, мы очевидным образом получим разные результаты. Некие общие принципы будут, конечно, ощутимы – но не всегда очевидны. Сопоставление же фильма, сделанного в 70-е, и фильма, сделанного сейчас по тому же сюжету, дает в этом плане неизмеримо больше – и поиск условных «десяти отличий» оборачивается не просто игрой, а практическим исследованием. Кто мы были, кто мы сейчас, кем мы были всегда. 
И «Джентльмены удачи», как и их новый вариант с оригинальной пунктуацией, в данном отношении пример довольно печальный. Куда печальнее второй «Иронии судьбы» или осовремененного «Служебного романа». Потому что там речь шла об обыкновенных – среднестатистических – людях, так или иначе решающих сугубо личные, но во многом и типичные проблемы. Истории же Доцента и Смайлика – это истории, простите, сугубо криминальных элементов. И тот факт, что первая уже давно стала национальной комедией, а вторую таковой сейчас усиленно пытаются сделать, говорит во многом и о том, что вор в России – это все-таки больше чем вор. Во всяком случае, до той поры, пока не постучится в ваши собственные двери. И этому отнюдь не хочется умиляться. И к этому – вопреки рекламным заверениям – совсем не следует приучать детей. 
Подобные рассуждения общего характера, весьма отдаленные от сути, – едва ли не единственное, что можно позволить себе в отношении этого «бесподобного» фильма. Хвалить его нет никакого резона, а ругать бесполезно: лежачего не бьют. Можно, правда, всласть попридираться к нелепостям – да и то затея бессмысленная. Ну, ловят хорошего героя Безрукова несколько раз в течение дня по фотороботу – ну да, ха-ха, конечно, так не бывает. Но это ж комедия, тут главное не реализм, а чтобы все улыбнулись. И кому какое дело, если чья-то улыбка выйдет кривая – в эти праздники и ее засчитают. 
 

См. также: 

«Мамы» против «Джентльменов», или Кто испортит Новый год»

 

«Суперстар» (Superstar)  

 

Франция-Бельгия, реж. Ксавьер Джанолли, в ролях: Кад Мерад, Сесиль Де Франс, Луи-До де Ланкесэ, Седрик Бен Абдулла, Альберто Сорбелли.
 
 
 
Самый заурядный мужик – не красавец, не богач, не выскочка – вдруг становится объектом всеобщего интереса: у него просят автографы, его окружает восторженная толпа, а папарацци преследуют его на мотоциклах. Вскоре, впрочем, вектор меняется – и те, кто еще вчера так неистово этого мужика любил, начинают его столь же страстно ненавидеть.
Заведомо абстрактный сюжет получает в определенный момент объяснение – но неубедительное и малоинтересное. Да авторам и не важен ответ на вопрос, который так терзает героя: тут главное не «Почему?», а «Что дальше?». Вот – есть ситуация, и давайте посмотрим, как и в какую сторону она будет развиваться. Чисто антропологический интерес, этакое подобие реалити-шоу – так еще любители наблюдают за тараканами. И с одной стороны, в таком исследовании имеется смысл: эпоха мимолетных «звезд» и тотального «ю-тьюба» нуждается в осмыслении даже несмотря на то, что это осмысление застает ее в самом развитии. Сегодня стерты грани между мигом и вечностью: в одну секунду ты что-то прожил, в следующую – или ты сам выложил прожитое и увиденное для всеобщего обозрения, или кто-то другой за тебя это сделал, потому что собственно ты стал «наблюдаемым объектом». Знаменитые слова Энди Уорхола о пятнадцати минутах славы нынче актуальны как никогда – с той лишь разницей, что подлинно звездных минут стало ощутимо меньше в связи с чрезмерно большим количеством на них претендентов. 
 
