+20
Сохранить Сохранено 7
×

История уральских титанов


20 25 620

История уральских титанов

Возможно, кто-то помнит, что летом я уже побывал в Березняках – это Пермский край. Так вот, теперь получилась своеобразная «вторая серия» того же репортажа: Березняки и Верхняя Салда связаны, несмотря на приличное расстояние, отделяющее их друг от друга. Объединяет города титановая корпорация «ВСМПО-Ависма». Одна ее половинка – ВСМПО – расположена в Верхней Салде, вторая – «Ависма» – в Березняках. А вместе, представьте себе, – единое целое. Сейчас «ВСМПО-Ависма» переходит на новый этап развития. Госкорпорация «Ростехнологии» отпустила компанию в свободное плавание, сохранив за собой только блокирующий пакет (25%+1 акция). А большая часть отныне принадлежит менеджменту титанового холдинга, что я лично считаю справедливым.

Это очень сильный российский актив. «ВСМПО-Ависма» – крупнейший в мире производитель высококачественного авиационного титана. Уральский металл закупают мировые авиастроительные корпорации Boeing и Airbus. Но, кстати, «ВСМПО-Ависма» может похвастаться не только внушительными успехами на мировом авиарынке, но и богатой историей с интересным, прямо-таки кинематографическим сюжетом. По сценарию про титановый холдинг получилось бы неплохое кино с завязкой, развитием и кульминацией. Слава богу, без развязки.

Вот эти внушительные бараки – не что иное, как панорама завода на станции Сетунь Московской области, 1933 год

Это может показаться странным, но ВСМПО было основано в Московской области в 1933 году. Тридцатые годы стали временем бурного развития советской авиации, которой требовались детали из алюминия и его сплавов. Московский завод №45 стал площадкой внедрения инноваций, как сказали бы сейчас. С 1936 по 1940 годы объем производства вырос в 4 раза.

В 1930-х титан на ВСМПО еще никто не выплавлял

Однако московскую прописку пришлось сменить: началась Великая Отечественная война, и рисковать стратегически важным предприятием было нельзя. В 1941 году завод эвакуировали на Урал, в город Верхняя Салда. В экстремальных условиях, на морозе, практически голыми руками рабочие смонтировали перевезенное из Москвы оборудование на площадях завода «Стальконструкция». Там же разместился завод № 519 наркомата цветной металлургии. Из их слияния и родилось ВСМПО – Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение. Уже в декабре 1941 года оно запустилось – быстро переехали, не правда ли?

Эвакуация на Урал

Во время Великой Отечественной войны продукция ВСМПО использовалась в авиа-, судо- и танкостроении, производстве оружия. В 1943 году завод уже полностью обеспечивал потребности военной авиации. В 1956 году в Верхней Салде выплавили первый, исторический слиток титана. Он весил всего 4 кг. С этого времени именно титан стал главным материалом ВСМПО.

Это, конечно, не 1956 год, а уже мой снимок

О скорости развития титанового производства можно судить по такому факту: в 1976 году на заводе уже выплавили слиток массой 15 тонн – в 3750 тяжелее, чем 20 лет назад.

Исторический пятнадцатитонный титановый слиток, 1976 год

В конце восьмидесятых продукция предприятия уже поставлялась не только российским заказчикам, но и зарубежным. ВСМПО стало мировым лидером в производстве титана: предприятие выплавляло в 1,5 раза больше слитков, чем все остальные поставщики сплава на мировом рынке.

Здесь делают титан, 2012 год

В девяностые годы именно ориентация на мировой рынок позволила заводу выжить и сохранить уникальное производство. В кризисных условиях рассчитывать на государственную помощь не приходилось. Важным шагом стало сотрудничество с ОАО «Ависма» – поставщиком титановой губки. В 1998 году предприятия объединились в производственно-технологическую корпорацию «ВСМПО-Ависма».

В середине двухтысячных титановая корпорация оказалась в сложном положении. Конфликт основных акционеров стал причиной дестабилизации производства и вообще грозил развалом отрасли. В 2005 году были даже приостановлены торги акциями «ВСМПО-Ависма», так как более 70% из них оказались под арестом.

