+21
Сохранить Сохранено 7
×

Трамвайных дел мастера. Фоторепортаж о трамвайном депо


21 2 1100

Трамвайных дел мастера. Фоторепортаж о трамвайном депо

Репортаж из трамвайного депо.

Уже спустя 2 года после Великой Отечественной в Барнауле был запущен первый трамвай, и краевой центр стал превращаться из одной большой деревни в самый настоящий город. Поразительно, но в то очень тяжёлое, голодное время нашлись средства на строительство с нуля трамвайных линий, контактной сети, депо... да и самих трамваев, впрочем. Нынче, в богатой стране, которая пережила "лихие 90-е", по Барнаулу ходят в основном очень, очень уставшие трамваи, давным-давно отработавшие своё. В депо №2, что на проспекте Коммунаров, специалисты "Горэлектротранса" делают почти невозможное - снова вдыхают жизнь в эти большие и тяжелые железки, выкрашенные в красно-жёлтые оптимистичные цвета. Как же это происходит?

У ворот в ремонтные цеха - списанный ветеран "Горэлектротранса". Краска на нем уже облезла и свисает лохмотьями, как шагреневая кожа. Стёкол давно нет. Дверей и сидений тоже. Судьба его ждёт довольно печальная - после 30-ти лет работы на линии и двойной амортизации (по нормативам, он должен был уйти на заслуженный отдых уже довольно давно) с него снимут всё, что ещё можёт быть пригодно для использования в качестве запчастей, а после отправят на металлолом. Вот он, звериный оскал капитализма.

1.

Те же трамваи, которые еще могут возить пассажиров, регулярно (примерно раз в год) заходят сюда, в цеха депо №2, для прохождения капитального ремонта.

"Как правило, от ремонта до ремонта такие вагоны проезжают около 100 тысяч километров. Если учесть, что большинство из них выпущены в середине 1980-х годов, нетрудно подсчитать, сколько раз свою трудовую биографию они могли бы обогнуть Землю по экватору, будь на нём проложены рельсы."

Всё начинается отсюда - в цеху трамвайные вагоны поднимают большими домкратами, и из-под них выкатываются тележки. Над всем, что остается в "приподнятом" состоянии, начинают колдовать кузовщики, а ходовая часть и моторы отправляются в другие цеха.

2.
1

3.
2

4.
3

5. А вот это - так называемые "новые" трамваи, синего цвета. Въедливый читатель обратит внимание, что жёлто-голубых вагонов по Барнаулу не ходит, и будет прав - в цеху на ремонте находится вагон, который еще ни разу не выходил в рейс по нашему городу. Его капитально отремонтируют, а потом перекрасят в сине-белый цвет. Кстати, довольно тёплый трамвайчик получится.

4

6. А вот и электродвигатели, снятые с тележек. Их ожидает диагностика и ремонт.

5

7.Валы и якоря электродвигателей. Они, разумеется, изнашиваются со временем. Здесь их наплавляют и обтачивают, доводя до  необходимых параметров, чтобы они снова могли служить. Это не замена вышедшей из строя железки на новую, это восстановление старой. Если попробовать подсчитать стоимость нового такого вала и количество электроэнергии и электродов, потраченных на такую процедуру, то вряд ли будет большая разница. Впрочем, в "Горэлектротрансе" это прекрасно понимают, и признают, что идут на такие меры не от хорошей жизни. Кстати, здесь ремонтируют электродвигатели не только с трамваев, но и с троллейбусов.

6

8. А вот и процесс перемотки электродвигателей - мастер меняет сгоревшие секции. Удивительно, но люди здесь, за невысокую зарплату, работают уже по 40 лет. Конечно, есть и те, кто быстро "кочует" из трамвайных ремонтников на другие предприятия, но основной костяк остаётся. Почему? Говорят, интересная работа.

7

9.
8

10.А вот и ремонт ходовой части. В обычных легковушках через определенное количество тысяч пройденных километров неизбежно стирается протектор колес. Примерно такой же процесс происходит и с большими тяжёлыми металлическими колёсами. Их тоже наплавляют, обтачивают... и - в рейс.

9

11.
10

12.
11

13. Готовые к установке на тележки, отремонтированные колёсные пары - помимо самих колёс, здесь отремонтировали и загерметизировали редуктора.

12

14.
13

15. Говорят, трамваи слишком шумные - тренькают, бренчат, стучат по рельсам... а на них, между прочим, установлены специальные бандажи для шумопоглощения. Страшно представить, что было бы без них.

14

16.Так происходит ремонт пантографов - именно этими штуками трамваи цепляются к контактному проводу.

15

17. В этом цеху на отремонтированные тележки устанавливают электродвигатели. Они очень тяжёлые, поэтому установка ведётся при помощи кран-балок.

16

18. В суровые "железные" будни сотрудников ремонтной службы вносят свою изюминку плакаты, которые сегодня назвали бы "винтажом" или "ретро-искусством". Чёрт его знает, с каких времён они в этих цехах - может быть, когда-то они действительно устанавливались в первую очередь для соблюдения техники безопасности. Сегодня это уже скорее элемент дизайна. Кстати, пару лет назад тут был произведен ремонт - побелили, покрасили... а плакаты не тронули.

17

19.
18

20.
19

В последнее время очень много разговоров о том, что трамваи, мол, надо выгонять с барнаульских дорог - слишком тесно на них уже стало автомобилистам. Мы не будем комментировать этот бред: проезд в трамвае дешёв, "безпробочен" и экологичен. А если такое действительно произойдет, и пути будут демонтированы, Барнаул рискует откатиться назад, в 1940-е, и снова стать большой деревней. Точнее, очень большой деревней с кучей машин и очень грязным воздухом.

Трамвай - атрибут города. В нём есть своя романтика. Да чего там! Даже в его ремонте она есть. Не просто же так люди по 40 лет занимаются этой работой.

Текст - Руслан Родионов. Фото - Вадим Федичев.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+21

 

   

Комментарии (2)

  • vanchouzzz-5910
    vanchouzzz-5910 21 ноября 2012

    Абсолютная такая же картина и в московских трамвайных депо, вагоны правда поновее, опять же не везде.

    Ответить
    0 +
  • Товарищ О. Бендер
    Товарищ О. Бендер 21 ноября 2012

    лет 7 на трамвайке не катался... надо бы...

    Ответить
    0 +