Создатели фильма расширяют временной коридор и убирают причинные связи – внимательно фиксируя лишь последствия. Но беда в том (и это - с другой стороны), что в своем желании отобразить все нюансы эксперимента, они заходят слишком далеко – в скуку. Любой забавный ход утомит, если не будет получать развития, желательно - столь же забавного. Здесь же каждый сюжетный поворот сопровождается – и до, и после - тщательным словесным разжевыванием на уровне «Что такое хорошо и что такое плохо», а морализаторство – это все-таки не совсем то, за чем приходит зритель на французские фильмы. И хотя история кино знает немало блистательных примеров, когда искрометная комедия превращалась по мере развития в ошеломляющую драму, «Суперстар» в их число никоим образом не входит. Как говорится здесь в одном из моментов, «в жизни у меня было одно правило: я всегда ставил высокие цели, а метил чуть ниже». Столь «хитрый» секрет успешности почти идеально отражает нехитрый, к сожалению, секрет этой в целом довольно простоватой картины. Право, даже немного обидно: потенциал у замысла был очень хороший. 
 

См. также: 

«Французское кино сегодня»: краткий путеводитель»

 

«Джекпот» (Arme Riddere)

 

Норвегия, реж. Магнус Мартенс, в ролях: Карре Хеллум, Мэдс Оусдаль, Фридтьов Сохейм, Артур Бернинг, Хенрик Местад, Лена Эллингсен.
 
 

 
 
У полиции есть к Оскару несколько вопросов: он единственный выжил после перестрелки в стрип-клубе – и следователю хотелось бы понять, с подозреваемым он имеет дело или со свидетелем. Без особого желания Оскар начинает пересказывать события предыдущего дня – и выясняется, что трупов на самом деле было гораздо больше. 
 
Давно доказано: лотерейные билеты не стоит заполнять большой компанией – выигрыш неизбежно всех поссорит. Эльдар Рязанов, например, снял про это новогодний фильм «Зигзаг удачи» - но его герои, по счастью, все-таки не распиливали бывших друзей, а ныне соперников на кусочки. А для норвежцев, как можно понять, это вполне привычное дело – и отрубленная голова, бережно положенная на полку, их вовсе не удивляет. Таковы особенности сурового северного характера – демонстрация которых сопровождается бодреньким скандинавским саундтреком. 
 
Будь «Джекпот» американским фильмом и выйди он до обязательной возрастной маркировки, подростки на него ходили бы классами. Непритязательная черная комедия с разбрызгивающейся по всем стенам кровью и шуточками вроде трупа в солярии легко нашла бы своего юного зрителя, не ведающего, что всё это уже где-то было. Однако норвежские ленты смотрят у нас почему-то значительно хуже, а строгий значок «18+» и вовсе отрезает картину от ее единственной настоящей аудитории. Остается, впрочем, еще студенчество; всем же прочим, кто постарше, будет уже, наверное, скучновато. 
 
Хотя всё, конечно, познается в сравнении – и непосредственно в эти праздничные дни «Джекпот» очень даже может показаться самой живой и даже самой веселой строчкой кинорепертуара. Но не за счет своих собственных достоинств – просто остальное выглядит куда хуже. За исключением разве что выходящего вновь «Криминального чтива» - которое, несомненно, послужило для норвежцев одним из источников вдохновения. Но уж Тарантино режиссер Магнус Мартенс, разумеется, безнадежно проигрывает.
 
 
 

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (4)

  • Mihon
    Mihon 28 декабря 2012

    "Джентельмены" бьют наповал. Рыгаловка та ещё.

    Ответить
    0 +
  • Общество русско-нерусской дружбы им. Гундяева
    Общество русско-нерусской дружбы им. Гундяева 28 декабря 2012

    "По радио снова транслируют то, что оскорбляет человеческий ум"

    БГ

    ТВ и большой экран тоже не отличаются репертуаром.

    Ответить
    0 +
  • gogen1955
    gogen1955 28 декабря 2012

    Все итак будут дома, торренты для чего придумали?

    Ответить
    0 +
  • Gyroscope
    Gyroscope 28 декабря 2012

    "Богатырей" детям нельзя показывать

    Ответить
    0 +