Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню
понедельник
29 августа

Как делают карандаши: от глины до бумаги

10 сентября 2012, 15:36 | IgorS

Каждый из нас с ранних лет, занимаясь творчеством, или же на школьных уроках сталкивался с таким предметом как карандаш. Чаще всего люди относятся к нему как к чему-то обычному, как к простой и полезной вещи. Но мало кто задумывался, насколько сложен технологический процесс его производства.

Между прочем, при производстве карандаш проходит через 83 технологические операции, при его изготовлении используется 107 видов сырья и материалов, а цикл производства составляет 11 дней. Если на все это еще посмотреть со стороны целой линейки продукции, то рисуется сложное налаженное производство с тщательным планированием и контролем.

Для того чтобы увидеть своими глазами процесс производства карандашей, мы отправляемся на Московскую фабрику имени Красина. Это старейшее карандашное производство в России. Фабрика основана в 1926 году при поддержке правительства.

Основной задачей правительства была ликвидация безграмотности в стране, а для этого необходимо было сделать канцелярские принадлежности доступными. После развала Советского Союза фабрика Красина осталась единственным производителем карандашей на территории СНГ с полным циклом производства. Это значит, что на фабрике производится все – от грифеля до конечной продукции – карандашей. Давайте поближе познакомимся с процессом производства карандашей.

Для производства карандашей на фабрику поступают специально обработанные и уложенные дощечки из липы. Но перед тем как они будут задействованы, необходимо сделать пишущие стержни.

Репортаж с Фабрики Красина.

Перейдем в цех изготовления карандашных стержней. Пишущие стержни изготавливаются из смеси глины с графитом. Подготовка необходимой смеси начинается с таких вот технологических установок, где производится измельчение глины. Измельченная глина по конвейеру отправляется на следующий участок производства.

Репортаж с Фабрики Красина.

На следующем участке установлены специальные мельницы, где глина более мелко размалывается и смешивается с водой.

Репортаж с Фабрики Красина.

Установки для приготовления смеси глины с графитом. Здесь смесь для будущих стержней избавляется от примесей и готовится к дальнейшей переработке.

Репортаж с Фабрики Красина.

Стоит отметить, что при производстве грифелей используются только природные вещества, что позволяет считать производство экологически чистым. Установка для прессования смеси. Из получаемых полуфабрикатов получают стержни. Отходов у производства фактически нет, так как они их используют вторично.

Репортаж с Фабрики Красина.

На этом участке производства получают уже сами стержни, но, чтобы они попали в карандаш, над ними будет проведен еще ряд технологических операций.

Репортаж с Фабрики Красина.

Сама технология получения стержней – напоминает экструдирование. Тщательно подготовленную и перемешанную массу выдавливают через специальный штамп с отверстиями.

Репортаж с Фабрики Красина.

После этого заготовки для пишущих стержней укладывают в специальную тару.

Репортаж с Фабрики Красина.

И сушат в шкафу в течении 16 часов.

Репортаж с Фабрики Красина.

После этого стержни тщательно сортируют вручную.

Репортаж с Фабрики Красина.

Так выглядит рабочее место по сортировке стержней. Это очень сложная и кропотливая работа. За настольной лампой спят кошки.

Репортаж с Фабрики Красина.

После сортировки стержни прокаливаются в специальном шкафу. Температура отжига составляет от 800 до 1200 градусов Цельсия и напрямую влияет на конечные свойства стержня. От температуры зависит твердость карандаша, которая имеет 17 градаций – от 7Н до 8В.

Репортаж с Фабрики Красина.

После отжига стержни под особым давлением и температурой заполняются жиром. Это необходимо для придания им необходимых пишущих свойств: интенсивности черты, легкости скольжения, качества заточки, легкость стирания ластиком. В зависимости от требуемого значения твердости стержня могут применяться: саломас, кондитерский жир или даже пчелиный и карнаубский воск.
Выходная продукция участка производства стержней.

Репортаж с Фабрики Красина.

После этого стержни попадают на сборку. Вот на таких станках подготавливаются дощечки для карандашей. В них выпиливаются канавки под установку пишущих стержней.

Репортаж с Фабрики Красина.

Режущая часть станка вытачивает канавки в дощечках.

Репортаж с Фабрики Красина.

Дощечки автоматически поступают в такую вот обойму.

Репортаж с Фабрики Красина.

