+50
Сохранить Сохранено 7
×

Трамваи в Европе


50 32 283

Трамваи в Европе

Первое, что бросается в глаза в первых трех городах экспедиции (Берлине, Мюнхене и особенно Цюрихе) это огромные разветвленные трамвайные сети, с выделенными линиями, специальными трамвайными светофорами, крутейшими пересадочными пунктами и т.д.

В Мюнхене и Берлине трамвай штука вспомогательная, и основная часть людей перемещается на метро и на электричках, пересекающих весь город (ведь города достаточно большие), в Цюрихе же вообще нет метро — граждане в 60-х отклонили на референдуме проект строительства метро, а также проект закапывания трамвая под землю и сказали, что желают ездить, наблюдая в окно Цюрихское озеро и Альпы, а не тоннель.

Электрички это кстати отдельная интересная тема — в Москве они просто доезжают до вокзалов, высаживают там пассажиров, и те толпой бегут в метро. В Мюнхене и Берлине сделаны подземные тоннели и электрички просто пересекают город под землёй, останавливаясь на нескольких подземных пересадочных узлах, где они связанны с метро и трамваями. В Москве давно есть план соеденить электрички под центром города, но он требует большого количества исследований и проектировки, поэтому мэрия предпочитает не заморачиваться и тупо строить дороги, где подготовительный этап не так сложен.

Вообще очень много всего интересного можно рассказать об этих городах, чем мы и займемся на выставке и лекциях, когда вернемся в Москву, в поездке же я буду писать посты по разным темам, немного вырванным из контекста.

Так вот, про трамваи. Многие европейские города пострадали в 50-е и 60-е годы от одной из главных градостроительных ошибок — закатывания в асфальт трамвайных рельсов. Происходило это везде примерно по одной и той же схеме: уровень автомобилизации рос, машинам начинало не хватать места, и тут-то автомобилисты и замечали большие пространства в городе, используемые под непонятные железные драндулеты, ходящие раз в 5-10 минут.

Вот оно решение проблемы пробок! Просто убираешь металлический дребезжащий гроб на колёсах, делаешь там асфальт, запускаешь автобус и всё!

Прошло 40 лет и об этой проблеме подумали еще раз — проблема пробок не только не решилась, но и усугубилась. Что же произошло?

Произошла простейшая логическая ошибка — политики и градостроители перепутали задачу. Они стали пытаться увеличивать пропускную способность, измеряемую в транспортных средствах, а не в людях. По трамвайной ветке, где ходит один трамвай раз в 5 минут, можно запустить 50 машин, казалось бы, аж в 50 раз увеличили пропускную способность! 

Но 50 машин перевозит за эти 5 минут ~75 человек и это предел, больше никак не проедут. Трамвай же, даже который раз в 5 минут ходит, может перевозить 200 человек, а еще трамвай можно запустить раз в 2,5 минуты и тогда он вообще сможет перевозить 400 человек.

И у этой системы еще есть резерв — трамвай может ходить и раз в полторы минуты, и быть в два раза длиннее (но тут ему понадобятся немного другие пути). В любом случае даже в простом виде трамвайные пути, занимающие по площади столько же места, сколько автодорога, пропускают в 5 раз больше людей. А в оптимизированном в 10 раз.

Поэтому когда мы выкапываем рельсы и делаем вместо них одну автомобильную полосу, то мы уменьшаем пропускную способность дороги в 5 раз. Пятиполосное шоссе вместо трамвая не воткнешь, поэтому города, где убирали трамваи, стали захлёбываться в пробках.

Некоторые города, такие, как западный Берлин, сейчас вынуждены строить заново трамвайную сеть, а это дорого и сложно, но необходимо для нормального функционирования города. Другие, как Цюрих, избежали ошибок и сейчас не испытывают проблем с пробками. Третие, в основном в США, стали пытаться удовлетворять потребности населения в перемещении с помощью строительства дорог, а не возвращения трамваев, и теперь там испортилась городская среда и по городу стало невозможно ходить пешком.

Давайте взглянем на несколько примеров. Вот, например, восточный Берлин

На границе восточного и западного Берлина рельсы просто обрываются, в нескольких местах это очень заметно. Когда-нибудь там установят памятник градостроительной глупости.

Понятное дело, что трамваи должны быть комфортными и не создавать адскую вибрацию, от которой трясётся люстра. Когда по строгинскому мосту проезжает трамвай, то грохот слышен по всему Щукино, но виноват в этом не трамвай, а плохие и старые рельсы. При хороших рельсах шумит в трамвае только почти бесшумный мотор и трущийся о провод пантограф. Если слышен шум движения колеса по рельсам это значит что колёса или рельсы находятся в ненадлежащем состоянии.

