+23
Сохранить Сохранено 7
×

Шаманы, духи и божества народов севера. Фоторепортаж из Якутии


23 17 2442

Шаманы, духи и божества народов севера. Фоторепортаж из Якутии

Коренные якуты издревле верят в Айыы, в духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Во время моей поездки мы не раз спрашивали о религии, встречаясь с разными людьми, многие рассказывали очень интересные и новые вещи, что стало стимулом прозондировать вопрос чуть глубже по возвращении домой. Конечно мы интересовались, кто же такие настоящие якутские шаманы, существуют ли они на самом деле и какими способностями обладают.

Также мы побывали в этно-усадьбе семьи Атласовых, где хозяйка Валентина Иннокентьевна показала нам несколько традиционных религиозных обрядов, рассказала о шаманах и тенгрианстве…

Православие утвердилось в Якутии с момента появления на берегах Лены первых отрядов русских землепроходцев. Уже в 1632 году в Якутском остроге была построена часовня во имя святой Троицы, а в апреле 1642 года первый православный храм. Православное миссионерство в Якутии, по сравнению с другими регионами Российской империи, носило едва ли не наиболее гуманный и культурный характер. До конца XVIII века христианство в Якутии было религией почти исключительно русских поселенцев. Церкви строились в острогах для русского населения, серьезных попыток христианизации якутов не предпринималось. C конца XVIII века начинаются первые массовые крещения коренного населения. В то же время собственно шаманизм, с его гаданиями, заклинаниями, магическим врачеванием, не только сохранялся, но до некоторой степени даже распространялся среди местных русских.

К началу перестройки в Якутии практически отсутствовала какая-либо официально разрешенная религиозная жизнь — в начале 80-х гг. на всю Якутию существовал лишь один православный храм. В 90-е годы началось возрождение религии.

В республике нет религиозных конфликтов и давления, кто-то из коренных якутов может быть крещеным, кто-то нет. Однако коренные якуты и выходцы из смешанных семей в большинстве случаев чтут и уважают веру своих древних предков. Вот это наиболее интересно туристу, который приезжает в Якутию.

Мы побывали в этно-усадьбе Атласовых, которая находится возле Якутска, это возможность чуть соприкоснуться с якутским этносом даже во время кратковременного визита. Но, я думаю, что знакомство с настоящей глубинкой крайнего Севера у меня впереди.

Якуты – один из народов, в языческих верованиях которого не было единого бога. Вместо бога у них почитались божества - так называемые айыы, покровительствовавшие земным легендарным предкам якутов. Юрюн Аар Тойон – верховное существо, не считался творцом человеческих судеб. Он выделил из своей семьи одного мужчину для жительства на средней земле, поэтому якуты считали себя родственниками этого небожителя. И как к родственнику обращались за помощью от злых духов, сопровождая свои заклинания –прошения обрядами с жертвоприношениями в виде животных, а также кроплением кумысом. У якутов есть три мира - нижний, верхний и средний - в котором живут люди.

Алгыс – благословение.Обычно талгыс совершается через посредничество духа огня. Через этого посредника люди могут обращаться к духам или к небожителям, которые ответственны за рождение и воспитание ребенка, за семейные, хозяйственные проблемы. Коренное отличие от шаманских мистерий в том, что алгыс произносятся, чтобы изменить будущее, а шаман часто пытается изменить прошлое. Прошлое изменяют духи Нижнего Мира и за это требуют материальных жертв. Жертвоприношение при обыденных алгысах чисто символическое. Иногда обходятся привязыванием кусочков материи – салама на месте проведения обряда, или сжиганием конского волоса на огне.

Отличие настоящих тенгрианских благословений также и в том, что в них не говорится о помощи или спасении, как в христианских или буддийских молитвах. Человек в жизни достигает всего сам, своими усилиями, поэтому тенгрианец просит, чтобы ему не препятствовали в его духовном росте или в свершаемых им делах.

Алгыс обращенные на общеплеменные и государственные дела совершаются коллективно. Наиболее распространенной формой является осуокай – хороводный танец. Больший эффект от такого мероприятия достигается если оно проводится в определенное время года. Осуокай - главное мистическое действо, проводимое во время ысыаха.

