Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню
Суббота, 19 апреля
Добавить новость
Бездна новостей

Один день работника метро. Часть 1 - Служба пути

07 декабря 2012, 10:03 | moscowhite

Руслан Мамин. © Антон Тушин/Ridus.ru

Ридус начинает цикл рассказов о профессиях метро. Мы покажем их без журнального глянца - наш корреспондент проведет с работниками московского метрополитена по одной самой обычной смене, общаясь с ними и наблюдая за их работой. Герой нашего первого репортажа - Руслан Мамин, дорожный мастер Службы пути.

Работать в метро Руслан мечтал еще в детстве. В то время в голове состава на краске стекла между вагоном и кабиной машиниста иногда встречались протертые дырочки, и не было для любого мальчишки занятия интереснее, чем, затаив дыхание, смотреть через щелочку, как фары поезда прорезают темноту тоннеля. А однажды, когда маленький Руслан с папой ехал в метро, отец предложил ему: «А ты попроси машиниста пустить тебя в кабину!» И хотя присутствие посторонних рядом с машинистом строго запрещено инструкциями, чудеса иногда случаются: целый перегон будущий путеец проехал в кабине.

Когда пришло время выбирать профессию после школы, Руслан поступил в железнодорожный техникум. На 4 курсе попал на практику в Службу пути московского метрополитена, куда и пошел работать в 1995 году, отслужив в армии. Начинал монтером, потом стал бригадиром, затем мастером и старшим мастером. В 2005 году курировал ответвление Филевской линии в сторону Москва-Сити еще на этапе строительства, и когда оно было сдано, получил предложение работать там, на 39 околотке – так обозначаются в метро участки пути.

Слева - перегон к "Выставочной", справа - к "Студенческой". © Антон Тушин/Ridus.ru

Сейчас в подчинении у Мамина двенадцать человек – восемь монтеров, три обходчицы и одна стрелочница. Рабочий день, вернее, рабочая ночь начинается у мастера Службы пути в 12 часов с заполнения документов. Время от времени раздаются телефонные звонки – различные службы сообщают о работах, которые необходимо провести сегодня.

Руслан в своем кабинете в блоке служебный помещений на "Выставочной". © Антон Тушин/Ridus.ru

Затем – краткая планерка. Руслан зачитывает своей бригаде документы об обнаруженных на других участках нарушениях, а также намечает фронт работ на сегодня. И по окончанию планерки неожиданно ставит на стол два торта – оказывается, у него два дня назад родился сын! Коллеги тепло поздравляют мастера, а я в краткой беседе узнаю, что жена Руслана тоже работает в метро, а также мама жены и ее бабушка! Если сын Родион, который сегодня приехал домой из роддома, когда-нибудь пойдет по стопам родителей, то это будет продолжение, как говорили в советское время, рабочей династии.

На планерке. © Антон Тушин/Ridus.ru

Руслан угощает коллег в честь рождения сына. © Антон Тушин/Ridus.ru

В 2:15 дежурная по станции объявляет по селектору, что напряжение с контактного рельса снято, открываются торцевые двери и рабочие спускаются в тоннель. Ночное окно короткое: уже в 4:50 дежурная «моргнет» освещением в тоннеле, предупреждая рабочих, в 5:00 буден подан первый предупредительный сигнал, а к второму сигналу в 5:15 все обязаны покинуть перегон – в это время снова включается напряжение.

Мамин перед спуском в тоннель. © Антон Тушин/Ridus.ru

Рабочие в перегоне. © Антон Тушин/Ridus.ru

Мы с Русланом быстро идем по тоннелю к первому участку работ. Там устанавливается кронштейн для контактного рельса. «У нас на перегоне «Киевская» - «Выставочная» самый большой в московском метро уклон пути, 49 тысячных, - рассказывает Мамин. - При строительстве этого не учли, поэтому на этом месте происходил так называемый угон контактного рельса - сдвижка по ходу движения от силы трения при контакте с токоприемником поезда. Бригадир сообщил мне об этом, и вот теперь мы устанавливаем здесь дополнительный, сдвоенный кронштейн».

Установка кронтшейна для контактного рельса. © Антон Тушин/Ridus.ru

Установка кронтшейна для контактного рельса. © Антон Тушин/Ridus.ru

Установка кронтшейна для контактного рельса. © Антон Тушин/Ridus.ru

Точечным шаблоном – специальной рейкой с делениями – Руслан проверяет точность установки нового кронштейна. Допуск составляет не более 6-8 миллиметров!

На следующем участке геогруппа обнаружила, что дренажная труба, по которой грунтовые воды отводятся в перекачку, попала в негабарит – это значит, что ее может задеть поезд при движении. Сейчас там работает сварщик, устраняя замечание.