После этого на другом станке стержни укладываются в заранее подготовленные дощечки.

Репортаж с Фабрики Красина.

После укладки половинки дощечек склеиваются клеем ПВА, и их оставляют сохнуть под прессом. Суть этой операции в том, что сам стержень не приклеивается к дощечкам. Его диаметр больше, чем диаметр канавки, и для того чтобы конструкция замкнулась – необходим пресс. Стержень же будет держаться в древесине не за счет клея, а за счет натяга деревянной оболочки (специально созданного таким образом преднапряжения в конструкции карандаша).

Репортаж с Фабрики Красина.

После высыхания заготовку распиливают специальными фрезами на отдельные карандаши.

Репортаж с Фабрики Красина.

Карандаши постепенно распиливаются за несколько циклов обработки.

Репортаж с Фабрики Красина.

На выходе получаются уже готовые, но не окрашенные карандаши.

Репортаж с Фабрики Красина.

Уже на этом этапе закладывается форма карандаша за счет типа профиля режущей фрезы.

Репортаж с Фабрики Красина.

Далее на специальных линиях проходит огрунтовка поверхности карандаша. При покраске карандашей применяются эмали, изготовленные на самом заводе. Эти эмали производятся из безопасных для человека компонентов.

Репортаж с Фабрики Красина.

Линия по покраске карандашей.

Репортаж с Фабрики Красина.

Я думаю, что в магазинах мы много раз видели подарочные карандаши, окрашенные красочными разводами. Оказывается, чтобы их так окрасить, применяется целая специально разработанная технология. Вот небольшой фрагмент процесса их покраски.

Репортаж с Фабрики Красина.

При посещении покрасочного цеха мне довелось увидеть партию карандашей для поставки правительству РФ нового образца. Кончик карандаша символизирует наш государственный флаг. Карандаши сохнут в специальных технологических рамках. Регулярность рядов выглядит очень необычно и притягивает.

Репортаж с Фабрики Красина.

После покраски карандаши укладывают в партии для отправки на следующие участки фабрики.

Репортаж с Фабрики Красина.

Смотреть на тысячи карандашей, покрашенных по фирменной технологии завода, доставляет огромное удовольствие. Это очень необычное зрелище.

Репортаж с Фабрики Красина.

Далее на специальном станке проводится заключительная механическая операция - обработка торцов.

Репортаж с Фабрики Красина.
Технологическая линия отделки поверхности.

Репортаж с Фабрики Красина.

Далее на специальном станке на карандаш наносится маркировка с помощью специального штампа, который прикладывается к каждому карандашу через ленту фольги.

Репортаж с Фабрики Красина.

Шкафчик для хранения штампов. Здесь хранятся штампы для всего ассортимента выпускаемой продукции.

Репортаж с Фабрики Красина.

При необходимости перед фасовкой карандаши затачивают на специальном станке. На фотографии отображена промежуточная стадия заточки.
Меня поразила скорость работы станка. Карандаши падали в поддон непрерывным потоком. Сразу вспомнились все личные неудачные попытки точить карандаши. От этих воспоминаний этот станок начал внушать еще больше уважения.

Репортаж с Фабрики Красина.

Фабрика выпускает и вот такие интересные карандаши овальной формы, применяемые при строительстве и ремонте.

Репортаж с Фабрики Красина.

Массивы складированных карандашей выглядят очень необычно и притягивающее. Такого больше нигде не увидишь.

Репортаж с Фабрики Красина.

Репортаж с Фабрики Красина.

На участке упаковки карандаши сортируются и фасуются вручную. Здесь царит особая атмосфера. Люди работают тихо и молча. Многие работники имеют непрерывный стаж работы на фабрике более 40 лет.

Репортаж с Фабрики Красина.

На фабрике есть своя оснащенная лаборатория, в которой испытывается продукция в течении всего производственного цикла и отрабатываются новые технологии производства. На снимке – прибор Амслера для определения сопротивления на излом пишущих стержней.

Репортаж с Фабрики Красина.

Перед уходом я зашел в комнату с демонстрационными стендами продукции фабрики. Эмблема фабрики вызывает какую-то ностальгию. Ведь эти карандаши знакомы каждому из нас с детства.
Фабрика выпускает несколько линий продукции. Профессиональная серия карандашей для художников, декораторов и дизайнеров.

Репортаж с Фабрики Красина.