В Берлине рельсы хорошие, у меня прямо под окном гостиницы ходил трамвай в примерно 5 метрах от здания и совершенно не мешал

Трамвай намного дороже автобуса при закупке, однако это компенсируется тем, что его можно ремонтировать не ограниченное количество раз. Например вот этому трамваю 40 лет

Внутри он выглядит так

Раз в 7 лет вагон проходит капитальный ремонт, в Риме есть трамваи которым 70 лет. Они от возраста становятся только милее.

Важнейшая вещь для трамвая — скорость его передвижения по городу. Если трамвай ездит со средней скоростью в 13 километров в час, стоит на остановках по 5 минут из-за турникетов и забит битком, то используют его только те, кто не может позволить себе автомобиль.

А вот если он ходит по отдельным путям, имеет приоритет на светофорах, быстро проезжает остановки и более-менее свободен — многие выберут его как основной способ перемещения по городу.

Берлинский трамвай внутри

Если город большой, то важной частью процесса становится так называемый "последний километр" (путь пешком от транспорта до дома или офиса), а также пересадочные пункты. О последнем километре мы еще поговорим, а сейчас о пересадках. Вот пример идеальной пересадки в Мюнхене

Выход из метро ведёт сразу же на бетонную площадку одного уровня, без бордюров, лестниц и оград, и на эту площадку заезжают автобусы и трамваи

От эскалатора до трамвая 5 метров пути без изменения уровня. Красота

На фотовыставке будут сравнения с пересадочными пунктами в Москве.

Трамвай ко всему прочему еще и очень дешев по сравнению с другими видами транспорта со схожей пропускной способностью. Километр самого навороченного, бесшумного и с травкой между рельсами скоростного трамвая стоит примерно в 8-10 раз дешевле километра метро.

А если брать какие-то мегапроекты типа бессмысленного Алабяно-Балтийского тоннеля, который обошелся в 63 миллиарда рублей, то на эти деньги вообще можно было построить ~100 километров линий самого дорогого скоростного трамвая, с полным шумоподавлением и т.д. Для сравнения, это треть всего Московского Метрополитена.

Но у нас трамвай запускаются и дряхлеют, превращается в транспорт для перевозки льготников и постепенно выкорчёвывается с улиц, а дорогущие тоннели, магистрали, развязки и хорды строятся и строятся. Будем надеятся, что нам понадобится не 40 лет, как европейцам, чтобы понять эту ошибку :)

5 августа стартовала Экспедиция изучения городов. Инициаторы - Илья Варламов и Максим Кац намерены проехать Германию, Швейцарию, Францию, Нидерланды, Данию и Швецию, и, возможно, Италию и Прибалтику с целью изучения опыта организации городской среды.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+50

 

   

Комментарии (25)

  • Михал Иваныч
    Михал Иваныч 14 августа 2012

    Класс.

    Ответить
    0 +
  • DimaMonte
    DimaMonte 14 августа 2012

    Снос трамвайных депо и застраивание жильем - отдельная песня.

    Ответить
    0 +
  • Вадим
    Вадим 14 августа 2012

    Клево.

    Ответить
    0 +
  • Rita
    Rita 14 августа 2012

    оч круто!спасибо макс катц!

    Ответить
    0 +
  • анна-8075
    анна-8075 14 августа 2012

    Спасибо.Весьма актуально.Горько только,что там! думают люди о людях.А у нас дураки и подонки о себе. Простите за злость."Достало" за прошедшие несколько дней.

    Ответить
    0 +
  • Dr. Greenhouse
    Dr. Greenhouse 14 августа 2012

    А я вообще категорически против публикации фотографий этих ваших европ и америк - это больно ранит мои патриотические чувства. Исключение можно сделать только для трущобных районов.

    Ответить
    0 +
  • Dobryak
    Dobryak 14 августа 2012

    Снято на квартире. Фальшак однозначно

    Ответить
    0 +
  • Dr. Greenhouse
    Dr. Greenhouse 14 августа 2012

    фальшыўка, зробленая ў Польшчы

    Ответить
    0 +
  • Dobryak
    Dobryak 14 августа 2012

    за 100 мільёнаў долараў

    Ответить
    0 +
  • Dr. Greenhouse
    Dr. Greenhouse 14 августа 2012

    tak

    Ответить
    0 +
  • Алексей
    Алексей 14 августа 2012

    Что бы понять насколько много людей пользуется трамваем — выйдите на метро Сходненская в Москве. Кстати там всего одна скамейка, а людей как на олимпиаде.