Сварочные работы в перегоне. © Антон Тушин/Ridus.ru

А мы уже идем дальше по перегону – прямо над нами несет свои воды Москва-река. Начинаем подниматься к «Киевской», пройдя полуторакилометровый тоннель почти до конца. По пути Руслан рассказывает, что все недочеты вносятся в график, и каждому присуждается определенный балл. Чтобы не лишиться премии, их надо быстро устранять, а еще лучше – предупреждать. С этой целью проводятся регулярные обходы: путевым шаблоном измеряется ширина колеи, инспектируется подвеска контактного рельса, делаются промеры пути и стрелок, дефектоскопом проверяются путевые рельсы, определяется их износ. Слушая его, понимаешь – к безопасности движения в московском метро относятся крайне серьезно.

Перегон "Киевская" - "Выставочная". © Антон Тушин/Ridus.ru

Наконец, приходим на последний на сегодня участок. Там осуществляется выправка пути – замеры показали, что путевой рельс просел. Воображение журналиста тут же услужливо рисует провисший, как бельевая веревка, рельс, но на самом деле речь идет о миллиметрах, не различимых посторонним глазом. 80-киллограммовым промышленным шуруповертом откручиваются шурупы, рельс поднимают домкратом и выставляют по уровню, используя «карточки» - фанерные таблички разной толщины.

Работы по выправке пути. © Антон Тушин/Ridus.ru

Руслан проверяет точность установки путевого рельса. © Антон Тушин/Ridus.ru

Время уже близится к 5 утра, работы окончены, бригада собирает инструменты на тележку и отправляется обратно к «Выставочной». В промежутке между включением тока и окончанием смены в 6 утра рабочие занимаются мелким ремонтом инструментов и оборудования, а Мамин продолжает работать с документами. Если на его смену выпадает еще и дежурство – то нужно остаться до 7 часов, чтобы убедиться, что на линии не обнаружено никаких неполадок. Могут и к начальству вызвать – тогда придется задержаться до восьми-девяти.

Руслан показывает диаграмму с указанием неполадок, которые необходимо устранить. © Антон Тушин/Ridus.ru

Прощаюсь с Русланом, желаю здоровья его новорожденному сыну и супруге. Еду по ночному городу на такси и вспоминаю все, что увидел сегодня. Сопоставляю картину с привычной – сел в метро, доехал до нужной станции, вышел – и снова думаю о том, что пассажиры видят лишь малую часть того огромного труда, что затрачивают работники метро для того, чтобы мы им пользовались. Теперь я буду садиться в вагон совсем с другими чувствами, как, надеюсь, и читатели Ридуса, которые прочтут этот репортаж.

Камера съездов за станцией "Выставочная". © Антон Тушин/Ridus.ru

Благодарим пресс-службу ГУП "Московский метрополитен" за помощь в подготовке материала.

Комментарии (25)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

Интересненько, спасибо!

Хочется про РЖД статьи, а не только про метро. А так спс.

Спасибо за репортаж о "подмосковной жизни"). На планерке заметил только трех монтеров, пятерых обходчиц и одну стрелочницу...

Small default
Пользователь заблокирован | 07 декабря 2012, 21:53

Комментарий удален

Small default
Пользователь заблокирован | 07 декабря 2012, 22:39

Комментарий удален

Да, здорово! Сразу неуважение к безбилетникам...

Small default
Пользователь заблокирован | 08 декабря 2012, 01:50

Комментарий удален

Small default
Пользователь заблокирован | 08 декабря 2012, 03:24

Комментарий удален

Забавно. Я давно уже брала интервью у машиниста метро. И он мне рассказал очень похожую историю про то, как решил, что станет работать в подземке: "Работать машинистом – мечтал с детства. Тогда в старых поездах между кабиной и первым вагоном были закрашенные стеклянные двери, в которых машинисты выскребали кругленькие окошки. Я целыми днями катался в метро, через эти окошки любуясь, как состав рассекает черноту тоннеля". (Интервью целиком, если интересно: stranstvie.com/text/406)



Признавайтесь, кто еще из-за этих дырочек-окошек решил пойти на работу в метро? )))

Прошли уже 2 станции, ничего не нашли. Вдруг слышат невдалеке и где-то сбоку, со стороны мужика звуки странные, хруст какой-то. Притом довольно громко. Оба встали как вкопанные и молчат. А звук то прекращается, то снова начинает звучать. Переглянулись. Мужик шепотом говорит, посмотрим что там, или того, и кивает головой обратно на тоннель, мол, сваливать по-быстрому. А Дед отвечает, мало ли что там накрылось в проводке, может это искрит там, провода оборвались, пойдем поглядим. Идут медленно, осторожно, уже рядом друг с другом. Светят на стену тоннеля со стороны звука. Вдруг свет ушел дальше стены. Видят, технический проход, довольно таки широкий, под наклоном вроде бы вниз уходит. Подошли и уже вдвоем светят, звук совсем рядом, из глубины прохода раздается. Светят на стены, а там такие, как будто-бы детские рисунки мелком нарисованные, человечки всякие и какая-то херня, он так и не вспомнил точно. Прошли буквально несколько метров и оба встали как вкопанные. Видят в проходе 2 фигуры, сгорбленные и голые, совсем худые, Дед говорил такие, что аж кости торчат, кожа одна. Фигуры эти склонились над чем-то. Что-то по словам Деда, оказалось какой-то бесформенной, окровавленной кучей тряпья

Вверх