Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

"Формирование экологического воспитания через образовательное пространство"

09 октября 2011, 00:56 | Цафт Татьяна

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО».

Т. В. Цафт ( ООШ № 134 г. Караганды, учитель биологии, химии и экологии), член редколлегии, заместитель главного редактора журнала педагогов Казахстана «Коллеги».

«Вступив в новое тысячелетие, Человечество, достигнув прогресса в своём развитии, оказалось перед лицом глобальных экологических проблем. Требуются новые подходы к деятельности, не приносящие ущерба окружающей среде, и осмысление каждым гражданином государства и каждым жителем Планеты своей роли по отношению к окружающей среде во имя сохранения жизни на Земле.
Быстрый рост населения Земного шара, научно-технический прогресс значительно увеличили воздействие человека на природные процессы и привели к нарушению сложившихся экосистем во многих районах мира. Хищническая разработка месторождений полезных ископаемых, уменьшение количества многих видов животного и растительного мира, чрезмерное загрязнение природной среды привели к серьёзным экологическим проблемам.
В этой связи конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, состоявшаяся в июне 1992 года, призвала все государства и народы мира перейти на новый путь организации жизнедеятельности – путь устойчивого развития.
Как и другие страны мира после конференции РИО-92, Республика Казахстан предпринимает активные действия по развитию собственной системы экологического образования, объединяющей как народные традиции охраны природы, так и современные методики и подходы развивающего обучения». Охрана природы в Казахстане поставлена на государственный уровень. Приняты государственные законы и важные документы по охране природы. Основные Законы принятые в 2006 г. «Экологический кодекс» и Закон «О сохранении экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы». Естественно, в свете принятых государственных природоохранных мероприятий в нашей республике в последнее время огромное внимание уделяется особо охраняемым территориям. Все мероприятия направлены на сохранение богатств природы нашей страны, их эффективное использование и охрану.
Следовательно, решение поставленных задач необходимо начать с экологического образования, как это практикуется во многих частях света, часто концентрируемая на двух элементах:
1) изучение окружающей среды – получение знаний о Природе и признание её ценности в нашей жизни;
2) персональные действия для улучшения местной окружающей среды – очень часто практическая работа, такая как очистка берегов реки или посадка деревьев. Но особенности текущего экологического кризиса требуют от нас гораздо большего.
Действительно, экологическое образование рассматривало вопросы развития и ранее, но что изменилось сейчас – работа, которая ведётся в этом направлении, показывает, как энтузиасты начали думать об этой задаче – это то, что экономическому, социальному и экологическому аспектам каждого вопроса относительно развития придаётся равный вес во время различных форм обучения. Для решения поставленной задачи в образовательных учреждениях особое место занимает активная форма обучения, что даёт возможность мотивировать познавательный и развивающий интерес участия школьников в различных проблемных экологических проектах.
После принятого и утверждённого плана мероприятий по проведению экологических проектов по Карагандинской области: «Экологические проблемы местного и регионального значения, факторы, разрушающие окружающую среду, меры противодействия» (характеристика экосистем Карагандинской области: ст. Кокпекты, который проводился в рамках IV Республиканской олимпиады по экологии в Семипалатинском Педагоги-ческом Институте, перспективы рационального природопользования и охрана окружающей среды; международный экологический проект по использованию ресурсов и энергии /ШПИРЭ/SPARE/ «Молодые репортёры для окружающей среды», организованный молодёжным экологическим журналом «Я и Земля», где было решено проводить долгосрочную последовательную, исследовательскую работу на улучшение экологической ситуации региона.