В Верхней Салде делают слитки. Титана, конечно, но ценятся они практически на вес золота

Ситуацию спасло вмешательство корпорации «Ростехнологии», которая приобрела 70,42% акций «ВПСМО-Ависма». Это гарантировало, что уникальное титановое предприятие не попадет в злые руки и не будет распродано по частям или за бесценок. Оказаться под крылом у крупной госкомпании накануне мирового кризиса – большое везение.

В 2007 году было образовано совместное с Boeing предприятие Ural Boeing Manufacturing, которое занимается механической обработкой титановых штамповок для гражданских лайнеров, в том числе для знаменитого Boeing 787 Dreamliner.

Генеральному директору Михаилу Воеводину, назначенному «Ростехнологиями» в 2009 году, удалось одновременно сократить издержки и избежать массовых сокращений. Редкая комбинация. По договору с профсоюзами было решено ввести четырехдневную рабочую неделю, в итоге от увольнения спаслись 4000 человек, попавших в зону риска. Еще в этом кризисном году были подписаны долгосрочные контракты с Boeing, EADS и Safran Group. Это дало возможность не сворачивать инвестиционную программу, принятую еще в 2007 году.

Без уральского титана не летает ни Boeing, ни Airbus

В 2012 году «ВСМПО-Ависма» не только вышла на докризисный уровень производства, но и превысила его. Если в 2007 году здесь выплавлено 27,4 тыс. тонн титана, то в 2012 году – уже 31,3 тыс. тонн. Чистая прибыль компании за последние три года выросла со 173 млн рублей до 7,1 млрд рублей.

Прошедший год во многом стал знаковым. Получив контроль над днепропетровским «Демуринским горно-обогатительным комбинатом», «ВСМПО-Ависма» расширила свою сырьевую базу: 30-40% потребностей в сырье будет обеспечивать свежее «приобретение». В комбинат уже инвестировали около 30 млн долларов. Также у ВСМПО теперь есть лицензия на месторождение ильменита «Центральное» в Тамбовской области. «Ростехнологии» сделали из «ВСМПО-Ависма» сильную и успешную компанию, теперь ее не страшно отправить в свободное рыночное плавание.

Фродо бросил в жерло титановое кольцо Всевластия


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+20

 

   

Комментарии (21)

  • Дмитрий-999
    Дмитрий-999 29 ноября 2012

    Впечатляет. Спасибо за интересный и довольно подробный репортаж!

    Ответить
    0 +
  • Leviaphan
    Leviaphan 29 ноября 2012

    Очень крутые фото, спасибо!

    Ответить
    0 +
  • fadsaway
    fadsaway 29 ноября 2012

    приятно видеть готовые детали с массой прибавочного продукта а не титановую губку

    Ответить
    0 +
  • AndreyTikhonov2
    AndreyTikhonov2 29 ноября 2012

    похоже на литую стойку шасси какого-то аирбуса:)

    Ответить
    0 +
  • glebosh
    glebosh 30 ноября 2012

    А мне больше напоминает деталь двигателя Титаника)

    Ответить
    0 +
  • petrilsov
    petrilsov 30 ноября 2012

    Вот вот..радует реально то, что производят они конечный продукт для клиента. А не как с нефтью...

    Ответить
    0 +
  • Serebrianyi
    Serebrianyi 30 ноября 2012

    Конечного продукта в виде изделий из титана ВСМПО производит очень мало. Львиная часть в поставках это слитки титана.

    Ты не в теме дружок. Если взялся комментировать будь добр изучи вопрос подробно.

    Ответить
    0 +
  • Serebrianyi
    Serebrianyi 29 ноября 2012

    Четыре маленьких, но важных, ньюанса.

    1. Конфликта акционеров из за которого могло остановиться производство в 2005 году не было. Просто государство банально отобрало акции у менеджмента-акционеров ВСМПО-АВИСМА (Тетюхин и Брешт), завели на них и на их детей уголовные дела и поставили перед выбором: или отсидка или передаете активы государству. Какие то деньги им конечно заплатили, но не рыночную стоимость.
    2. Ростехнологии ничего не дали ВСМПО-Ависме, только поменяли менеджмент, на своих людей.
    3. Предприятие наращивает объемы производства только благодаря заделу который оставил после себя бывший генеральный директор Тетюхин. Очень уважаемый в городе человек и любимый всеми заводчанами и горожанами. Уважают за то что он спас от развала предприятие в 1992 году, сохранил производство и именно он заключил контракты с Эйрбас, Боинг, Пратт энд Уитни и другими зарубежными покупателями продукции ВСМПО (а не Ростехнологии и Воеводин)