    Ответить
    0 +
  • утёна на йух
    утёна на йух 14 августа 2012

    в детстве маленького вову поймала в трамвае вагоновожатая, когда он тырил пятачки из кассы, больно надрала уши и в трамвай его больше не сажали. Но вот вова вырос, стал тырить очень много, и решил отомстить трамваю!
    с тех пор в России стали ломать трамвайные пути и закрывать депо...

    Ответить
    0 +
  • Конь
    Конь 14 августа 2012

    все таки стоит понимать что это Германия и Швейцария.
    например в Португалии где я недавно был, дела с трамваями на много хуже..

    Ответить
    0 +
  • ПОЛЬЗОВТАЕЛЬ УДАЛЕН
    ПОЛЬЗОВТАЕЛЬ УДАЛЕН 14 августа 2012

    зато в Нидерландах - всё ок.

    Ответить
    0 +
  • Сварщик
    Сварщик 14 августа 2012

    у нас-то круче!убрать все выделенные полосы для быдлотранспорта,а то ишь-мешают ещё кортежам со свистом по Особо Важным делам лететь!

    Ответить
    0 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 14 августа 2012

    интересный сюжет, спасибо!

    Ответить
    0 +
  • elementprice
    elementprice 14 августа 2012

    Кац хочет чтобы в развитие инфраструктуры москвы вбухивали триллионы из бюджета.

    Ответить
    0 +
  • Бенджамин
    Бенджамин 14 августа 2012

    Чтобы обустроить одну площадь для пешеходных нужд, будет достаточно трех-пяти миллионов. Ну, десяти. Это ничто для бюджета, откуда таскают намного больше. И всяко лучше, чем тысячи раз подряд перекладывать асфальтовые заплатки никому не нужные.

    Ответить
    0 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 14 августа 2012

    это да... у нас каждую весну их перекладывают

    Ответить
    0 +
  • lt.jdoe
    lt.jdoe 14 августа 2012

    Почему Кац сравнивает трамвай и метро (которое заведомо стоит безумных денег) и не сравнивает трамвай и автобус? Кац известный шулер и любитель передернуть карты! Кац, а не поехал бы ты в Израиль, а то уже надоел! Изыди!

    Ответить
    0 +
  • MAXHO
    MAXHO 15 августа 2012

    В Москве давно есть план соеденить электрички под центром города

    соедИнить

    Ответить
    0 +
  • MAXHO
    MAXHO 15 августа 2012

    Вообще-то статейка явно заказная, явно проплаченная из мэрии.
    В Москве трамваи это нонсенс.
    Дело в том, что трамвайные пути занимают слишком много городской территории и так стесненной "точечной" застройкой.
    К примеру, если в Европе и других странах норма дорог в городе составляет от 20% и выше, то в Москве, крупнейшем мегаполисе мира, всего 8% и продолжает уменьшаться.
    В Нью-Йорке на 1 км дороги приходится автомашин в 2,5 раза меньше, чем в Москве.
    Скоро в Москве останутся одни дома с трамвайными путями, а автомашины исчезнут как класс.
    Кроме того, трамваи создают вибрацию, которая разрушает здания, а сами трамвайные пути буквально убивают подвеску автомобилей, пересекающим эти пути.
    Поэтому сравнение Мюнхена, Берлина и Цюриха с Москвой не выдерживает никакой критики.
    Вы создайте сначала дороги, а потом фантазируйте насчет трамваев.
    Или переезжайте жить в Европу.

    Ответить
    0 +
  • MAXHO
    MAXHO 15 августа 2012

    составляет от 20%


    составляет от 20% городской территории

    Ответить
    0 +
  • coyoteOdin
    coyoteOdin 24 августа 2012

    "Трамвай намного дороже автобуса при закупке, однако это компенсируется тем, что его можно ремонтировать не ограниченное количество раз. Например вот этому трамваю 40 лет"

    знакомо. Еще несколько лет назад у нас по Минску ходили потрясающие, эпичные немецкие трамваи GT8M 60-х годов (с шикарными деревянными сидеьями, мягким ходом и потрясающим дизайном), но потом, их, увы, заменили на современные белкоммунмашевские

    Ответить
    0 +
  • yax
    yax 30 апреля 2013

    У нас в Ё-бурге собрались делать трамвай скоростной в новый район. Но ветку опять по козьи планируют. Будучи автомобилистом, в свое время то же кричал,"к черту железный гроб на колесиках,один шум от него". Но как то лет десять назад простояв в пробке 2,5 часа,(при расстоянии до места назначения 960 м),на меня нашло просветление

    Ответить
    0 +