Ыhыах (ысыах) – дословно разбрасывать, брызгать. Тенгрианский календарь состоит из 13 месяцев. 12 месяцев по 30 дней и один короткий в 5 дней – месяц Тенгри. Совпадение этого месяца с неделей Троицы позволяет предполагать, что славянский солнечный календарь - солнцеворот также был тринадцатимесячным.

По мнению известного французского исследователя религий Жан-Поля Ру, тюрки, жившие на Алтае задолго до новой эры, поклонялись "человеку-небу", "человеку-солнцу" - Тенгри. Китайские историки отмечают появление у тюрков культа Тенгри самое позднее в V-III веках до новой эры.

Основным отличием тенгрианства от восточных учений по управлению энергией является то, что здесь четко различаются энергия Нижнего Мира сy (аналог китайское ци) и энергия Верхнего Мира кy (аналог энергия Кундалини в индийских учениях). Если энергия материального мира обеспечивает здоровье и физическую силу на низших уровнях духовного развития, то энергия Верхнего Мира обеспечивает знание, доступ к мировому разуму на более высших уровнях.

А это традиционная одежда шаманов. Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Каждая деталь костюма имела свое особое назначение. Металлические подвески изображали фигурки животных, птиц, или даже людей, это символы важнейших духов-помощников. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце, зеркало или щит шамана. Есть там и изображения солнца и луны, звезд, даже бубенчики и колокольчики. Считалось, что подвески во время камлания могут превращаться в реальные предметы или существа и помогать шаману. Звон колокольчиков и бряцание металлических подвесок во время камлания создавали дополнительный звуковой эффект. Считалось, что злые духи боятся звона металла и не приблизятся к шаману.Сам кафтан или плащ сшит так, чтобы человек в нем походил на зверя или птицу.

Бубен - самый значимый шаманский инструмент. На внешнес стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира.Все важные камлания непременно проводились с участием бубна. В шаманских верованиях бубен имел очень много значений. Прежде всего бубен представлялся ездовым животным шамана - конем или оленем. Он олицетворял именно то животное, шкура которого использовалась для изготовления кожанного покрытия. Во время камлания шаман мог путешествовать на бубне как на коне или олене в верхний(небесный) мир, где обитают добрые духи.Для шаманов, путешествующих в нижний (подземный или подводный) мир к злым духам бубен превращался в лодку , способную везти шамана по подземной реке. Но самое главное - бубен помогал шаману входить в транс, чтобы общаться с духами.

Камлание начиналось обычно с разогревания бубна на огне - оживления или очищения бубна. Затем шаман начинал бить в бубен. Удары в бубен и пение шамана созывали духов-помощников, которые согласно древним верованиям, слетались и рассаживались на подвесках бубна.Считалось, что шаман приобретает бубен только по воле или с согласия духов. Духи сами показывали дерево из которого нужно сделать обод (обечайку) бубна.

Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шамана была связана с бубном. У шамана в течении жизни последовательно могло быть несколько бубнов. Обычно не более 9. Когда рвался последний бубен, значит, шаман должен был умереть. Если же шаман умирал раньше, то и бубен умертвляли, выспуская из него духов. Обычно его протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана.

Якутия - это не только север, мороз и холод, но еще и возможность познакомиться с очень интересным этносом, где каждый следующий новый факт заставляет задавать все больше и больше вопросов.

Сайт национального туроператора Республики Саха (Якутия) компания "Планета Якутия" - http://planetyakutia.com

Пресс-тур организован Министерством по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха ( Якутия) при поддержке Министерства предпринимательства и туризма республики Саха ( Якутия).

Продолжение следует…


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+23

 

   

Комментарии (16)

  • coyoteOdin
    coyoteOdin 17 декабря 2012

    спасибо за интересный репортаж!

    Ответить
    0 +
  • анна-8075
    анна-8075 17 декабря 2012

    Была знакома с якуткой.Удивительно чистая душа,цельная натура! Много чего интересного и в отличи от нас человечного рассказывала. И о шаманах.Есть они,не всех перестреляли (что на фото-это не шаманы,это игра).Шаман может всё.От рака может,от спида может,воспаления легких может вылечить.Но их два-три на всю Якутию.И мало кто знает где они живут,как к ним попасть.Я материалист,но шаманам верю.Можно смеяться.но это ничего не изменит.

    Ответить
    0 +
  • slavorum
    slavorum 17 декабря 2012

    Очень круто и интересно. Спасибо.