Образцы карандашей поставляемых правительству РФ. Для оформление карандашей выбран рисунок под цвет стандартных малахитовых настольных приборов работников правительства РФ. Но кроме этого они имеют и другие отличия от обычных карандашей: во-первых их форма выполнена с максимальным учетом эргономики руки взрослого человека, а кроме того в них применяется особый стержень типа "люмограф" для пометок на полях и в ежедневнике, он не размазывается рукой, но хорошо стирается ластиком без повреждения бумаги.

Репортаж с Фабрики Красина.

Карандаши для инженерного черчения:

Репортаж с Фабрики Красина.

Оригинальная сувенирная продукция фабрики.

Репортаж с Фабрики Красина.

Посещение фабрики было очень увлекательным и познавательным. Мне было очень интересно увидеть, сколько оригинальных технологий и труда вкладывается в изготовление казалось бы такого простого предмета как карандаш.

Репортаж с Фабрики Красина.

Я хочу выразить огромную благодарность главному технологу производства Марине за помощь и разъяснение технологических процессов на производстве. В конце посещения фабрики, ее руководство подарило редакции Ридуса свои фирменные карандаши, в том числе и поставляемые правительству Российской Федерации.

Репортаж с Фабрики Красина.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (48)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

Посмотреть на полный цикл производства всегда интересно!

замечательный репортаж!

- Астронавты! Которая тут цаппа?- А там... ржавая гайка, родной.- У вас всё тут ржавое...- А эта самая ржавая.

Цанговые круче. А очечственные 8В(даже выше 4В) я чета не видел ни разу.

Судя по фотографиям - оборудование ещё при Сталине устанавливали?

Хорошее оборудование, современное. С нанотехнологиями, поди.

И за продукцию не стыдно

Спасибо за репортаж, хоть он и выглядит достаточно трешевым.

Логотип этой фабрики с детства помню.

Но вот только наши карандаши почему-то всегда были хуже, хотя бы того же Кохинора. Как сейчас с этим?

Спасибо большое за очень интересный репортаж. Здорово!

Замечательный репортаж, но не совсем понятно преклонение перед правительством что у автора, что у заводчан, раз они в первую очередь хвастались правительственным заказом, а не тем, что они выпускают, к примеру, для детей или для инженеров или для обычных покупателей. Правительство РФ - обычные, много о себе возомнившие дармоеды. С малахитовыми настольными приборами.

Я вот не фотограф, но автор не делай больше так. Такое размытие - ад. Я смотрю на фотографиях не на станок, а на плохо замазанный фон.

А вот в Москве была еще карандашная фабрика им. Сакко и Ванцетти. Сейчас ее уже нет, находилась почти в центре города и ее естественно уничтожили наши городские власти. Боюсь со временем и Красина добъют.

Отличный репортаж.Спасибо!

Душевно! Спасибо. А ведь карандаш это в самом прямом смысле предмет космического масштаба!)

Похоже оборудование для производства, не модернизировалось с 1926 года.

OMG! Какое убожество... карандаши красивые, но производство их.... нет слов

Плюс автору за полноту описания и внимательность к деталям. Хотя кое-где на фото не хватает наличия описываемого карандаша)

Большинство фото подошли бы для репортажа о каком-нибудь заброшенном заводе)

лучше Koh-i-Noor карандашей пока не придумывали, сам знаю, так как всегда черчение знал на отлично

Интересно какой процент брака на таком оборудовании, и сколько бабла можно было бы в перспективе сэкономить заменив станки на посовременнее...



Прессом давят, ага. Теперь я понял, почему стержни в карандашах УЖЕ ломанные и при заточке вываливаются к фигам.

PS: а для того, чтобы стержень держался не за счёт того, что он тупо больше канавки, надо просто ещё не обожжённый мягкий стержень вкладывать в канавку по размеру, а вместо обжига использовать подачу напряжения на оба конца карандаша и таким макаром нагревать до нужной температуры.

Отвратный репортаж. Нагромождение фоток станков, причем фотки с таких ракурсов, с которых не видно, что эта машина делает. Прежде чем делать такие репортажи, следует посмотреть пару сезонов How Its Made.

Я бы на их месте поставлял в Правительство РФ карандаши с какой-нибудь жутко ядовитой пропиткой. Не знаю что там с техникой безопасности, но условия труда аховые.

почему не освещены цветные карандаши?

Small default
Пользователь удален | 12 сентября 2012, 02:37

Офигенно