Учитывая, сложившиеся проблемы экологического характера нашего региона перед творческой группой поставлены определённые цели и задачи:
1) характеристика экосистем местного и регионального значения, меры противодействия и выявление факторов, разрушающих окружающую среду, эффективное использование природных ресурсов в связи с современными требованиями жизни, наблюдение за глобальными проблемами региона, координация взаимоотношения: человек-общество-природа;
2) с помощью научного консультанта провести агрохимические исследования: почвенного состава, воздушной и водной среды, погодных климатических условий;
3) провести мониторинг /с диаграммами/ по аналитическим химическим данным результатов анализов состояния экосистем региона; сбор данных по рыбопитомнику, с подробным анализом причин загрязнения водной среды – различных видов хозяйственной деятельности человека;
4) выявление факторов, воздействующих на исчезновение некоторых видов флоры и фауны;
5) изучения влияния микро- и макроэлементов на индивидуальное здоровье личности, продолжительности жизни, в зависимости от последствий антропогенных изменений в природе, а также, природных катаклизмов;
6) с учётом географического положения провести тщательный анализ природоохранных мероприятий за последние 30 лет;
7) в перспективе, с привлечением инвесторов для решения экологических проблем местности, обратить внимание Министерства Здравоохранения для создания на базе региона санитарно-курортной зоны.
Хотелось бы вкратце проанализировать объекты, которые находятся на территории ст. Кокпекты. Изучая данные по краеведению, беседуя с жителями этого региона удалось выяснить, что история посёлка связана со строительством Железнодорожной ветки «Караганда_-Осакаровка», т.е. 30 годы прошлого столетия. В 70-х годах построен рыбопитомник, который относился когда-то к Министерству рыбного хозяйства Республики Казахстан. В то время была построена автодорога, соединяющая ст.Кокпекты /«Солоничка»/ с Сортировкой, ныне эта трасса, практически, разрушена. Поэтому проблему с перевозкой пассажиров решает только железнодорожный транспорт по определенному расписанию.
Примерно, в 2 –х км от станции, в Северной и Северо-Западной зоне Карагандинской области протекают реки Нура и Кокпекты, которые очень сильно, в течении 30 лет изменили своё русло, оставив много истоков в виде заболоченных, изменённых берегов, в некоторых местах и стариц. Старица /старицы-долинно-русловые озёра, расположенные непосредственно в речных проймах, в отделившихся от реки участках её прежнего русла, которая расположена на Северо - Западе, примерно, в 1,5 км. Уникальность этого в том, что дно старицы практически очень холодное, даже в летнюю жару, связано это с многочисленными минеральными источниками. Берег старицы очень крутой, покрытый различной растительностью. Здесь можно увидеть большое количество водоплавающих птиц. Вдоль берегов нередко встречаются: зайцы, корсаки, суслики, ежи, ондатры, которые в зимнее время замечены в посёлке. Это излюбленная зона отдыха сельчан.
Ближе к Северу, вдоль течения глубоководной реки Нуры протянулись частные владения бывших оздоровительных лагерей «Солнечный» и «НурКосмос» с интересной историей. Многие годы этот лагерь в каникулярное время встречал детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где проводились различные фестивали детского творчества, в которых принимали участие дети со всех городов Казахстана. Оздоровительный объект построен по проекту известного на весь Советский Союз пионерского лагеря «Артек» на Чёрном море.
Недалеко от школы № 134 ст. Кокпекты, примерно в 200 метрах, прекрасный нерукотворный пруд – частная территория оздоровительной зоны «НурКосмос». Живописный пруд, где встречаются все виды перелётных пернатых, в том числе лебеди и пеликаны, как выяснилось, недавно, нашему рыбопитомнику не относится. В это непростое время рыбопитомнику просто необходим такой пруд. Данный пруд бы регулярно зарыблялся, что давало возможность вести работу по улучшению очистки воды, да и город был бы обеспечен недорогой рыбой, регион– йододефицитный!