    Ответить
    0 +
  • Товарищ О. Бендер
    Товарищ О. Бендер 17 декабря 2012

    вместо мечетей лучше капища

    Ответить
    0 +
  • А почему бы и нет?
    А почему бы и нет? 17 декабря 2012

    А что там за камушки?

    Ответить
    0 +
  • несгораемый
    несгораемый 17 декабря 2012

    В русской культуре тоже остались элементы язычества и они тоже интересны, поэтичны и достойны уважения.

    Ответить
    0 +
  • А почему бы и нет?
    А почему бы и нет? 17 декабря 2012

    У нас вся культура языческая, в том числе и недавняя православная.

    Ответить
    0 +
  • Lialia2012
    Lialia2012 17 декабря 2012

    Очень интересно. Спасибо.

    Ответить
    0 +
  • Дмитрий-7189
    Дмитрий-7189 17 декабря 2012

    Был я в усадьбе семьи Атласовых в 2009 году. Очень милая женщина эта самая Атласова, исполнила нам для примера олонхо, но на 99% "усадьба" эта - замануха для туристов, смесь музея и ресторана. В ресторанном зале в потолке вырезаны знаки зодиака, под которыми нам, между делом, предложили постоять, "зарядиться энергией", а столы уже были накрыты для свадебного банкета, который ожидался чуть позже нашей экскурсии. Ну а так, конечно, все познавательно: послушали о якутском жилище, о том, как охраняли девочек от похищений, били в шаманский барабан и "кормили" огонь конским волосом. Репортаж, по-моему, поверхностный, в частности, не делается никакой разницы между якутскими и эвенкскими шаманами (а муж Атласовой - эвенк). Между прочим, эта усадьба - уже третья, построенная семейством своими руками для культурно-коммерческих целей, так сказать. Две предыдущие "отжали" местные власти, по словам самих Атласовых. В общем, всем советую посетить Якутию (в летнее время), если не пугают высокие цены на перелет, продукты, услуги, а также хреновые дороги и ненавязчивый якутский национализм.

    Ответить
    0 +
  • Ланкастер
    Ланкастер 17 декабря 2012

    Якутский национализм???

    Ответить
    0 +
  • А почему бы и нет?
    А почему бы и нет? 18 декабря 2012

    Что за камни на фото?

    Ответить
    0 +
  • Людмила А.
    Людмила А. 17 декабря 2012

    Как-то в Благовещенске в музее краеведческом видела старинные наряды шаманов. Жуть. Вроде ничего особенного, а до сих пор помню это жуткое состояние-впечатление.

    Ответить
    0 +
  • А почему бы и нет?
    А почему бы и нет? 18 декабря 2012

    В чем именно была жуть?

    Ответить
    0 +
  • Людмила А.
    Людмила А. 18 декабря 2012

    Один запомнился особо. Черный. Из замши тонкой. С прикрепленными (не знаю, как) пластинами - фигурками рыб и т.п. из серебра (?). Видела и костюм "золотого человека2 (нашли в Казахстане, когда строили дорогу в Иссын), там совершенно другое впечатление: там в костюме структура мира, да и золото потеплее.
    Благовещенскую жуть объяснить не могу, но помню. Может, сказывались и стоящие рядом тигры (мерзкие существа с тупыми мордами, совсем не такие, как кошки, живые, может, они получше). Какой-то холод, мрак исходил от костюма шамана. В отличие от якутских новоделов, которые здесь на фото, там были подлинные вещи...

    Ответить
    0 +
  • Ольга
    Ольга 18 декабря 2012

    Странно, что строение деревянное, мало того, в интерьере экзотические тропические растения. Уж тогда бы, если честно, соблюдали все от А до Я. Обитатели, в основном, явно метисы. У нас парень в группе учился - чистый якут, в соседней группе - девушка метиска. Здесь лица подобраны - экскурсионный бизнес. С интерьером - проколы. Лубок - просто декорация. Можно было бы бережнее отнестись к прошлому.

    Ответить
    0 +
  • Castaneda
    Castaneda 19 декабря 2012

    В буддизме, как и в индуизме, нет молитв, но есть мантры, и говорится в них отнюдь не о помощи или спасении, как в христианских молитвах.

    Ответить
    0 +