    4. Очень важный ньюанс. Нынешний менеджмент ВСМПО-Ависма генеральный директор Воеводин, директор по правовым вопросам Кисличенко, главный бухгалтер Санников и зам директора по экономике и финансам Миндлин управляют деятельностью предприятия с 2009 года. Купили контрольный пакет почти за МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ США. Вы когда нибудь видели эти фамилии в списках российских олигархов? Нет? Ну ничего страшного, ведь они заработали эти деньги за три года работы на ВСМПО-АВИСМА. За три года миллиард долларов. И купили контрольный пакет корпорации.

    Воеводин, кстати, никакого отношения к металлургии не имел до того момента, как его назначили директором. А предприятие стратегическое, без титана ни самолет ни ракету не собрать.

    Выводы делайте сами

    Ответить
    0 +
  • 111111111
    111111111 29 ноября 2012

    Вот теперь верю "про Ростехнологии".

    Ответить
    0 +
  • Serebrianyi
    Serebrianyi 29 ноября 2012

    Что там было? Во что веришь?

    Ответить
    0 +
  • petrilsov
    petrilsov 30 ноября 2012

    Без Ростехнологий этого предприятия сегодня не существовало. Без государственного субсидирования они бы загнулись давно и клиентская база бы у них растерялась.

    Ответить
    0 +
  • Serebrianyi
    Serebrianyi 30 ноября 2012

    Как же до Ростехнологий ВСМПО заключало контракты с Боингом и Эйрбасом и наращивало объемы производства в течении 13 лет?

    ВСМПО самодостаточное предприятие, и никаких субсидий от государства или Ростехнологий не получало. В отличие от того АВТОВАЗА. То есть ты сознательно вводишь читателей в заблуждение.
    Давай подкрепи свои слова ссылками на документы.

    Ответить
    0 +
  • Athink
    Athink 29 ноября 2012

    "...летом я уже побывал в Березняках – это Пермский край".
    Как-то странно, побывать несколько раз в большом индустриальном городе, и искажать его название! Город имеет название: БЕРЕЗНИКИ!!! Потому, как "БерезнЯки" - это деревня! Попрошу автора не путать эти названия!...

    Ответить
    0 +
  • mikelangelo
    mikelangelo 29 ноября 2012

    березнИки, вашу мать!
    это в рЯзани грЯбы Ядят

    Ответить
    0 +
  • petrilsov
    petrilsov 30 ноября 2012

    "Также у ВСМПО теперь есть лицензия на месторождение ильменита «Центральное» в Тамбовской области." Именно такие предприятия вызывают доверие у крупных заказчиков типа Боинга...плюс авторитет добавляет государственное присутствие и его гарантии

    Ответить
    0 +
  • Serebrianyi
    Serebrianyi 30 ноября 2012

    Совладельцем акций является не государство а Ростехнологии. А это с самого дня основания частная лавочка Чемезова. А то как бы он так легко взял да и продал акции ВСМПО своему другану Воеводину?

    Ответить
    0 +
  • glebosh
    glebosh 30 ноября 2012

    механической обработкой титановых штамповок для гражданских лайнеров занимается в Евразийском материке только Ависма. Остальное в штатах .

    Ответить
    0 +
  • Serebrianyi
    Serebrianyi 30 ноября 2012

    ну хз. В Европах тоже самолеты самостоятельно делают от начала и до конца.

    Ответить
    0 +
  • xakz.pc
    xakz.pc 18 декабря 2012

    А что из титана производят?

    Ответить
    0 +
  • xakz.pc
    xakz.pc 18 декабря 2012

    Википедия ответила

    Ответить
    0 +
  • анна-8075
    анна-8075 18 декабря 2012

    Что никто не вспоминает как акционирование происходило до 2005 года,как ЧИФы и залоговые аукционы устраивали,как банкротили,как свои люди брали у государства кредиты и не отдавали их,а полученные средства (это уже не деньги.а денежные потоки)вкладывали в обанкроченные опять же своими людьми предприятия.Заказной материал.Противно читать.

    Ответить
    0 +