Возможно, с учётом вышесказанного, руководители рыбного хозяйства не будут нарушать Закон «Экологический кодекс», принятый в 2006 году: проблема в том, что в апреле месяце сотрудники Карагандинского рыбопитомника перестанут перекрывать русло реки Кокпекты, когда речная рыба идёт на нерест, отправляя воду на свои пруды, где находится малёк-сиголеток. Пруды рыбопитомника в достаточной мере не очищаются, мальки не имеют достаточной силы для транспортировки в другие питомники, т.е. взаимообмена между рыбными хозяйствами – нет, следовательно, нет средств для дальнейшего содержания хозяйства. Может быть, через каких-то - 10-15 лет речная рыба в реках Кокпекты и Нуры вообще исчезнет, как это случилось на реке Солоничке, недалеко от Сортировки: не будет окуня, карпа, плотвы! Что останется потомкам? Поэтому коллектив учителей и учащихся «Основной общеобразовательной школы № 134 г. Караганды» активно принимает участие в экологических проектах, в надежде обратить внимание на проблему экосистем ст. Кокпекты.
Проведённая исследовательская деятельность показала чёткую картину о нарушении почвенного слоя при выветривании, поднятия грунтовых вод, что ведёт к перенасыщенному содержанию нитратов, вредных для почвы солей и щелочных металлов в огромном количестве. Пример: не так давно во всех средствах массовой информации прошёл материал об удивительных баранах, родившихся с тремя и четырьмя рогами. Хозяином удивительных животных стал житель ст. Кокпекты - Самат Насыров. Если подробно исследовать почвенный состав, степную растительность, то по анализу изменённого за десятилетия верхнего слоя грунта можно найти причину генетической мутации животных.
Изменение климатических условий региона пагубно сказываются на экологической обстановке ст. Кокпекты. Учитывая погодные условия зимнего периода, возникают сложности в работе всей системы водоснабжения посёлка, это тоже создаёт проблемы в доставке питьевой воды местному населению.
Рыбопитомник имеет значительную территорию, включающую пруды по периметру, примерно, 5-6 км.. Офис расположен в конце ст. Кокпекты, где проводится лабораторное изучение поголовья маточных рыб и зарыбление. Анализируя состояние воды в прудах можно сделать вывод о том, что качество не соответствует, ввиду, того, что в некоторых прудах по составу имеет питьевой характер, а это сильно влияет на количество рыбы и различные формы аномалии, ведь ухудшается состояние водоёма в целом, где имеются диатомовые водоросли – очистители сферы водоёма. Экологические проекты нацеливают на определённые выводы:
1) некоторые диатомовые водоросли представлены, как солоноватыми, так и пресноводными представителями, с переходными пресноводно-солоноватыми видами /среди экологических предпочтений можно выделить водоросли пресноватого типа – 18 видов или 69 %, солоноватые виды представлены - 2 представителями видов или 8 %;
2) из определённых водорослей 12 видов /46%/ являются широко распространённые, характеризуются различными предпочтениями к разным условиям окружающей среды, предпочитают водоёмы с различными экологическими характеристиками (эвтрофные, кальцефильные);
3) среди рек города диатомовая флора распределилась в следующем порядке: в реке Букпа – 20 видов (76 %), в реке Солоничка, Нура, Кокпекты – 19 видов (73 %), в реке Ашилайрык – 17 видов (65 %);
4) если определить состав засоленности воды, то можно зарыблять водоёмы области ценными породами рыб, с учётом проведения очистных мероприятий по абсорбации, фильтрации речной воды и искусственных прудов;
5) при условии выделения государственных инвестиций, направленных на улучшение экологической ситуации региона – решить вопрос о строительстве на берегах старицы, в 1.5 км от станции Кокпекты, естественных и искусственных водоёмов санитарно- курортной зоны, решая при этом оздоровительные мероприятия городского населения в свете 14 Послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева;
Собранный материал по исследованию экосистемы станции Кокпекты города Караганды явился значимым. Главным достижением школьных экологических проектов является полная и обширная программа, которая предлагает рекомендации от новых способов по образованию до новых способов по сбережению природных ресурсов и новых способов по участию в изучении устойчивой экологической ситуации.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (0)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети: